02 февраля 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

01 февраля 2024

1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина

Евгений Иванович Замятин — прозаик, драматург, литературный критик, публицист, переводчик, редактор, киносценарист, литературно-общественный деятель; инженер-судостроитель, участвовавший в создании первых русских ледоколов, преподаватель Политехнического института.
Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Евгений Замятин был опытным морским инженером. Он много путешествовал, постоянно ездил по России в соответствии со служебным планом. В 1915 году была написана повесть «Север». Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

— Замятин не был белым, почему же он пошел на разрыв с советской властью?

— Все из-за романа «Мы», который Замятин закончил в 1920 году и обратился, немножко с наивными надеждами, в советские издательства. Он верил в свое творчество, в то, что молодую советскую литературу поднимет на новую высоту этой книгой, когда обратился с рукописью к Горькому, Чуковскому и Пришвину. Но все трое были в ужасе. Каждому произведение показалось необыкновенно опасным, антисоветским.

— Давайте вернемся к роману «Мы». Что там не так с будущим, которое ждет человечество?

— События там происходят в неопределенном далеком будущем, где женщины и мужчины носят одинаковую униформу, где за всеми осуществляется контроль, где с противоположным полом можно общаться только по талонам и за специальными розовыми шторами. Где родить ребенка может не каждая женщина, а только соответствующая «Материнской норме»...

Читать полностью статью "Замятин и его «бомба»: как написанный в 1920-м роман-антиутопия разрушил СССР"

Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку

 По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM  размещены теория и практика к заданию 3.

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..

Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке презентация ко второму заданию ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" https://teletype.in/@vsablina/knCDx5Y-hXb
На странице имеется теория, практика и презентация к заданию.

Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.

Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.

Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке теория и практика, а также презентация на тему  задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями"    https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

НУЖНО ЗНАТЬ

следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.

Подробно см.материалы по ссылке выше

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого

В Российской империи люди путешествовали гораздо реже, чем сейчас. Поездки занимали много времени, требовали изрядных трат, а паспорта были далеко не у всех. Однако жилье для туристов существовало всегда. «Культура.РФ» рассказывает, где можно было остановиться до революции​ и чем отличались постоялые дворы, гостиницы​ и меблирашки.

Постоялый двор
Рудольф Ференц. На постоялом дворе. Около 1880 г.

На Руси​ гостиниц в европейском понимании не существовало. C XI–XIII веков путешественники селились в специальных частных домах. Их называли по-разному: постоялые, стоялые, заезжие, выезжие дворы. Не существовало закрепленного списка услуг, которые они бы предоставляли, — каждый хозяин по-своему обеспечивал комфорт постояльцам. От более поздних постоялых дворов допетровские отличались тем, что в них могли не кормить гостей, не всегда держали двор для повозок. Неизменной была одна услуга — комната с кроватью. Удобства, ванная и туалет были не везде.

31 января 2024

30 января исполнилось 100 лет киностудии "Мосфильм"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Итоговое сочинение. Рабочая тетрадь по подготовке к итоговому сочинению

 по ссылке материалы по подготовке к итоговому сочинению  https://teletype.in/@vsablina/2C6qjA5C3xC

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением 2022-2023 - 2024 г.г.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения). Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

30 января 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)


  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

"Я был рождён... для деревенской тишины"

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far nientе1 мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
Роман "Евгений Онегин"
К.Е. Гашко. "Посещение Захарово. Встреча Пушкина с захаровскими крестьянами".2011
В.П. Иванов. Пушкин в Болдино

29 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Теория и практика

Так как задание 8  ЕГЭ по русскому языку вызывает трудности при выполнении, мы ещё раз публикуем справочные материалы к нему. По ссылке разбор задания 8 ЕГЭ https://teletype.in/@vsablina/ZABi2R8zTkf

 С чего начать выполнение 8 задания?

Посмотреть, есть ли в задании ошибка "Нарушение  построения предложения с несогласованным приложением". Это всегда будет название в кавычках, Есть при приложении родовое слово -- значит название должно быть в форме им.п.  Нет родового слова -- приложение употребляется в падеже в соответствии с нормами управления.

Нарушения построения предложения с причастными и деепричастными оборотами тоже "угадываются" достаточно легко. Остальные грамматические ошибки нужно выучить, Чтобы суметь "узнать их в лицо".

Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда"

Этот музей, экспонирующий всего одну картину, является центральным элементом всего мемориального заповедника. На диораме нашли отражение 7 дней военной операции «Искра», в результате которой произошло объединение Ленинградского и Волховского фронтов. Главным итогом ее стал прорыв блокады.

Диорама создавалась в период с 1982 по 1985 годы. Ее авторы – группа ленинградских художников, многие из которых сами были фронтовиками и участниками обороны Ленинграда. На многоплановом полотне они поступательно запечатлели все события горячей недели. На сорокаметровом полотне диорамы слева направо мы видим ход операции – от артподготовки до встречи двух фронтов. Это событие, знаменующее прорыв блокады, занимает центральную часть картины. Также здесь отражена последующая прокладка железнодорожного пути, получившего имя «Дороги Победы».

Шесть метров свободного пространства, отделяющие зрителя от диорамы, заполнено максимально приближенным к действительности макетом фронтового рельефа. Бомбовые воронки, осколки снарядов, изрытая и изувеченная земля – все это дополняет атмосферу музея ощущением реальности происходящих событий.

Композиция диорамы создана на основе рассказов самих художников-фронтовиков, ее созданию предшествовала масштабная работа с архивными документами, видеоматериалами, сопоставление сохранившихся фотографий, а также сбор и анализ воспоминаний ветеранов.

Музей был открыт к Дню Победы в 1985 году. Он вмонтирован в архитектурную конструкцию Ладожского моста на левом берегу: таким образом, диорама, собственно, географически расположена на месте изображенного на ней центрального события – у деревни Марьино, на переломном рубеже прорыва блокады.

На музейном фасаде изображена карта-схема обороны Ленинграда, а перед входом стоят танки, участвовавшие в боях. Дополняет музейную экспозицию коллекция фронтовых плакатов и открыток.

Нужна ли запятая перед словом который?

 Подробно по ссылке https://teletype.in/@vsablina/Z5At9hjK43P 

 Союзные слова КОТОРЫЙ/КОТОРАЯ/КОТОРОЕ/КОТОРЫЕ могут соединять части сложноподчинённого предложения, и поэтому перед ними должна стоять запятая.

Однако если «который» употребляется с предлогом, то запятая ставится перед предлогом: Учёный, с которым я познакомился/ у которого я побывал / о котором я тебе рассказал, очень известный. 

Подробно по ссылке вверху. Есть случаи, когда запятая перед словом КОТОРЫЙ не нужна.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7

В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.

Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24

В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

28 января 2024

Что такое Любовь? Говорят дети

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/xnq92cocWbB теория и практика к заданию 4.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

27 января 2024

Говорит Ленинград!

Сообщение читает Михаи́л Нау́мович Меламе́д — диктор ленинградского радио. Он вёл фронтовые радиорепортажи во время Великой Отечественной войны.‎|

Дети войны. Ёлка в блокадном Ленинграде


 

Знать со школьной скамьи, со ступенек детского сада! Помнить вечно!

27 января -- 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции от удушающей блокады был освобождён Ленинград. Подвиг жителей города, вынесших 872 жесточайших дня, стал вечным примером мужества и стойкости. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан «Зелёный пояс Славы».

Обстановка в городе была тяжелейшая: 10 сентября 1941 года, в самом начале блокады, враг разбомбил Бадаевские склады, пожар на которых уничтожил значительные запасы продовольствия. По состоянию на 12 сентября, запасы продовольствия составляли: хлеба, крупы и мяса на 30–35 суток, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива – до конца сентября. Были введены карточки на продовольствие, нормы снабжения по которым пять раз снижались: с 20 ноября в результате последнего уменьшения нормы продовольствия рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные – по 125 г. Спасением стала «Дорога жизни» – единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая в годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро (в период навигации – по воде, зимой – по льду) и связывавшая в сентябре 1941 года – марте 1943 года Ленинград с тылом. Осенью 1941 года по Ладожскому озеру и по воздуху в Ленинград доставили свыше 60 тысяч тонн грузов. После прекращения навигации, в ноябре 1941 года – апреле 1942 года, по ледовой дороге было эвакуировано 550 тысяч человек, промышленное оборудование и др. Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью – энергетический кабель.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.