25 декабря 2010

Что такое Имхонет?

Имхонет — мультикультурный рекомендательный сервис (рекомендательная система), экспертную работу в котором выполняют сами пользователи. Отсюда и название сервиса, которое является производным от английских аббревиатуры IMHO (англ. In My Humble Opinion — «по моему скромному мнению») и слова «net» (англ. сеть).

"Имхонет" назвал главные слова 2010 года

Рекомендательный портал «Имхонет» назвал главные для россиян слова 2010 года. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
В номинации «Слово года», по версии экспертов, победило слово «огнеборцы», за ним следуют «жара» и «сити-менеджер».
Народным голосованием в качестве «Слова года» было утверждено слово «жара», а ближайшими преследователями оказались «аватар» и «смог».
В номинации «Выражение года» мнения аудитории «Имхонета» и экспертов сошлись — первое место было отдано словосочетанию «Аномальная жара». Читатели также отметили выражения «энергосберегающие лампочки» и «без фанатизма», а эксперты — «двое из ларца» и «исландский пепел».
В номинациях «Словотворчество» и «Словосеть», которые посвящены новым для русского языка словам, отмечены такие перлы как «лыбик» (эквивалент англицизма «смайлик»), «тандемагогия», «ай-поц» (адепт продукции Apple), «лекси-кола» (язык массовой культуры), «блогоблудие» и «аськоголизм».

Рекомендательный портал «Имхонет» функционирует с 2006 года. Конкурс «Слово года» проводится на сайте во второй раз.
Источник: http://lenta.ru/news/2010/12/16/imho/

Ответ на задачу про цыгана

Попыхивая цигаркой, цыган цедил пойло в цинковое корыто. "Цыц, курицын сын! -- цыкнул он на подбежавшего цыплёнка, -- ещё получишь порцию."
Сколько в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь
Ответ : (В).
 
В данном тексте обыгрываются правила написания ы и и  после ц. В корне после ц следует писать  и  (цигарка, цинковое). Исключение из этого правила составляют четыре корня, три из которых представлены в задаче : 1) цыган; 2) цыплёнок; 3) цыкнуть, цыц; 4) на цыпочках. В словах женского рода на -ция всегда пишется и, будь то корень или суффикс, например; станция, рация, лекция, инструкция. В задаче таким является слово порция. В суффиксе притяжательных прилагательных пишется ы. В слове цедил пишется не и, а е, что проверяется ударением: процЕдит, процЕженный.

Словообразование синхронное и диахроническое

Изучение языка можно проводить двумя способами: синхронным (от греч. syn – «совместно» и chronos – «время») и историческим, или диахроническим (от греч. dia – «через» и chronos – «время»).
В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени. Вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в нем происходили, не ставится. Анализируется вопрос как?, а не почему?
При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке.
Приведем пример, чтобы пояснить различие между синхронным и диахроническим исследованиями. Возьмем две пары слов:
дояр и доярка;
зонт и зонтик.

Проведем синхронный анализ. Для этого подберем другие пары слов, выражающие такие же отношения: артист : артистка = дояр : доярка. Вывод: слово дояр – базовое, слово доярка – производное, оно обозначает женщину, которая доит коров. Мяч : мячик = зонт : зонтик. Вывод: слово зонт – базовое, слово зонтик – производное, оно обозначает маленький зонт.

Проведем диахронический анализ. С точки зрения истории словообразования отношения между этими парами слов другие.
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.
                                                                                      (Е.А. Земская).

Как передать оценочно-смысловые оттенки слов?

Даны три слова: проходчик, прохожий, проходимец. Только иностранец, плохо знающий русский язык, может не почувствовать их смыслового и оценочного различий и назвать прохожего проходимцем, что сразу же вызовет не предусмотренное говорящим комическое впечатление.
Присоединение просторечного суффикса к книжному слову и, наоборот, книжного суффикса к разговорному, как всякое несоответствие, также создает комический эффект. Например, дамье (от дама) по аналогии с бабье или наплевизм (от просторечного наплевать) с книжным суффиксом -изм.
Оценочный характер вновь образующегося слова во многом зависит также и от значения самой основы. Ср.: каменщик, настройщик и халтурщик, алиментщик.
Особое место среди суффиксов русского языка занимают группы уменьшительно-ласкательных, уничижительных, увеличительных, позволяющие дать представление как о размере предмета, так и о его оценке. Домик, домок, домина, домище – дома разных размеров, а домишко не просто маленький дом, но и плохонький, жалкий на вид.
Таким образом, целям передачи тонких оценочно-смысловых оттенков служат не только слова, но и значимые их части, как мы показали это на примерах некоторых суффиксов.
                                                                                                          (В.Николаева).

