31 января 2024

30 января исполнилось 100 лет киностудии "Мосфильм"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Итоговое сочинение. Рабочая тетрадь по подготовке к итоговому сочинению

 по ссылке материалы по подготовке к итоговому сочинению  https://teletype.in/@vsablina/2C6qjA5C3xC

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением 2022-2023 - 2024 г.г.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения). Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

30 января 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)


  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

"Я был рождён... для деревенской тишины"

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far nientе1 мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
Роман "Евгений Онегин"
К.Е. Гашко. "Посещение Захарово. Встреча Пушкина с захаровскими крестьянами".2011
В.П. Иванов. Пушкин в Болдино

29 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Теория и практика

Так как задание 8  ЕГЭ по русскому языку вызывает трудности при выполнении, мы ещё раз публикуем справочные материалы к нему. По ссылке разбор задания 8 ЕГЭ https://teletype.in/@vsablina/ZABi2R8zTkf

 С чего начать выполнение 8 задания?

Посмотреть, есть ли в задании ошибка "Нарушение  построения предложения с несогласованным приложением". Это всегда будет название в кавычках, Есть при приложении родовое слово -- значит название должно быть в форме им.п.  Нет родового слова -- приложение употребляется в падеже в соответствии с нормами управления.

Нарушения построения предложения с причастными и деепричастными оборотами тоже "угадываются" достаточно легко. Остальные грамматические ошибки нужно выучить, Чтобы суметь "узнать их в лицо".

Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда"

Этот музей, экспонирующий всего одну картину, является центральным элементом всего мемориального заповедника. На диораме нашли отражение 7 дней военной операции «Искра», в результате которой произошло объединение Ленинградского и Волховского фронтов. Главным итогом ее стал прорыв блокады.

Диорама создавалась в период с 1982 по 1985 годы. Ее авторы – группа ленинградских художников, многие из которых сами были фронтовиками и участниками обороны Ленинграда. На многоплановом полотне они поступательно запечатлели все события горячей недели. На сорокаметровом полотне диорамы слева направо мы видим ход операции – от артподготовки до встречи двух фронтов. Это событие, знаменующее прорыв блокады, занимает центральную часть картины. Также здесь отражена последующая прокладка железнодорожного пути, получившего имя «Дороги Победы».

Шесть метров свободного пространства, отделяющие зрителя от диорамы, заполнено максимально приближенным к действительности макетом фронтового рельефа. Бомбовые воронки, осколки снарядов, изрытая и изувеченная земля – все это дополняет атмосферу музея ощущением реальности происходящих событий.

Композиция диорамы создана на основе рассказов самих художников-фронтовиков, ее созданию предшествовала масштабная работа с архивными документами, видеоматериалами, сопоставление сохранившихся фотографий, а также сбор и анализ воспоминаний ветеранов.

Музей был открыт к Дню Победы в 1985 году. Он вмонтирован в архитектурную конструкцию Ладожского моста на левом берегу: таким образом, диорама, собственно, географически расположена на месте изображенного на ней центрального события – у деревни Марьино, на переломном рубеже прорыва блокады.

На музейном фасаде изображена карта-схема обороны Ленинграда, а перед входом стоят танки, участвовавшие в боях. Дополняет музейную экспозицию коллекция фронтовых плакатов и открыток.

Нужна ли запятая перед словом который?

 Подробно по ссылке https://teletype.in/@vsablina/Z5At9hjK43P 

 Союзные слова КОТОРЫЙ/КОТОРАЯ/КОТОРОЕ/КОТОРЫЕ могут соединять части сложноподчинённого предложения, и поэтому перед ними должна стоять запятая.

Однако если «который» употребляется с предлогом, то запятая ставится перед предлогом: Учёный, с которым я познакомился/ у которого я побывал / о котором я тебе рассказал, очень известный. 

Подробно по ссылке вверху. Есть случаи, когда запятая перед словом КОТОРЫЙ не нужна.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7

В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.

Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24

В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

28 января 2024

Что такое Любовь? Говорят дети

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/xnq92cocWbB теория и практика к заданию 4.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

27 января 2024

Говорит Ленинград!

Сообщение читает Михаи́л Нау́мович Меламе́д — диктор ленинградского радио. Он вёл фронтовые радиорепортажи во время Великой Отечественной войны.‎|

Дети войны. Ёлка в блокадном Ленинграде


 

Знать со школьной скамьи, со ступенек детского сада! Помнить вечно!

27 января -- 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции от удушающей блокады был освобождён Ленинград. Подвиг жителей города, вынесших 872 жесточайших дня, стал вечным примером мужества и стойкости. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимовского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан «Зелёный пояс Славы».

Обстановка в городе была тяжелейшая: 10 сентября 1941 года, в самом начале блокады, враг разбомбил Бадаевские склады, пожар на которых уничтожил значительные запасы продовольствия. По состоянию на 12 сентября, запасы продовольствия составляли: хлеба, крупы и мяса на 30–35 суток, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива – до конца сентября. Были введены карточки на продовольствие, нормы снабжения по которым пять раз снижались: с 20 ноября в результате последнего уменьшения нормы продовольствия рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные – по 125 г. Спасением стала «Дорога жизни» – единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая в годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро (в период навигации – по воде, зимой – по льду) и связывавшая в сентябре 1941 года – марте 1943 года Ленинград с тылом. Осенью 1941 года по Ладожскому озеру и по воздуху в Ленинград доставили свыше 60 тысяч тонн грузов. После прекращения навигации, в ноябре 1941 года – апреле 1942 года, по ледовой дороге было эвакуировано 550 тысяч человек, промышленное оборудование и др. Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью – энергетический кабель.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

26 января 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Синтаксический анализ предложения (грамматическая основа)

По ссылке все материалы к заданию 2 по ОГЭ (теория, видео, практика).    https://teletype.in/@vsablina/V3oiMwlNNP3

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).

• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Лайфхак

Как найти подлежащее и сказуемое?

Во-первых, нужно задать общий вопрос: о чём или о ком говорится в предложении? и конкретные вопросы: кто/что это? Это будет подлежащее.

Во-вторых, задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? и конкретные вопросы: что он делает,/сделает? кто он такой, что это такое, каков предмет,, что сделано. Это будет сказуемое.

А впрочем, не поленитесь -- прочитайте теорию и закрепите знания, просмотрев видео.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Для сбора коллекции веб-ресурсов по теме  в одном месте я использую отличный бесплатный сервис Teletype. Это конструктор быстрых веб-страниц для дистанционного обучения. О том, как пользоваться им можно прочитать по ссылке в блоге Дидактор.

Делают ли конфеты из ... насекомых?

Известно, что во многих странах нередко в пищу используют насекомых, жареных во фритюре. Но представьте себе насекомых, из которых делают ... конфеты, зефир и даже клубничный милкшейк!
Хотите верьте, хотите нет, но это - факт! В большинстве сладостей красного цвета есть карминовая кислота, придающая нашим любимым красным желейным мишкам красноватый оттенок и розоватый - клубничному молочному коктейлю. А добывают карминовую кислоту из ... мексиканской кошенильной тли.
Мексиканская кошениль живёт на кактусах и чтобы защищаться от врагов вырабатывает карминовую кислоту, которая представляет собой яркий красный пигмент. Еще древние племена ацтеков и майя использовали этих букашек, чтобы окрашивать свою одежду и косметику. В те времена кармин был невероятно дорогим, его использовали в качестве денег, и ацтеки даже платили им налоги.
С испанскими завоевателями кармин попал в Европу, где стал очень популярным для окрашивания одежды кардиналов и униформы солдат. Европейцы обнаружили, что кармин можно добывать на Канарских островах (а не только в Мексике) и постепенно стали активно использовать его в пищевой промышленности.
Таким образом, карминовая кислота, или "натуральный краситель Е120" стал привычным ингредиентом многих красноватых продуктов питания. Он добавляется в напитки, печенье, мороженое, пудинги, конфеты, жевательную резинку, а также в таблетки и пастилки от кашля, чтобы придать им красный цвет. При изучении состава продуктов на этикетке, обратите внимание на наличие Е120 - это означает использование кошенильных жучков в процессе производства.

25 января 2024

25 января -- день рождения Владимира Семёновича Высоцкого


 Дмитрий Певцов. Баллада о Высоцком

День рождения МГУ и Татьянин день

12 января (25 января по новому стилю), в день святой Татианы, 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». С тех пор 25 января является днем основания Московского университета, а святая Татиана считается покровительницей студентов.
Большую роль в учреждении старейшего российского университета сыграл Михаил Васильевич Ломоносов, за что Московский государственный университет носит его имя.

По проекту академика необходимо было создать три факультета: философский (первоначально обязательный для всех студентов), медицинский и юридический (где шла дальнейшая специализация). Преподавание предполагалось вести на двух языках: латыни и русском.

«Из Помпеи», «из Помпей» или «из Помпеев»?

На латыни это слово множественного числа мужского рода. Логично (хотя совсем не обязательно), что и в русском языке в именительном падеже — «Помпеи», а в родительном — «Помпеев» (как «лицей — нет лицеев»).

За такой вариант выступают «Словарь собственных имен русского языка» Ф.Л. Агеенко и «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ» М.А. Штудинера.

