13 ноября 2010

Ответы на задания из "Русского медвежонка"

Помещаю ответы на задания из "Русского медвежонка", опубликованные в нашем блоге 9 ноября.
Задание 1. В русском литературном языке  есть слова барабанщица, певица, поэтесса, пианистка, скрипачка и флейтистка. А вот у слов бард, дирижёр и трубач "женских" вариантов в современном  литературном  языке   нет. Ответ: (Г).
Задание 2. Форме  бегу соответствует бежать, форме бегать -- бегаю. Аналогично гоню -- гнать, гонять --  гоняю несу -- нести, носить -- ношу; летаю -- летать, лететь -- лечу. И лишь в паре хожу -- ходить действительно представлены формы одного глагола. Ответ: (Г).
Задание 3. Алтын -- это  три копейки (это слово происходит от тюркского altyn "золото, золотой"). Ответ: (В).
Задание 4. К женскому роду из перечисленных относятся существительные плацкарты и оладьи; погоны и санатории -- к мужскому; колени и побережья -- к среднему; ворота и чернила не имеют рода, так как употребляются только в форме множественного числа. Ответ: (Г).
Задание 5. В количественных сочетаниях, построенных по модели "двадцать (тридцать, восемьдесят, сто и т.д.) два (три, четыре) столба (ежа, друга и т.д.)", существительное стоит в форме родительного падежа единственного числа, а само сочетание в позиции прямого дополнения выглядит так же, как в позиции подлежащего. Ответ: (В).

12 ноября 2010

Современная школьная частушка

В добавление к предыдущему сообщению частушка.
Побывал я в Паутине,
И залез я в Интернет.
В голове от Интернета
Просто полный винегрет!
Источник здесь

О смеси уксуса, масла и соли

Вы, наверное, не догадываетесь о том, что речь в этом сообщении пойдёт о... винегрете. Во французском языке слово винегрет означает соус из уксуса, масла и соли.
Винегрет по-русски -- это холодное кушанье из варёной свёклы, картофеля, солёных огурцов, репчатого лука, приправленное подсолнечным маслом. В винегрете смешиваются продукты, которые  обычно подаются как отдельные блюда.
В русском языке это слово быстро приобрело переносное значение. Винегретом стали называть смесь разнородных предметов, понятий, как говорится, всякую всячину. Например,  если учитель сказал об ученике: "У него в голове настоящий винегрет", -- значит, у школьника отдельные знания не связаны между собой, перемешаны. А это не даёт возможности быстро найти верный ответ.
Слово винегрет становится одним из самых коварных во время диктантов и контрольных работ. Именно в нём делают самое большое количество ошибок. Как вы думаете, почему?

Последний фильм о Гарри Поттере оказался непохож на книгу

Последний фильм из серии лент о мальчике-волшебнике Гарри Поттере будет значительно отличаться от книги. Об этом The Daily Telegraph сообщил Дэвид Йэтс, являющийся режиссером картины.
Режиссер решил добавить в фильм "Гарри Поттер и Дары Смерти" несколько сцен, которых не было в книге. В картине появится эротический эпизод - Гарри и Гермиона будут целоваться. При этом юный волшебник предстанет перед зрителями обнаженным, о чем не было написано в книге.
Читать дальше

11 ноября 2010

К вопросу о правописании безударных гласных в корне слова

Одними из наиболее частотных ошибок являются ошибки на безударные гласные в корне слова.
Как бороться с ними?
Чтобы преодолеть затруднения учащихся в правописании безударных гласных в корне слова, надо выявить причину затруднений. А причин может быть несколько.
Рассмотрим алгоритм действий ученика в ситуации слухового диктанта, так как это самая трудная ситуация применения полученных знаний.
Ученик, услышав предложение, должен:
• запомнить предложение и порядок следования слов в нем;
• услышать имеющиеся знаки препинания и знак в конце предложения;
• уяснить для себя, в каких именно словах имеется безударная гласная в корне слова;
• подобрать ряд однокоренных слов;
• «услышать» проверочную гласную;
• выбрать подходящее проверочное слово из ряда однокоренных слов;
• записать слово.
Какие же затруднения возникают?
Практика показывает, что затруднения у каждого ученика бывают разные:
Ученик, прослушав предложение, даже не предполагает, что в каких-либо словах имеется безударная гласная, а следовательно, не пытается ничего проверять, пишет, как думает.
Вероятная причина... Об этой причине и других затруднениях читать дальше  Полезная статья для учителей.

В школьной грамматике неправильно

 Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # - нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.
Можете проверить здесь

Это не русское слово "серьёзный"

Этимологическая справка.
Слово серьёзный кажется нам совершенно привычным. Однако чуть больше двухсот лет назад этого прилагательного в русском языке не было. Оно пришло к нам из французского языка, куда,  в свою очередь, попало... Откуда? Конечно же, из латыни. Латинское  serium  переводится как "важное дело"
В русском языке заимствование хорошо прижилось и образовало целый букет значений.
Задание. Впишите примеры, соответствующие значениям.
Вдумчивый и строгий, не легкомысленный:_______________________
Глубокомысленный, сосредоточенный:___________________________
Существенный и важный по содержанию, не легкомысленный:___________________________
Требующий пристального к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный:_________________________________
Для справок: серьёзное лицо, серьёзная книга, серьёзное положение, серьёзное отношение к делу.

10 ноября 2010

Осень. Речка. Сумерки

Пока каникулы -- полюбопытствуйте и решите задачку

Слова в заголовке к этому сообщению обращены прежде всего к 6-классникам нашей 49-й астраханской школы. Попробуйте на досуге выполнить следующее задание.
Но прежде историческая справка к нему.
В древнерусском языке было не две, а три формы числа: единственное, двойственное и множественное. Например, столъ (единственное число), стола (двойственное число), столы (множественное число).
Форма стола сама по себе обзначала "два стола", поэтому не было необходимости употреблять слово два, чтобы обзначить два предмета, как это требуется нам сейчас.
А теперь собственно задание (в вашем учебнике оно значится под номером 199). Как вы думаете, что обозначала в древнерусском языке форма множественного числа? Отличалась ли она по значению от формы множественного числа в современном русском языке?

Помните о -j-

При выделении основы и флексий необходимо помнить о j, который может быть "спрятан" в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениj-е). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -*ни-, а есть суффикс -ниj-: петь / пе-ниj-е.  Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есь-j-е.

Литературная матрица

Новый учебник по литературе для школы называется "Литературная матрица. Учебник, написанный писателями". Подробности здесь
О впечатлениях. Я прочитала эссе Людмилы Петрушевской о Пушкине. Мне очень понравилось: кратко, но ёмко, точно, но образно и ярко.

09 ноября 2010

Противники-сторонники...

Сегодня было заседание методического объединения учителей-предметников. Обсуждали результаты административных контрольных. Много ошибок делают ученики при написании слов с безударными гласными в корнях, окончаниях, суффиксах, плохо  знают односоставные предложения. Что-то в "нашем королевстве" не то.  Видно, нет универсального средства, чтобы преодолеть эту препону.  Делилась опытом своего информального образования, в том числе показывала коллегам блог (у нас это дело не получило  распространения пока). О реакции ничего  сейчас не скажу. Как-нибудь потом, если захочу. Вообще-то, есть ярые противники  всех этих, связанных с ИКТ новшеств, и их логика железная: нас учили только с помощью мела и тряпки и вон мы какие. В Америках и Европах наши одноклассники живут...

Всего-то -- 10 евро! Зато какая цена...

Знаете ли вы, каков размер самой престижной литературной премии Франции -- Гонкуровской премии?..
Размер Гонкуровской премии составляет символическую сумму - всего 10 евро, зато открывает перед лауреатом широкий путь не только к известности и признанию, но и к гарантированно высоким тиражам.
Среди лауреатов премии немало литературных знаменитостей - Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954). В 1995 году лауреатом стал выходец из России Андрей Макин за роман "Французское завещание", переведенный на 30 языков.
Есть во Франции и другая престижная литературная премия - премия Ренодо. Эта премия, история которой насчитывает более 80 лет, вообще не предполагает никакой награды. В литературной среде принято считать, что Ренодо является ответом на необъективность Гонкуровского жюри. Ее лауреатами становились Марсель Айме, Луи-Фердинанд Селин, Луи Арагон и Мишель Бютор. Эту премию получила в нынешнем году Виржини Депант (Virginie Despentes) за роман "Апокалипсис бэби" (Apocalypse bеbе, издательство Grasset). Это история 15-летней нимфоманки и наркоманки, которая сбегает от родителей.


Гонкуровская премия за 2010 год досталась в понедельник писателю Мишелю Уэльбеку за роман "Карта и территория" (La carte et le territoire), сообщило жюри премии.
Подробности здесь

Ответ на вопрос о значении слов на -ция(а)

Обряд посвящения юношей в мужчины -- это инициация.
Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость --  инициатива.
Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо -- интуиция.
Первые буквы имени и отчества или имени и фамилии; начальные буквы частей и глав в старинных книгах -- инициалы.