16 марта 2023

Можно ли не писать ВПР — и ещё 5 вопросов про проверочные работы, которые идут в школах прямо сейчас

            Всероссийские проверочные работы дети начинают писать с 4-го класса. И хотя считается, что результаты ВПР ни на что не влияют, все всё равно страшно нервничают. Сейчас ВПР в школах в самом разгаре, а родители и дети задают редакции «Мела» вопросы о них. Мы попросили заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 312 Санкт-Петербурга Елену Воронину и юриста дать на них ответы.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/245819-mozhno-li-ne-pisat-vpr-i-eshche-5-voprosov-pro-proverochnyye-raboty-kotoryye-idut-v-shkolakh-pryamo-     ссылка  

10 марта 2023

Сложные предложения с разными видами связи: схемы


                 

"Строительный материал" для предложений

 Источник


Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

09 марта 2023

Как написать письмо литературному герою

 Источник

    Видов творческих работ для развития письменной речи учащихся очень много. Один из них - это письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений сосредоточено на формате ЕГЭ и итогового сочинения. А эта работа не предполагает обращения к героям книг.Н

Несколько полезных советов

    Совет № 1. Старайтесь поймать настроение и вдохновение, когда будете писать. Герои книг должны получить письмо, проникнутое хорошим настроением, почувствовать искреннее отношение.

    Совет № 2. Вспомните все детали произведения, которые помогли вам раскрыть характер героя. Найдите в тексте наиболее понравившиеся моменты и проанализируйте их. Подчеркните самые поворотные моменты в жизни героя.

    Совет № 3. Перед написанием письма литературному герою обдумайте, какую информацию вы хотите донести до него: предостеречь его от поступков, похвалить, поддержать. Будьте откровенны с адресатом.

Читать
полностью

08 марта 2023

Для всех российских вузов предложили ввести выпускной экзамен по русскому языку

 Источник

   В российских вузах хотят ввести новый выпускной экзамен – всех студентов могут обязать сдавать экзамен по русскому языку. Об этом говорили на заседании Совета при Президенте РФ по русскому языку. 

    В конце февраля Президент РФ подписал закон о государственном языке, который обеспечивает статус русского языка как государственного, а также усиливает контроль за тем, чтобы при использовании русского языка как государственного соблюдались его нормы.

    Через несколько дней после подписания закона состоялось заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку. Естественно, на нем обсуждался сам закон и методы его реализации. Как рассказал сетевому изданию «Учительская газета» член Совета при Президенте РФ по русскому языку, руководитель портала Грамота.ру, один из активных соавторов законопроекта «О государственном языке РФ» Константин Деревянко, для полномерной реализации закона о госязыке особое внимание будет уделено подготовке по русскому языку учителей, преподавателей вузов, педагогических кадров. По словам Деревянко, на Совете прозвучало предложение ввести выпускной экзамен по русскому языку во всех российских вузах.
Также на Совете обсуждались и вопросы, касающиеся ЕГЭ по русскому языку. Напомним, в начале февраля глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что ведомство планирует при приеме в университеты на инженерные специальности и направления сделать экзамен по русскому языку дополнительным. То есть при приеме абитуриентов на инженерные направления акцент будет делаться на ЕГЭ по математике, физике и информатике, а ЕГЭ по русскому языку будет учитываться, но как дополнительный.
Константин Деревянко сообщил, что члены Совета при Президенте РФ по русскому языку выступают категорически против идеи Минобрнауки РФ о том, чтобы ЕГЭ по русскому языку для поступающих на инженерные специальности и направления выступал в качестве дополнительного. По мнению экспертов, такое решение противоречит задаче повышения языковой культуры в нашей стране, добавил он.
    Во время Совета затронули и школьное образование. Константин Деревянко заявил, что на помощь к ученикам придут специальные словари, в которые включат языковые нормы и лексику различных предметных областей. Благодаря принятию закона эти словари получится внедрить в школу. Это решение, по словам Деревянко, очень важно, поскольку у молодежи катастрофически снижена культура речи.
    Константин Деревянко ранее пояснял сетевому изданию «Учительская газета», как принятый закон о государственном языке повлияет на жизнь учителей, школьников и родителей. Он подчеркнул важность того, что сфера образования включена в данный документ. Он уточнил, что значит будет идти дальнейшее совершенствование самой образовательной системы в части развития речевых и коммуникативных компетенций учащихся.
    «Школы должны быть также обеспечены современными качественными лингвистическими ресурсами, в первую очередь — учебными словарями, также отражающими нормы современного русского литературного языка», – пояснил Деревянко. По его словам, в школе словари выпали из активной учебной практики еще десятилетия назад. Проводились исследования по этому вопросу, но пока никаких практических решений принято не было.
    Руководитель портала Грамота.ру высказал уверенность, что принятый закон поможет сформировать эти решения, потому что сегодня это актуально как никогда, в том числе в условиях присоединения к Российской Федерации новых территорий. По мнению Деревянко, словари в сфере образования будут ключом к повышению качества преподавания русского языка, причем на межпредметном уровне, поскольку язык – это не только объект изучения, но и инструмент получения образования.
    Более половины современных школьников испытывают трудности со словарным запасом. Результаты ЕГЭ 2022 года продемонстрировали, что низкие результаты практически по всем предметам связаны с недостаточным пониманием смысла текста заданий, знанием и интерпретацией понятий. «То есть по сути дела — это лингвистические компетенции, недостаток которых приводит к низким результатам во всех предметных областях», – пояснил Константин Деревянко. Он отметил, что аналогичная проблема есть и у иностранных школьников. Ведь развитие интернет-технологий заметно влияет на традиционное образование. Оно, в свою очередь, в силу своей консервативности не всегда успевает сформировать адекватный ответ на предлагаемые временем вызовы. Но в нашей стране эти вопросы решаются и будут обязательно решены, подчеркнул Деревянко.