23 декабря 2010

Объявлен конкурс "Книгуру"

 11 ноября 2010 года, в 11 часов утра, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге  был объявлен всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и подростков. Название конкурса – «Книгуру» - было придумано детьми.
На конкурс могут быть выдвинуты художественные и научно-популярные прозаические произведения. Объем выдвигаемого произведения или сборника работ - от 4 до 10 печатных листов (один печатный лист равен 40 тысячам печатных знаков). Произведения принимаются только в электронном виде по адресу kniguru@bigbook.ru до 31 января 2011 года.
"Длинный» и «Короткий» списки сформирует Совет экспертов, куда вошли известные специалисты по детской литературе: прозаик и драматург Ксения Драгунская, писатель Валерий Воскобойников, литературный критик Ксения Молдавская, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А.Гайдара Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова, обозреватель «Детского радио» и газеты «Известия» Наталья Кочеткова, старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина.
Произведения «Короткого списка» будут опубликованы на сайте конкурса и переданы в жюри.
Членом жюри «Книгуру» может быть только школьник 10-16 лет, зарегистрировавшийся на сайте. Именно дети и подростки определят лучшие произведения из числа выдвинутых на Конкурс.
Подробно здесь.  Спешите стать членами жюри, ребята!

Каким котом ты будешь в год Кота?

Ты - сфинкс, Валентина!

Ты пришелец с другой планеты, живешь в мире фантазий и сказок. Тобой восхищаются и даже немножко завидуют. Иногда тебе не хватает «земли под ногами», но надо работать над собой, и тогда армия твоих поклонников станет просто огромной.
Здесь можно пройти тест "Каким котом ты будешь в новом, 2011 году". Любопытно!

Почему экономика и экология начинаются одинаково?

Почему два таких разных по значению слова, как экономика и экология, начинаются одинаково? Правильно, происхождение у них общее.
Oikos по-гречески -- "дом". Экология -- это наука о нашем общем доме -- Земле. Первое, изначальное значение слова экономика -- искусство управления домом, домашним хрзяйством. С ним  связаны устаревшие сейчас значения существительного эконом -- "бережливый, хозяйственный человек, "заведующий хозяйством".
Попав из греческого в немецкий и другие европейские языки, слово получило новые значения. Теперь экономика -- это совокупность производственных отношений, организация хозяйственной жизни какой-либо отрасли или предприятия и даже научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность.

Где тут разборка, а где -- разбирательство?

Задача из "Русского медвежонка"
Как правильно?
(А) разбор завалов, разбирательство задачи, судебная разборка;
(Б) разборка завалов, разбирательство задачи,  судебный разбор;
(В) разбирательство завалов, разбор задачи,  судебная разборка;
(Г)  разбор завалов, разборка задачи, судебное разбирательство;
(Д) разборка завалов, разбор задачи, судебное разбирательство.

21 декабря 2010

Что такое прикладная лингвистика

Вопрос: 1. Чем занимаются прикладные лингвисты? Какие реальные задачи перед ними ставятся?
2. Какие направления существуют в прикладной лингвистике?
Соня Левченко, 9 класс, Москва
Отвечает кандидат филологических наук, заведующий лабораторией компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации Российской академии наук Леонид Лейбович Иомдин.

Дорогая Соня!
Короткий ответ на ваш вопрос звучит так.
Прикладная лингвистика — это область деятельности, в которой наука лингвистика используется в прикладных, т.е. практических, целях. Эти цели могут быть самыми разными: автоматический перевод текстов с одного языка на другой, информационный поиск (например, поисковые системы в интернете), автоматическое извлечение информации разного рода из текстов, автоматическая обработка текстов (например, автоматическое построение краткого содержания текста или создание списка ключевых слов), создание компьютерных вариантов словарей, как одноязычных (например, толковых или орфографических), так и двуязычных или переводных, автоматический анализ (распознавание) устной речи и синтез речи по тексту (чтение текста компьютером). Во многих зарубежных странах (в частности, в США, Канаде, Великобритании), прикладная лингвистика (applied linguistics) понимается как обучение иностранному или родному языку.
О направлениях собственно прикладной лингвистики говорить не очень корректно, скорее можно говорить о конкретных задачах, которые она решает и которые перечислены выше. Разумнее говорить о направлениях компьютерной лингвистики, методы которой используются при решении прикладных задач. Среди них стоит выделять такие направления, как создание действующих компьютерных моделей языка, разработка формальных лингвистических теорий (в первую очередь формальных грамматик), разработка статистических методов обработки текста.
Источник здесь

20 декабря 2010

Полезный сайт "Лингвистика для школьников"

Здесь  ссылка на очень полезный сайт для вас, ребята. Называется он "Лингвистика для школьников".

Лестниц-а или лес-т-ниц-а?

Как разобрать слово лестница по составу: лестниц-а или лес-т-ниц-а? Производное это слово или непроизводное? Шестиклассники, вспомните  тему  "Производные и непроизводные слова" и критерий Винокура. За правильный  ответ -- отметка "5" (но только первым двум ученикам, ответившим быстрее всех).

Правильно употребляй предлоги!

В четырёх из пяти  приведённых ниже прмеров представлены типичные ошибки в употреблении предлогов. Найдите тот единственный, где ошибки нет.
(А) восстановить на прежнем месте работы;
(Б) ехать с Германии;
(В) согласно нового законодательства;
(Г) нарекания к работе продавца;
(Д) по соседству от колледжа.

Снова задачка из "Русского медвежонка"

Попыхивая ц...гаркой, ц...ган ц..дил пойло в ц....нковое корыто. "Ц...ц, куриц....н сын! -- ц...кнул он на подбежавшего ц...плёнка, -- ещё получишь порц...ю."
Сколько  в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь