-- уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- анализировать структуру и языковые особенности текста;
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорная речь. (Подробная характеристика каждого стиля по ссылке выше).
Алгоритм выполнения задания
1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Читать нужно не механически, а вдумчиво. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.
2. ДО чтения вариантов ответов отвечаем на вопросы: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Вопросы по содержанию обязательно встречаются в задании. Кроме того, это отличная тренировка для работы над №27, то есть над сочинением ЕГЭ.
3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль стоит особняком и в тренировочных КИМах не встречается. Подробнее обо всех стилях и их особенностях см по ссылке в Тьюторсе.
4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий