В этот день солнце светит ярко-ярко. Говорят, "играет". Природа и мы вместе с ней радуемся свету, теплу, возрождению. |
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
24 апреля 2011
СО СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЯ!
23 апреля 2011
Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
Время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять;
Время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать;
Время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть;
Время войне, и время миру.
Библия, Екклесиаст, 3, 1-8
Учитель в Интернете. 8 советов и рекомендаций
Самое главное в блоге - информация (контент). Именно мысли, которыми блогер делится со своими читателями, идеи, которые смело выносятся на всеобщее обсуждения, рассуждения, которые проводятся по тому или иному вопросу, и определяют полезность блога. Т.е. чем интереснее пишет автор, тем большее число постоянных читателей он приобретёт со временем.
Если Вы, например, учитель истории, то это отнюдь не значит, что Вы должны писать в свой блог исключительно об истории и о преподавании истории. Блог - это как публичный дневник, где Вы можете отражать любые свои мысли. С вами произошёл интересный случай? Расскажите о нём! Нашли в Интернете полезную ссылку? Поделитесь ей! Захотелось пофилософствовать на отвлечённую тему? Сделайте это в своём блоге! Такие посты сделают Ваш блог интереснее для всех читателей: для Ваших учеников, для коллег, для случайно зашедших посетителей, для подписчиков.
Остальные 7 советов учителю-блогеру в блоге Дениса Гиряева здесь
КАВАЛЕР ПЛЮС ЗВЕЗДА
Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"
Шпрехен зи руссиш?
Тест на знание заимствованных слов, имён собственных и других хитростей русского языка. Такой небольшой «диктант» , позволяющий проверить вашу грамотность.
Валентина Саблина прошел этот тест с результатом:
Ни одной ошибки! Столь доскональное знание русского языка выдаёт в вас профессионала.
→ Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"→ Все познавательные тесты на ШколаЖизни.ру
22 апреля 2011
Про ель и сосну из "Кладовой солнца"
Двести лет тому назад,
Семена эти – ели и сосны --
Неразлучны стали навеки с той весны.
Сплелись их корни с малолетства,
Не знают свободы они с детства.
Вверх тянулись их стволы,
К яркому свету стремились они,
Старались обогнать друг друга,
Ведь вместе им было неуютно и туго.
Принести два семечка в Блудово болото,
Чтобы украшали они его, как золото.
Но ветер решил иначе:
Сплетя судьбы семян покрепче,
Кинул он их в глубокую яму
Недалеко от большого плоского камня.
Семена эти – ели и сосны --
Неразлучны стали навеки с той весны.
Сплелись их корни с малолетства,
Не знают свободы они с детства.
Вверх тянулись их стволы,
К яркому свету стремились они,
Старались обогнать друг друга,
Ведь вместе им было неуютно и туго.
Впивались в стволы сухими сучьями,
Ветки их валялись рядом крючьями.
Несчастную жизнь им ветер устроил,
Не подумал, какую им оставил долю!
Качаясь, деревья проклинают ветер:
«Зачем ты вмешался и лишил нас воли!»
Зухра Ш., ученица 6 класса.
Тепло и солнечно наконец!
Чему нужно было учиться?
Одна кастрированная цитата подрывает доверие к подлинности или корректности цитат остальных. В оригинале говорилось: "Учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму настоящим образом". (В.И. Ленин.)
Источник здесь
Однако чаще всего эту цитату использовали как призыв к школьникам и студентам, чтобы они хорошо учились. Получалось, что грешили против истины. К сожалению, такое встречается довольно часто: слова, употреблённые вне контекста, приобретают порой совсем иное значение.
Знаете ли вы, кто такой Владимир Ильич Ленин?
Особенности склонения фамилий и личных имен
Фамилии с показателями -ов- и -ин- имеют в мужском роде особое склонение, не встречающееся ни среди личных имен, ни среди нарицательных существительных. В нем объединены окончания существительных второго склонения мужского рода и прилагательных типа отцов. От склонения указанных существительных склонение фамилий отличается окончанием творительного падежа (ср.: Кольцов-ым, Никитин-ым — остров-ом, кувшин-ом), от склонения притяжательных прилагательных — окончанием предложного падежа (ср.: о Грибоедов-е, о Карамзин-е — об птцов-ом, о мамин-ом).
Соотносительные женские фамилии склоняются как притяжательные прилагательные в форме женского рода (ср. как склоняются Ростова и отцова, Каренина и мамина).
То же надо сказать о склонении фамилий на -ов и -ин- во множественном числе (Базаровы, Рудины склоняются как отцовы, мамины).
Источник: Н. А. Еськова. Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати». Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990.
Данному вопросу посвящена книга Л. П. Калакуцкой «Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке». М., 1984. Это фундаментальное исследование, основанное на богатом материале. В настоящем разделе кратко рассматриваются лишь основные вопросы, причем внимание акцентируется на самых сложных и спорных. Фамилии и имена рассмотрены отдельно.
см. здесь
21 апреля 2011
Ошибки при употреблении имен прилагательных
Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной - слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:
Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.
Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .
При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее - действен, свойствен.
Читать полностью здесь
Игрушка для взрослых
Я расскажу, что такое музыкальная шкатулка. Это игрушка, пришедшая на смену музыкальной табакерке в восемнадцатом веке, механический музыкальный инструмент в форме небольшого ящика. Заводной механизм вращает валик с шипами, которые задевают за тонкие металлические пластинки.
Музыкальные шкатулки могут быть самыми разными. Я видел только одну музыкальную шкатулку -- с балериной. Когда её открываешь, внутри стоит на тоненькой ножке маленькая балеринка, и звучит чудесная музыка. Под неё балерина танцует, поворачиваясь вокруг своей оси.
Как я сказал, музыкальная шкатулка -- игрушка. Но игрушка не для детей, а для взрослых. Взрослые. конечно, с ней не играют, как дети. Это как сувенир, во-первых, а во-вторых, они просто любят слушать замечательные звуки, которые издаёт шкатулка.
Алан К., ученик 5 класса.
ПЕРСПЕКТИВЫ
20 апреля 2011
Электронное задание "Притяжательные прилагательные"
По этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a399b0a-0a01-0355-0030-9239b6d83725/%5BRUS67_02-103%5D_%5BQS_078A%5D.html вариант 1 электронного задания "Притяжательные прилагательные". Тренировочное задание для учеников 6 класса.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 2
Вариант 3
Это о студентах, но к школьникам относится тоже
Узость кругозора и бедность лексики - две стороны одной медали. Одно обуславливает другое. Обедненность речи есть следствие неразвитости мышления и ограниченности кругозора. Оттого обычным явлением в наших аудиториях стало непонимание: студенты элементарно не могут понять, что говорит преподаватель. Они слов таких не знают. На практических занятиях мы часто сталкиваемся с тем, что студенты не понимают вопроса, отвечают невпопад, наобум, спрашиваешь про одно - отвечают про другое, не могут понять учебного задания, приходится по нескольку раз объяснять, что от них требуется. В общем, ты про Фому, они про Ерему, так и разговариваем.
Что еще отличает менталитет современного студенчества - это отсутствие логики и самого понятия о ней. Нормальное (не говоря уже - научное) мышление требует связности, логической последовательности, когда одна мысль вытекает из другой, и все вместе они образуют связное целое. Подавляющее большинство студентов не способно к связному рассуждению. Мышление носит фрагментарный, отрывочный, «клиповый» характер. Они видят одни частности, куски, но не могут соединить их в связное целое.
Читать полностью здесь ВЕСЬМА АКТУАЛЬНО! Прочтите и задумайтесь.
Дети просят Президента не отменять ЕГЭ
19 апреля, 15:54
Дискуссии взрослых о ЕГЭ всегда были острыми. И, как правило, на тему «самого лучшего образования в мире».
Но дети другого мнения, которое они попытались высказать Президенту.
Здравствуйте!
Я учусь в 10 классе и уже готовлюсь к поступлению в ВУЗ, но недавно моей маме сказали, что ЕГЭ возможно отменят. Мы пришли в ужас. Дело в том, что мои родители люди среднего достатка, детей в семье трое, старший брат студент Кубанского Государственного Медицинского Университета и смог поступить туда только благодаря результатам ЕГЭ. Он учится на бюджете, стипендию не получает и вынужден жить на квартире. тут одного студента для нашей семьи содержать накладно, а если отменят ЕГЭ у меня не будет возможности получить образование вообще.
В школе мы часто спорим про экзамены, и многие считают, что без денег ни куда не поступишь и ЕГЭ не нужно, но у меня есть пример брата. Я считаю, что ЕГЭ – это единственный шанс поступить в высшее учебное заведение, опираясь на знания, а не на деньги родителей.
Возможно, ЕГЭ нужно доработать, т.к. оно требует от ученика повышенного уровня знаний, гораздо большего, чем дает школьная программа, но это все преодолимо, если есть цель.
(Орфография и пунктуация автора сохранены).
Источник здесь
Слово в переносном значении
Дополнительные упражнения к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова" в 5 классе.
1. Найдите в следующих выражениях, среди выделенных слов слова, употребленные в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
2. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже, почему можно так говорить. Подберите сами подобные примеры.
Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.
3. Найдите в следующих предложениях прилагательные, употребленные в переносном значении.
Серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (Н.В. Гоголь).
Отец у меня золотой человек. (И.С. Тургенев).
Холодная усмешка скривила губы Базарова. (И.С. Тургенев).
Мысль важная в уме его родилась, но надобно ей дать остыть. (А.С. Пушкин).
... я б в рабочие пошёл -- пусть меня научат
Побывала со своим классом на выставке "Образование: инвестиции в успех -- 2011". Эта выставка стала уже традиционной в нашем городе. Различные учебные заведения, фирмы, связанные с поставками продукции для школ, колледжей и вузов представили, как говорится, товар лицом. Это был как бы собранный вместе грандиозный день открытых дверей. Мои восьмиклассники с большим интересом изучали, где на кого можно выучиться, какую специальность приобрести. С удовольствием участвовали в рейтингах и опросах, пробовали себя в викторинах и сдавали тесты. Набрали полным-полно буклетов. Начнём изучать возможности будущего профессионального выбора на классных часах.
19 апреля 2011
Мичиганские туманы. Как высоко, однако...
«Мичиганские туманы» на Яндекс.Фотках
Захотелось вставить в блог картинку с городским видом
(рука не повернулась напечатать пейзажем).
Понравилась эта из фоток на Яндексе.
Эта странная ипостась – школьный учитель. Эссе
Ипостась – (первонач.) сущность,
а также лик, лицо.
Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Почему странная? Написала бы великая или выдающаяся – всё сразу стало бы понятным… Поразмышляем над этим.
«Когда я учился, -- вспоминает С.Т. Шацкий, -- то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, применённой к себе». Станислав Теофилович создаёт совершенно новую школу, школу, открытую влиянию социальной среды. Школу, которая помогала детям жить богатой эмоциональной и интеллектуальной жизнью. Вместе со своими сподвижниками он не только просвещает детей и взрослых, но учит их всякому ремеслу, даёт дело в руки, чтобы люди могли приспособиться к жизни в обществе и, может быть, достигнуть лучшей доли. Сын дворянина, он заботится о детях бедных окраин Москвы, он безоглядно отдаёт себя служению им, совершенно ему чужим. С точки зрения обывателя очень странные порывы.
Мне учиться в школе нравилось. И как учили нас тоже нравилось. Вспоминаются, к примеру, приёмы, которые учителя использовали при опросе учащихся – в то время широко был распространён приём уплотнённого опроса. Конечно же, в памяти остались уроки написания сочинений непременно со сложным планом (вариант – цитатным) и обязательным эпиграфом. И особенно интересно было, когда сочинения читались потом на уроках и разбирались их достоинства и недостатки. Было что тогда разбирать – работы большей частью ученики писали сами. Сейчас не пишут сочинения, а скачивают. И поэтому многим могут показаться странными усилия учителей научить своих учеников писать сочинения. А процесс-то уже становится необратимым: преподаватели университетов бьют тревогу – студенты не умеют связать двух слов... Читать дальше
Кто такой Станислав Теофилович Шацкий?
Проект "Педагогическое наследие", о победе в котором я вчера сообщила в блоге, посвящён выдающемуся педагогу России Станиславу Теофиловичу Шацкому.
Биографическая справка о нём из Википедии: "Станислав Теофилович Шацкий окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 организовал общество «Сетлемент» которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит работой первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории".
Читать полностью здесь
По условиям конкурса надо было ответить на вопросы об этом выдающемся педагоге и написать эссе. Ответы здесь
Памятник Станиславу Теофиловичу |
Семинар по подготовке к экзаменам
Сегодня приняла участие в семинаре А. Г. Нарушевича "Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку". Андрей Георгиевич -- личность известная в кругу учителей и учащихся выпускных классов, так как многие из нас пользуются его замечательными пособиями к экзаменам. Он преподаёт не только в университете, но и в лицее и поэтому очень хорошо знает проблемы подготовки к государственной аттестации в школе. Его рекомендации основываются на министерских требованиях к КИМам и личном опыте: затруднениях учащихся при подготовке и сдаче экзаменов, ученических сочинениях, работе в качестве эксперта по проверке задания С. Поэтому общение с этим человеком оказалась очень полезным для собравшихся в местном интституте повышения квалификации учителей. А.Г. Нарушевич представлял также ростовское издательство "Легион". Каждая из нас получила в подарок книги, выпущенные "Легионом". Весьма-весьма приятны такие забота и внимание.
УСТАМИ ПТИЧКИ-КРОХИ...
Посмотреть на Яндекс.Фотках
- Мужик, машину-то бы помыть надо, номерочек бы протереть, то-сё... А то стрёмно как-то...
Подписаться на:
Сообщения (Atom)