18 сентября 2023

О сочинении вообще в школе и везде

    Сочинение предполагает грамотное, логически последовательное, эмоциональное и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание элементов теории литературы, основных литературно-критических работ.
    Это ваша интерпретация авторского текста.
    «Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрым», — писал Д. С. Лихачев.

Вспомним требования к сочинению
1. Соответствие теме.
2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
4. План и логичность, последовательность изложения.
5. Самостоятельность мышления.
6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
7. Общие требования к слогу:

• Ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

• Точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);

• Простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

• Образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).

8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

    Тема сочинения — это то, что положено в основу содержания, это анализируемый предмет. Любая тема обязательно содержит в себе проблему — вопрос, требующий исследования и разрешения.
    Идея (главная мысль сочинения) — это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.

Как проверить функциональную грамотность на платформе РЭШ

 
Проблемы функциональной грамотности учащихся поднимаются уже давно. Не если раньше имелись в виду, прежде всего, навыки чтения и письма и применения их в реальной жизни, то в наши дни проверяется способность обучающихся применять полученные знания и умения для решения целого ряда повседневных задач в различных жизненных ситуациях. Эти задачи отличаются от учебных, как как проверяется и оценивается функциональная грамотность учащихся. И для этого требуется несколько другой инструментарий в отличие от привычных учебных заданий. И заслуга Российской электронной школы в том, что в этих целях был создан Электронный банк заданий для проверки функциональной грамотности.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2024

    Демоверсии ЕГЭ опубликовали. Будущие выпускники выдохнули с облегчением: как и обещали в Министерстве просвещения, глобального пересмотра структуры экзаменов не произошло. Однако по большинству предметов есть точечные изменения, на которые должен обратить внимание ваш ребенок.
    Рассмотрим изменения в ЕГЭ по русскому языку:
Изменили количество первичных баллов. Раньше за экзамен можно было получить 54 балла, теперь только 50. Потеря каждого первичного балла забирает 2 тестовых.
Скорректировали формулировки в 13 и 14 заданиях. В новых КИМах нужно указать не один, а несколько правильных ответов из предложенных вариантов. Наобум или методом исключения поставить не получится - для этого нужно знать правила.
Изменили систему оценивания 8, 26, 27 заданий. Раньше за 8 задание можно было получить сразу 5 баллов. В прошлом году — 3, а в новых вариантах — всего 2 балла. При этом если обучающийся допустил более 2 ошибок, он получит 0 баллов. В заданиях № 26 и 27 также ужесточили критерии оценивания: получить максимальный балл по этим заданиям станет сложнее.
В критериях оценивания больше нет понятия «однотипная ошибка». Раньше, если экзаменуемый допускал меньше 4 ошибок на одно правило, эти ошибки учитывались как одна. Теперь за каждую будут снимать баллы.
В сочинении (задании №27) выпускник приводит аргументы из историко-культурного, читательского или жизненного опыта.
В кодификатор внесли темы, которые до этого не проверяли, например: словообразование, фразеологизмы, крылатые выражения.
    Изменения не критичны, однако за многие задания теперь значительно сложнее получить баллы. Это пугает выпускников, ведь при поступлении в вуз решающим может оказаться даже один балл.
    Приглашаем вашего ребенка пройти бесплатный мини-экзамен по русскому языку на основе реальных заданий из ЕГЭ прошлых лет. Мы определим уровень знаний ученика, выявим все пробелы в его знаниях и составим индивидуальный план подготовки к ЕГЭ 2024 с учетом всех изменений!
    Пройти мини-экзамен и получить план подготовки к ЕГЭ 2024 можно по кнопке ниже:

17 сентября 2023

День программиста

     13 сентября в России праздновали День программиста. Профессия IT-специалиста приобрела особое значение для современного общества. Нашу жизнь уже невозможно представить без технологий.
    Делимся, когда и зачем детям учить языки программирования и обсуждаем, какие профессии будущего могут заинтересовать школьников, а также в рамках проекта «Школа профессий 2.0» рассказываем о наиболее популярных направлениях.

Уникальные случаи использования нейросетей

 Источник

Рассказываем о трех неожиданных направлениях, где нейросети оказались невероятно полезны.

Сфера применения нейросетей очень обширна. Обычно самые яркие кейсы бывают о том, как человек использует искусственный интеллект в финансах, бизнесе, медицине и программировании. Сегодня посмотрим под другим углом на то, как можно использовать ИИ и приведем несколько уникальных примеров.

AI тестирование пива

16 сентября 2023

Трейлер фильма "Зоя"

Интервью с актрисой исполнительницей роли Зои

Зоя. Разговоры о важном. 18 сентября 2023 года

К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской. Разговоры о важном

Определён автор Тотального диктанта -- 2024

Тотальный диктант – 2024 пройдёт по всему миру 20 апреля. Мы будем писать и проверять текст, который сочинила российская писательница Анна Матвеева, многократный финалист премий «Большая книга».

15 сентября 2023

Какой звук обозначала буква Ѣ?


Русский язык имеет богатую историю, а его письменность прошла множество изменений на протяжении веков. Одним из интересных аспектов этой истории является буква "Ѣ" (ять), которая широко использовалась в древнерусском алфавите, но с течением времени исчезла. Какой же звук обозначала буква "Ѣ" и как это соотносится с современным языком?
В древнерусском алфавите, который использовался в средние века на Руси, буква "Ѣ" представляла собой букву (ять) и обозначала закрытый звук [э]. В различных славянских диалектах буква ѣ могла произноситься примерно как современные [а], [э], [иэ] или [иа], что приблизительно соответствует современному русскому звуку [е], только более закрытому. Этот звук был широко использован в словах и текстах того времени.
Например: Мѣсто (место): в средневековых рукописях слово "место" писалось с использованием буквы "Ѣ", что означало звук [е]. Ѣсть (есть): древнерусская форма глагола "есть" также использовала букву "Ѣ" для обозначения звука [е].
В течение времени буква "Ѣ" стала постепенно сокращаться и восприниматься как "е" в большинстве слов, ко второй половине XVIII века произношение ѣ и Е стало практически неразличимым. Это произошло в результате фонетических изменений в языке. И буква "Ѣ" постепенно вовсе исчезла из современного алфавита.
Этот процесс иллюстрирует эволюцию языка и его письменности на протяжении веков, в очередной раз доказывая, что любой язык - это живое пространство, постоянно изменяющееся и развивающееся.

14 сентября 2023

Поучения Владимира Мономаха"

 


Описание картины Павла Корина «Александр Невский»

 Источник

Триптих -- это композиция из трёх картин или рисунков с общим замыслом, темой.

    Триптих был написан художником  в 1942 - 1943  годах, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.
    «Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.
    В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.
    Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться.         Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.
    А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pavla-korina-aleksandr-nevskij/

Древнерусские книги

13 сентября 2023

Анализ повести А.И. Куприна "Олеся"

 Источник

В ранней прозе Куприна особое место занимает повесть «Олеся», которую первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.

Александр Куприн: обзор интернет-ресурсов

 Можно найти ссылки на статьи о Куприне, а также о его творчестве.

https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/kuprin-aleksandr-ivanovich - краткую биографию писателя можно найти на сайте «Энциклопедия Кругосвет» (универсальная научно-популярная энциклопедия).

http://www.epwr.ru/quotauthor/227/ - полная биография писателя дополняется фотографиями разных лет, автографом писателя, интересными фактами из жизни. Представлен список произведений писателя, экранизаций.

http://www.bibliotekar.ru/rusKuprin/index.htm - электронная библиотека bibliotekar.ru – представляет биографию А.И. Куприна, а также полнотекстовый вариант некоторых его рассказов, а также повестей «Олеся» и «Гранатовый браслет».

http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kuprin_ai.php - сайт проекта «Хронос: всемирная история в интернете» представляет основные даты жизни А.И. Куприна, фотографию писателя и его жены, а также ссылки на биографические материалы, находящиеся на других сайтах.

http://my-miir.ru/dostoprimechatelnosti/dom-muzej-kuprina.html - Дом-музей Куприна в г. Пенза.

Аудиокниги:

https://www.youtube.com/watch?v=uN5Wv8-XIBA – «Белый пудель»

Несовершенство мира убивает любовь...

Александр Иванович Куприн* биография и творчество

 Источник

Александр Иванович Куприн (1870-1938) родился в городе Наровчате Пензенской губернии, и с самого детства узнал,рин что такое тяготы бедной, почти нищей жизни, ставшей ещё более тяжелой после смерти отца. Детство Куприна было, по сути, безрадостным, потому что мать, которую он любил, осталась без средств к существованию, ей приходилось обеспечивать себя и сына ценой унижений, память о которых осталась у писателя на всю жизнь (в рассказе "Река жизни" Куприн с необыкновенной горечью рассказывает об эти детских унижениях).

🔍 смотри также:Рассказы Куприна для детей: общая характеристика

Когда Александру Куприну было десять лет, его (тоже с унижениями) удалось определить в кадетский корпус, и в общей сложности он отдал армии четырнадцать лет, самых благоприятных для формирования личности, которые прошли в обстановке муштры и казарменной "жизни", мало напоминающей человеческую, о чем позднее будет рассказано в повести "На переломе (Кадеты)" (1900) и во многих других рассказах и повестях писателя, в том числе и в прославившей его имя на всю Россию повести "Поединок" (1905); сам писатель признавался, что именно доскональное знание армейской жизни и помогло ему создать в "Поединке" такую страшную в своей убедительности картину деградации русского офицерства и русской армии, а о герое повести Ромашове писатель ...

12 сентября 2023

Легендарный герой Земли Русской Иван Сусанин

 По ссылке презентация о подвиге Ивана Сусанина, описанном в стихотворении С. Маркова и О. Ильиной.

Вопросы по теме урока, составленные искусственным интеллектом

1. Кто был Иван Сусанин, и почему его подвиг считается героическим?
2. Какие события привели к тому, что Иван Сусанин стал героем России?
3. В чем состоял подвиг Ивана Сусанина во время Смутного времени?
4. Какие качества характера помогли Сусанину выполнить свою миссию?
5. Какое значение имела его жертва для спасения царя Михаила Романова?
6. Какое влияние оказал подвиг Ивана Сусанина на историю России?
7. Какие уроки можно извлечь из истории Ивана Сусанина, которые могут быть актуальными и в наше время?
8. Какие памятники и мероприятия связаны с памятью о Иване Сусанине в России?
9. Какие источники информации о подвиге Ивана Сусанина доступны для изучения?
Иван Сусанин. Википедия

Как Иван Сусанин спас царя и всё русское государство

 Источник

                                 Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914г. 
Считается, что 30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью ради спасения русского государства в тяжёлый период Смуты.

Весной 1613 года в селе Домнино Костромского уезда находился юный царь Михаил Фёдорович со своей матерью. В один из дней вблизи села оказался военный польско-литовский отряд — с ним и повстречался Сусанин.
Интервенты хотели узнать у него, где находится Романов. По основной версии, Иван Сусанин хитростью увёл их в противоположную от Домнина сторону, при этом отправив своего зятя Богдана Сабинина предупредить государя об опасности. Михаил Фёдорович с матерью бежали и спаслись в Ипатьевском монастыре. А поляки, увлекаемые Сусаниным в болота, вскоре догадались об обмане: они подвергли его жестоким пыткам и убили.

Как решать задание 8 в ЕГЭ по русскому языку. Лайфаки

 Источник

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

11 сентября 2023

Рассказ И.А. Бунина "Тёмные аллеи"

 Источник

Рассказ «Тёмные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм. Главная тема как рассказа, так и всего цикла, — любовь, её светлые и тёмные стороны.

Читать полностью



Рассказ И.А. Бунина "Солнечный удар"

 Источник

С солнечным ударом сравнивается любовь, основанная на романтике и страсти, которая приходит и уходит внезапно и часто является трагичным чувством.

Читать полностью



Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник"

Автор вспоминает о своей любви. Каждый вечер он ехал от Красных Ворот к Храму Христа Спасителя: "каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", затем в театры, на концерты...Он старался не думать о том, чем все это кончится. Говорить с ней об этом было также бесполезно - девушка всегда отводила разговоры о будущем, была непонятна для автора, загадочна. Их отношения, отмечает он, были "странными", они еще не были совсем близки, и это держало автора в напряжении, в мучительном ожидании. Однако, несмотря ни на что, он был счастлив каждой минутой, проведенной с ней

Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению. Этапы работы над итоговым сочинением

 Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения). Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

Рабочая тетрадь по
ссылке