Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
29 февраля 2024
Течет ли вода под лежачий камень?
28 февраля 2024
Пушкин и Анна Керн
Источник: goog_846491687http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-608.htm
Рисунок Нади Рушевой. Анна Керн (1800 - 1879) |
27 февраля 2024
«Культурный вопрос»: откуда берутся крылатые выражения
26 февраля 2024
Читаем на бегу. Семь классических рассказов
Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова
Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
Подробный разбор одного из самых сложных русских романов в разговорах с учителями литературы.
Бедный студент кладет за пазуху топор, приходит в квартиру к неприятной старухе-процентщице и убивает ее. Оставшиеся четыреста страниц студент переживает произошедшее, видит странные сны, знакомится с проституткой, затем во всём сознается следователю и отправляется на каторгу. Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе. Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание».
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4021397-6-voprosov-o-tom-kak-chitat-prestupleniye-i-nakazaniye-dostoyevskogo-chtoby-ego-ponyali-shkolniki
25 февраля 2024
Имена и фамилии в русском языке: правописание
Случайная цитата о литературе
Какое время правильнее: зимнее или летнее?
"...змий зовёт к себе, к таинственному древу..."
24 февраля 2024
Третьяковская галерея
В годы Великой Отечественной войны галерея 17-ю железнодорожными эшелонами была эвакуирована в Новосибирск, и вернулась обратно в Москву только в 1945 г.
Экспозиция музея охватывает широчайший временной отрезок от XI в. до современности. Здесь выставлены образцы древнерусской иконописи, скульптуры и полотна выдающихся русских мастеров – Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Врубеля, Сурикова, Брюллова и многих других.
Отдельный зал Третьяковской галереи отведён под драгоценные украшения, созданные в XI-ХХ вв.
Тест: угадайте оперу по цитате из арии
- Скоро, скоро, месяц ясный,твой потухнет чистый свет.
Скоро полночь — час ужасный!- Точно «Пиковая дама» — там все происходило ночью
- Это из оперы «Аскольдова могила», Неизвестный ждет Всеслава
23 февраля 2024
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 5 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 4 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
22 февраля 2024
Владимир Маяковский. "Как делать стихи"
Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.
Для поэтической работы необходимо:
1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)
2. Целевая установка
3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».
Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:
«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:
1. наши дни к веселью мало оборудованы;
2. наши дни под радость мало оборудованы;
3. наши дни под счастье мало оборудованы;
4. наша жизнь к веселью мало оборудована;
5. наша жизнь под радость мало оборудована;
6. наша жизнь под счастье мало оборудована;
7. для веселий планета наша мало оборудована;
8. для веселостей планета наша мало оборудована;
9. не особенно планета наша для веселий оборудована;
10. не особенно планета наша для веселья оборудована;
11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;
и, наконец, последняя, 12-я —
12. для веселия планета наша мало оборудована.
Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».
Средства художественной выразительности и стилистические приемы в стихотворении "Необычайное приключение..."
Метафора – один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.
Например:
Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.
Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».
Каламбур (игра слов)
Например:
Стилистическая лексика
В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:Например:
«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).
«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).
«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)
«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)
«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).
Стихотворная форма
Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.Сравните:
А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало. | А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить Меня вот это стало. |
21 февраля 2024
"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"
Название стихотворения
Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.
Композиция стихотворения
Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
Развязка. «Поэтическое кредо поэта»
Тема, идея, проблематика стихотворения
19 февраля 2024
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 2 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 3 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
18 февраля 2024
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 1 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Буря мглою что там кроет? Сложный тест на знание стихов Пушкина
Фото |
Буря мглою ___ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Небо
Море
Тест полностью
17 февраля 2024
Петергоф -- одна из великолепных достопримечательностей России
Сегодня туристы могут насладиться в Петергофе видами удивительных по красоте каскадов фонтанов, шикарных императорских дворцов. Прогуляться по тенистым парковым аллеям, помнящим шаги Петра-I и Екатерины Великой.
Источник
16 февраля 2024
Маяковский современен
Да еще бы голову.
15 февраля 2024
" Собаки и другие люди". Новая книга Захара Прилепина
Семь собак, рыжий кот и кошечка, попугай и обаятельные деревенские жители — главные герои этой книги: то уморительно смешной, то немного печальной. Но и печаль эта — тепла и человечна.
Невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности. О братьях наших меньших, преподающих нам удивительные уроки.О том, что боль — преодолима, а жизнь — удивительна. Особенно — с такими невероятными друзьями. (Из аннотации на книгу)