Всех с Восьмым марта!


 Вот таких голубок с сердечками я вчера подарила своим девочкам. Всех с Междунардным женским днём 8 Марта!

Фонд 21 века (Фонд образовательной и научной деятельности 21 века)

Источник

ИНФОРМАЦИЯ О ВСЕРОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ (ИДЕТ МАРТОВСКИЙ ЭТАП ПРИЕМА ЗАЯВОК)

[1] Участие в конкурсах бесплатное. Для подачи заявки необходимо заполнить таблицу, установленной фор-мы, регистрация на сайте не требуется;
[2] Ваши опыт, труд и знания будут сохранены: работы участников бесплатно публикуются в электронном каталоге нашего издания;
[3] 
 Вы узнаете результаты по Вашей работе в течение следующих 3-х рабочих дней после подачи заявки.

По всем вопросам можно обращаться по адресу: fond21veka_gr@mail.ru 

СПИСОК АКТУАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ:

▶ III Всероссийский педагогический конкурс «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА». 
К участию допускаются работы на тему воспитания: патриотическое, духовное, нравственное воспитание  том числе через волонтерскую и добровольческую деятельность), воспитание семейных ценностей, трудолюбия и творчества, физическое развитие и культура здоровья, правовое воспитание и культура безопасности и т.д.
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ IV Всероссийский педагогический конкурс «ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ». К участию принимаются педагогические материалы, созданные с помощью программных средств, например: различные тематические, предметные презентации в Microsoft PowerPoint или методические разработки, сценарии мероприятий, статьи и т.д. в Microsoft Word, сценарии проведения различных интерактивных уроков, мероприятий  применением интерактивной доски и/или с использованием компьютера/проектора, других технических средств), интернет-проекты (сайты).
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ Всероссийский конкурс «ЛУЧШИЙ САЙТ ПЕДАГОГА — 2023». К участию принимаются: персональные сайты педагогов, страницы на педагогических сайтах-порталах (nsportal, infourok, maam и другие), сообщества в социальных сетях, авторские тематические блоги, интернет-проекты и т.д.
Узнайте сроки, условия, подробности о конкурсе и подайте заявку>>>

▶ VI Всероссийский педагогический конкурс «МОЙ ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ». Итоговый список победителей: >>>Посмотреть

07 марта 2023

Наречие: слитно или раздельно. А как в сказке?

  


    Наречие -- самая молодая часть речи. Когда существительное, прилагательное, глагол и числительное уже сформировались, наречие только появилось на свет. Появилось , огляделось и увидело, что все корни разобраны старшими.

-- А как же я? -- загрустило наречие.
Первым пришло на помощь прилагательное. Некоторые качественные прилагательные украсили себя суффиксами -о, -е: ласково, искренне. Вскоре подоспели новые прилагательные, которые по-дружески накинули на себя плащи из приставок и суффиксов и стали наречиями. По двое и по трое подходили числительные. Вдогонку им, грудь нараспашку, бежали торопливые глаголы.
Только существительное запоздало. Оно всё пересчитывало свои богатства да раздумывало, чем поделиться с наречием. Когда увидело, что наречие уже окрепло и даже выработало для себя несколько правил, то обрадовалось и огорчилось одновременно: вдруг подумают, что существительное жадничает! Стало оно сгребать  слова пригоршнями и сыпать прямо в котомку наречию: пусть само разбирается! Насилу наречие донесло эту котомку домой.
Село наречие за письменный стол и стало разбирать, что писать раздельно, а что слитно. Но выяснить это в одиночку оказалось не под силу. Пригласило наречие учёных-лингвистов. Те думали-думали: надо либо всё слитно, либо всё раздельно! Но появляется столько нюансов! Так учёные ничего и не придумали.
-- С налёту такие проблемы не решают! -- сказали учёные и отправились по своим кабинетам -- дальше думать.
А школьники с тех пор каждый раз ломают голову? слитно или  раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами?

05 марта 2023

41 слово -- и всё о снеге

 Источник

    Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать снег в его различных состояниях.

У саамов для определения и описания снега во всех его возможных видах используется 41 слово.
    Международная комиссия по снегу и льду (как ни смешно, но существует и такая!) в 1951 году узаконила классификацию снежинок. 

Сложные существительные, которые пишутся через дефис

 Источник

Пишутся через дефис:
1. Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е, например:
а) жар-птица, бой-баба, дизель-мотор, кафе-ресторан, премьер-министр, генерал-майор, Бурят-Монголия (при склонении изменяется только второе существительное);
б) изба-читальня, купля-продажа, паинька-мальчик, пила-рыба, (при склонении изменяются оба существительных).

04 марта 2023

Самый известный православный бестселлер в России

     

    Молодой коллега учитель истории, с которым мы нередко обсуждаем не только новости, но и книги, увидев у меня в руках книгу "Несвятые  святые" и другие рассказы", сказал: "О, об этой книге много говорили, но я, к сожалению, её не читал". Меня заинтересовало,  почему-таки много говорили. И хотя я не знакома совсем с православной литературой и не увлекаюсь ею, но раз уж и коллега обратил внимание на произведение,  и библиотекарь школьной библиотеки порекомендовала мне эту книгу, -- это подогрело мой интерес к ней. В прошлые выходные я рассказы прочитала. Даже увлеклась чтением. Отзыва писать не буду. Отсылаю моих читателей к основательной рецензии в конце поста. Замечу, что есть и совершенно противоположные отзывы.

    Книгу наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона Шевкунова, впервые вышедшую в 2011 году, сегодня называют самым известным Православным бестселлером России. В 2012 году произведение стало лауреатом премий «Большая книга» и «Книга года». Его миллионные тиражи сравнимы только с изданиями времен СССР, а перевод осуществлен уже почти на два десятка языков. По своей популярности среди самых разных слоев населения книга далеко обошла большинство не только православных, но и светских изданий.

«Несвятые святые». Рецензия на самую популярную православную книгу последних лет ссылка

03 марта 2023

Карта слов и выражений

 Источник 

    Слова и выражения в русском языке неразрывно связаны между собой миллионами невидимых нитей. Мы слышим слово снег и в нашей голове тотчас же вспыхивают россыпью ассоциации: зима, снежинки ❄, Дед Мороз 🎅, снеговик ⛄, ёлка 🎄 и десятки других.

КартаСлов.ру — это онлайн-карта слов и выражений русского языка. Здесь связи между словами обретают осязаемую форму.

02 марта 2023

«ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ РУССКОГО СЛОВАРЯ»

 Источник 

    Ресурс «Орфографическое комментирование русского словаря» позволяет узнать нормативное написание 200 000 слов, объяснение написания для 20 000 слов, получать списки слов, соответствующих какому-либо правилу, и работать с ними, находить иллюстрации к правилам в словаре, осуществлять разнообразную выборку словарных единиц по выбранным критериям, прочитать полные, непротиворечивые правила.

    ПОТРЯСАЮЩИЙ ресурс! Такого словаря я не встречала ещё. Спасибо Светлане Георгиевне Ясинской, учителю русского языка и литературы МАОУ "СОШ №22" Череповца Вологодской области, в блоге которой я увидела этот словарь. Блог называется "Учитель словесности" ссылка на него https://lanasvet1991.blogspot.com/

28 февраля 2023

27 февраля 2023

БСП и анатомическо-арифметический парадокс

Разъясните анатомическо-арифметический парадокс. Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?Пальцев у него давадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.              Ответ в презентации

26 февраля 2023

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ

 Источник 

    Важный ресурс к ЕГЭ - Навигатор подготовки, опубликованный  на сайте ФИПИ. Что в нем? По каждому предмету, помимо перечисленных тем и разделов, раскрыты основные понятия (история - даты, математика и физика - формулы), все, вплоть до ссылок на нужные параграфы учебников. А плюс к этому - ссылки на видеоуроки и материалы Российской электронной школы, разбор типичных ошибок прошлых лет, описание новых моделей заданий с возможностью потренироваться в их выполнении, видеоконсультации разработчиков экзаменов. Например, навигатор по русскому языку.

Русский язык
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке

О гандболе, баскетболе и танцах

     В моём 10 а  семь девочек уже лавно занимаются гандболом. Две из них  играют в профессиональной команде на контракте. Гандбол в Астрахани наряду с футболом  в приоритете, потому что наш земляк Владимир Александрович Гладченко -- советский и российский тренер по гандболу -- в 60-е годы прошлого века сначала организовал первую гандбольную команду, а потом  астраханскую гандбольную школу. В.А. Гладченко -- заслуженный тренер РСФСР (1980), заслуженный тренер СССР (1989), Почётный гражданин города Астрахани (1997). В 1990 году астраханская гандбольная команда стала чемпионом России, по нескольку раз завоёвывала серебряные и бронзовые медали. Славные традиции продолжает молодое поколение. Наша "Астраханочка" в первых рядах в России. Много детей и юниоров занимаются в  гандбольной  школе имени В.А. Гладченко. У нас в школе в каждой параллели есть гандбольный класс. 

Астраханская команда на соревнованиях. В ЮФО они пока на первом месте сезона 2022 - 2023 года. Среди них пять наших родных девчонок-десятиклассниц.
    А моя семья, чады мои играли, играют в баскетбол, занимаются пропагандой этого вида спорта в родном городе. Я стараюсь не пропускать значимые игры Астраханской баскетбольной лиги. Вот и вчера мы были на финале региональной студенческой лиги. Играли наши "Бобры" из Астраханского государственного архитектурно-строительного университета и "Ойраты" из Калмыцкого  государственного университета. Команды по результатам игр сезона вышли в финал и вчера сражались на паркете не на жизнь, а на смерть за золотые медали. Игра была огонь. На последней минуте наши вырвали победу, опередив соперников на одно-единственное очко. На снимках мои ученики-болельщики и я с чемпионом по имени Василий.
    И наконец про танцы. Глеб Б. тоже из нашего 10 а с детства занимается бальными танцами в "Пилигриме" (так называется школа бальных  танцев, главный филиал которой  находится в нашем учебном заведении). Глеб со своей партнёршей уже  много раз становились победителями международных, российских и региональных конкурсов.

    Кстати, все ребята учатся хорошо. Есть даже отличники среди них. Не могла не поделиться всем этим после вчерашнего накала страстей и избытка эмоций, полученных на баскетбольном финале.

24 февраля 2023

Иосиф Бродский

     

Иосиф Александрович Бродский (1940–1996 гг.) – писатель, эссеист, переводчик, преподаватель, личность известная и уважаемая не только в России, но и во всем мире. Смог в полной мере реализовать свой талант как поэт после вынужденной эмиграции в США. В 1987 году был награждён Нобелевской премией.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/brodskij-iosif-brodsky-joseph

Иосиф Бродский. На независимость Украины

Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,

слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,

«время покажет кузькину мать», руины,

кости посмертной радости с привкусом Украины.

То не зелено-квитный, траченый изотопом,

— жовто-блакитный реет над Конотопом,

скроенный из холста: знать, припасла Канада —

даром, что без креста: но хохлам не надо.

Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!

Не нам, кацапам, их обвинять в измене.

Сами под образами семьдесят лет в Рязани

с залитыми глазами жили, как при Тарзане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:

скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.

Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,

по адресу на три буквы на все четыре

стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы

с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.

Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,

а курицу из борща грызть в одиночку слаще?

Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.

Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,

брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый

отвернутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба

нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.

Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.

Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!

Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.

Полно качать права, шить нам одно, другое.

Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.

Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.

Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.

Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,

Нет на нее указа ждать до другого раза.

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

будете вы хрипеть, царапая край матраса,

строчки из Александра, а не брехню Тараса

1991

11 слов молодежного сленга, которые вы вряд ли переведете

 Источник

    Подростковый язык настолько живой и подвижный, что новые слова в нем появляются каждый год. Только мы, кажется, привыкли к кринжам и абобусам, как — здрасьте, пожалуйста! — им на смену пришли очередные изречения. Попробуете разобраться в новейшем молодежном словаре? (И, да, мы помним, что ваши дети не такие и «так не говорят»).

Далее по ссылке

23 февраля 2023

Лев Гумилёв: о пассионарности и пассионариях

    Пассионарность -- это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. (Замечу в скобках: чего, к сожалению, большинству из нас не хватает). Назовём таких людей пассионариями.

    Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далёкие походы... борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям...(И  такой способности многие из нас лишены).

    Уровень пассионарности в этносе не остаётся неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить разлчным возрастам человека.

    Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии -- люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей... Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза... когда этнос сохраняет лишь память о своей героической традиции. Затем исчезает и память... люди предпочитают великим замыслам обывательский покой.                                                Лев Гумилёв. От Руси до России