10 октября 2011

О роли знаков препинания

Пунктуация, как и все знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённое значение и оттенки, вкладываемые им в  своё письменное высказывание. А  читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие -- в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся языком.
А.Б. Шапиро, русский языковед.

09 октября 2011

Ещё о видах глагола. Глаголы "застывшие" и "бегущие"

...Русские писатели-классики тонко чувствовали дух русской речи и использовали, в частности, противопоставление видов в художественных целях. В сказке П. П. Ершова "Конек-Горбунок" с помощью глагольных видов разоблачается мнимое превосходство энергичных и деловых братьев над медлительным и ленивым Иваном. Как, например, отправлялся сторожить пшеничное поле старший брат Данило?
Вот как стало лишь смеркаться,
 Начал старший брат сбираться, 
Вынул вилы и топор 
И отправился в дозор. 
Ту же энергию выказывает второй брат Гаврило: 
Стало сызнова смеркаться; 
Средний брат пошел сбираться, 
Взял и вилы и топор
И отправился в дозор. 
Настала очередь Ивана; для него у сказочника припасены глаголы несовершенного вида: 
Тут Иван с печи слезает
Малахай свой надевает
Хлеб за пазуху кладет
Караул держать идет
Но, как мы знаем, неторопливость Ивана на самом деле обернулась обстоятельностью и непоказной ответственностью, которые и привели в дальнейшем к бурным событиям, окончившимся тем, что Иван-дурак стал царем, да еще и женился на прекрасной царь-девице.
А если вы транжирите время просто так, от лени, то рискуете отстать от жизни и многое проворонить в ней, как это случилось с Сережей из детского стихотворения Д.Хармса "Иван Иваныч самовар", где об этом поведали нам те же глагольные виды:
 "Утром рано подошел
К самовару подошел
Дядя Петя подошел…". 
За ним "к самовару подошла тетя Катя", "девчонка прибежала ", даже "дедушка пришел, Очень старенький пришел" - всех угостил чаем самовар. 
"Вдруг Сережа приходил , 
Неумытый приходил , 
Всех он позже приходил…". 
Но… чай кончился: не любил Иван Иваныч лодырей. 
О семантическом богатстве русского глагольного вида написаны сотни книг, статей и диссертаций - в нашем отечестве и за его пределами. Цель же настоящих заметок - показать, как иногда из-за скучного понятия "грамматическая категория" выглянут вдруг в истинном свете наши устремления и поступки, помыслы и оценки, наше восприятие этого огромного, вечно изменяющегося окружающего мира.
Источник здесь 

Крым. Виртуальное путешествие

Караул-Оба
«Караул-Оба» на Яндекс.Фотках

Видовые пары глаголов

Видовые пары (система видовых оппозиций). Категория вида в русском языке охватывает все глаголы, но не все они образуют видовые пары. «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида. Члены видовых корреляций обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (совершенный вид) или длительность его, продолжительность (несовершенный вид)» [Тихонов А.Н. Глагол. – М.: Academia, 1998. – С. 10]. Видовые пары составляют глаголы противопоставленных видов, тождественные по лексическому значению. Такие отношения, когда видовые различия не сопровождаются изменениями в семантике, называются коррелятивными. В образовании видовых пар участвуют только предельные глаголы: одни (НСВ) передают стремление к пределу, другие (СВ) выражают значение предела. Таким образом, способность объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глаголов: если у глаголов несовершенного и совершенного вида лексическое значение не изменяется, сохраняется, то такие глаголы образуют видовую пару. Если глаголы не способны выражать достижение предела или стремление к нему, они относятся к непредельным глаголам и не входят в видовые пары. Видовая пара – это глаголы противопоставленных видов, тождественные по значению. Примеры: глаголы измерять – измерить, пахать – вспахать не различаются семантикой. Их различие только в виде, поэтому они образуют видовые пары. Приставки до- и пере- в глаголах дописать и перепахать вносят дополнительное лексическое значение префиксального глагола в сравнении с глаголом несовершенного вида, поэтому глаголы писать – дописать, пахать – перепахать не образуют видовые пары. Это однокоренные некоррелятивные глаголы совершенного и несовершенного вида.
Источник здесь

Простое волшебство Марка Бернеса

Марк Бернес -- советский актёр и исполнитель песен. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. 8 октября ему исполнилось бы 100 лет.
О Марке Бернесе можно прочитать здесь Можно также здесь послушать песни в его исполнении.

08 октября 2011

Фото тест "Русские писатели 18 века"

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/00095.php фото тест по русской литературе "Портреты поэтов 18 века".  Полезно пройти  его каждому. (Я, конечно, имею в виду прежде всего своих учеников, делая такое предложение).

...У меня в Москве....


Марина Цветаева. "Мой Пушкин"


Начинается как глава настольного романа всех наших  бабушек  и  матерей Jane Eyre {"Джен Эйр" - роман  английской  писательницы  XIX  века  Шарлотты Бронте.} - Тайна красной комнаты.
     В красной комнате был тайный шкаф.
     Но до тайного шкафа было  другое,  была  картина  в  спальне  матери  - "Дуэль". Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят  третьего,  под мышки, к саням - а еще один, другой,  спиной  отходит.  Уводимый  -  Пушкин,отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил  его  на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
     Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили.  Потом  я  узнала,что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес  возненавидел  Пушкина,  потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на  снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет  твердо  узнала,  что  у поэта  есть  живот,  и  -  вспоминаю  всех  поэтов,  с  которыми когда-либо встречалась, - об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в  который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его  душе. С  пушкинской  дуэли  во мне началась сестра. Больше скажу  -  в  слове  живот  для  меня  что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает  волной  содрогающегося  сочувствия, исключающего всякий  юмор.  Нас  этим  выстрелом  всех  в  живот ранили.
     О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней  узнала  только  взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери.  Мещанская  трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было.Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики:  поэт и чернь. Чернь, на этот  раз  в  мундире  кавалергарда,  убила  -  поэта.  А Гончарова, как и Николай I-ый - всегда найдется.
Читать дальше
Сегодня у Марины Цветаевой день рождения.

Северное сияние


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Полярное сияние в ночь с 26 на 27 сентября. Город Кировск Мурманской области.

О репутации и чести

Reputatio в переводе с латинского означает "обдумывание, размышление". Когда римляне рассуждали о том, кого назначить на должности консулов, они тщательно обдумывали все варианты, обсуждали возможные  последствия этих решений.
Из латыни это слово попало во французский язык и получило новое значение: "приобретённая кем- или чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого- или чего-либо".
Людям свойственно заботиться о своей репутации. Очень важно, чтобы о тебе думали хорошо, чтобы считали тебя надёжным человеком; в противном случае трудно достигнуть успехов в продвижении по карьерной лестнице.
Однако существует более важное в нравственном отношении понятие, чем репутация, -- честь. Репутация -- это то, как ты выглядишь перед другими; честь -- это твой образ перед зеркалом собственной совести.

07 октября 2011

ВОЛНА

Волна
«Волна» на Яндекс.Фотках

Научная грамматика о категории вида глагола


«Категория вида обозначает, что действие, выраженное глаголом, представляется:
а) в его течении, в процессе совершения, а тем самым в длительности или повторяемости, напр.: жить, петь, работать, ходить, читать ;
б) как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе совершения, будет ли то момент возникновения, начала действия или же момент его завершения, его результат, напр.: запеть, кончить, побежать, пропеть, прийти, узнать, уйти» [Грамматика–1960, т. 1, с. 426].
«Категория вида – это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 583].
Понятие об аспектуальности Раздел грамматики, который занимается изучением видов и способов действия глагола, называется аспектологией. Следует разграничивать аспектологию как раздел науки о языке и аспектуальность как функционально-семантическую категорию.
Читать далее   Информация полезна для 7-классников, с которыми мы сейчас изучаем тему "Глагол".

Победитель конкурса "Учитель года -- 2011"


ovchinnikov
Главную премию "Учитель года России 2011" получил 35-летний учитель биологии школы села БаловневоЛипецкой области - Алексей Овчинников.На церемонии награждения, прошедшей в московском планетарии, "Хрустального пеликана" победителю вручил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.На церемонии присутствовал президент Дмитрий Медведев. А.Овчинников работает в средней общеобразовательной школе села Баловнево Липецкой области 16 лет."Учитель года - 2011" родился 13 июля 1976 года, закончил Елецкий государственный педагогический институт.А.Овчинников - представитель педагогической династии, общей стаж которой более ста лет.Обладатель "Хрустального пеликана" считает, что для учителя главное - "не столько обучение, сколько воспитание, и поэтому большое внимание уделяет внеклассной работе".
Источник: www.interfax-russia.ru

06 октября 2011

"Фауст". Телеспектакль


Проект "Гражаданин поэт" номинирован на политическую премию

Авторы проекта "Гражданин поэт" продюсер Андрей Васильев, писатель Дмитрий Быков и актер Михаил Ефремов попали в шорт-лист публицистической премии "ПолитПросвет", сообщает РИА Новости. Всего в короткий список, объявленный 6 октября, вошло пять финалистов.
О других номинантах на премию читать здесь

Знаете ли вы кошачью литературу?

По этой ссылке http://www.samsdam.net/rusliter/00135.php тест "Знаете ли вы кошачью литературу?" Интересно!

05 октября 2011

Flux Pavilion - I Can't Stop [FULL VERSION] [HD


Тест "Знаешь ли ты стихотворения А.С. Пушкина?"

А здесь по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1421a7bf-f3e3-436d-81a3-041262c002b8/index_listing.html  тест, который проверяет знание стихотворений  А.С. Пушкина. Он тоже интерактивный

Соотнесите названия стихотворений с цитатами из них

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a42ef4a-ab38-4b88-b973-45db34589718/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_07%5D.swf интерактивное задание по литературе. Проверьте, как вы знаете стихотворения А.С. Пушкина. Задание в первую очередь адресовано 6-классникам.

Натюрморт на окне

Anni ricchi di colori
«Anni ricchi di colori» на Яндекс.Фотках

Наши любимые и неповторимые

По этой ссылке http://www.slideboom.com/presentations/426416/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%9C%D0%9E%D0%A3%D0%A1%D0%9E%D0%A8-%E2%84%9649
презентация ко Дню учителя, выполненная учениками 9 а класса МОУ "СОШ № 49". Слайды сопровождает красивая музыка, но  вставить  её в  хранилище SlideBoom не получилось.

Кто после нас?

В школе сегодня был день самоуправления. Учителей заменяли ученики 10 класса. Девочки, которые вели уроки русского языка и литературы в моих классах, сказали, что не думали, что так трудно работать учителем. -- Теперь я точно знаю, -- поделилась с нами Элеонора, -- что не стану учителем... Комментарии, как говорится, излишни.
Вообще-то,  считаю я, учить  нетрудно, если  нет кое-каких проблем. Например, с дисциплиной.  Удержать современных детишек  "в рамках" действительно непросто -- девочки правы.

04 октября 2011

С Днём учителя, дорогие коллеги!


Главная часть речи


Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema ), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить; см. также: «Глаголом жечь сердца людей»А.С. Пушкин).
Глагол – это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категориями рода.
Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия ( бежать, грузить, рыть ), и состояния ( лежать, спать, страдать ), и отношения ( иметь, преобладать, принадлежать )» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 582].
Глагол – одна из самых сложных, семантически ёмких, грамматически содержательных частей речи. Проф. А.А. Потебня вслед за М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым и зарубежными лингвистами В. Гумбольдтом, Х. Штейнталем говорил о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи. 
Дальше о глаголе и его грамматических значениях. В дополнение к материалам уроков русского языка в 7 классе.

...Всё взято из жизни

Н.В. Гоголь метко назвал "Недоросля" подлинно общественной комедией: "Комедия Фонвизина поражает  огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знаньем души".