Однако в словаре А. А. Зализняка сказано, что это слово женского рода. А это значит, что в родительном падеже должно быть «Помпей» (как «идея — нет идей»).

В научной литературе ХХ века также распространено склонение этого названия как существительного женского рода.

Откуда взялся женский род? Самое время вспомнить «Последний день Помпеи».



Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»»
Долгое время в энциклопедических и справочных источниках использовалось название «Помпея», то есть слово это было единственного числа женского рода.В этой форме оно приведено в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. И в названии картины Брюллова.
Однако с 1970-х годов в словарях и справочниках это слово дано в форме множественного числа.
Сейчас норма — множественное число. Но «из Помпеев» или «из Помпей»? За первый вариант — латинский род и словари Агеенко, Штудинера. За второй — традиция, возникшая под влиянием формы «Помпея», и словарь Зализняка.

24 января 2024

К 225-летию Александра Сергеевича Пушкина. Спецпроект канала Культура. РФ

Имя Александра Пушкина известно читателям с самого юного возраста — сначала по его детским сказкам, потом по лирическим произведениям, а затем по повестям, пьесам и роману в стихах. Его «Евгений Онегин» переведен на 75 языков мира, стихотворение «Я помню чудное мгновенье» — более чем на 200, а памятники русскому поэту ставят по всему миру.
К 225-летию Пушкина канал Культура. РФ подготовил спецпроект с материалами о его жизни, лекциями о творчестве поэта и электронными книгами. Читайте биографию Пушкина, узнавайте интересные факты и делитесь стихотворениями в социальных сетях.

А.С. Пушкин. Бородинская годовщина

Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!

Б.В. Щербаков. Пушкин в Михайловском

Кто такой «девиант»? И что значит «девиантное поведение»?

Девиант (от английского слова "deviant") – термин, используемый для описания индивида или поведения, отклоняющихся от нормы или стандартов, принятых в определенном социальном контексте. Девиантное поведение может проявляться в различных сферах жизни, таких как мораль, этика, право, социальные отношения и другие.
В общем смысле, девиант – это человек, который не соответствует традиционным или общепринятым нормам и ценностям. Однако важно отметить, что то, что считается девиантным в одной культуре или обществе, может быть принято в другой. Восприятие девиантного поведения сильно зависит от контекста и культурного окружения.
Девиантное поведение может иметь различные причины и проявления. Некоторые люди могут сознательно отступать от установленных норм и правил, отвергая общепринятые ценности. В других случаях, девиантное поведение может быть результатом негативного влияния окружающей среды, такой как неблагоприятные социально-экономические условия, насилие, бедность или отсутствие возможностей для социальной адаптации.
Важно понимать, что девиантное поведение не всегда является отрицательным или преступным. В некоторых случаях девиация от норм может способствовать инновациям, творчеству и развитию общества. Некоторые известные ученые, художники и лидеры были считались девиантами в свое время, так как их идеи и действия нарушали установленные нормы.
Однако, в контексте права и социального порядка, девиантное поведение может привести к различным негативным последствиям. Некоторые формы девиантного поведения, такие как преступления или нарушения правил, могут быть вредными для общества и требовать соответствующей реакции правоохранительных органов.
Источник

23 января 2024

Откуда взялось выражение «с жиру бесится»?


 Разговорная фраза "с жиру бесится" используется для обозначения привередливого и капризного поведения человека, который избалован и недоволен окружающим без особых на то оснований. Давайте узнаем историю происхождения этого фразеологизма.
Оказывается, выражение "с жиру бесится" имеет достаточно древние корни. Значение этой фразы было закреплено в Словаре русского языка в 4-х томах и имеет интересную историю.
Впервые выражение использовал Федор Достоевский в повести "Записки из Мертвого дома" (1860–1862). «Вообще это можно было сравнить с тем, когда иной человек, твердый и даже спокойный в каком-нибудь серьезном деле, хандрит и капризничает дома, когда нечего делать, не ест, что подают, бранится и ругается; все не по нем, все ему досаждают, все ему грубят, все его мучают — одним словом, с жиру бесится, как говорят иногда о таких господах, встречающихся, впрочем, и в простонародье; а в нашем остроге, при взаимном всеобщем сожитии, даже слишком часто».
Интересно, что старославянское слово "жиръ", впервые появившееся во второй половине XI века, изначально имело положительную окраску, обозначая нажитое богатство и изобилие в доме. Даже имена отражали это положительное значение. Жирослав, Доможир, Нажир и Жировит - такими именами называли детей в те времена. Однако, со временем, "жиръ" приобрело и негативный смысл, связанный с избалованными людьми, погруженными в роскошь и потерявшими всякую меру потребления. Отсюда и возникло простонародное выражение "с жиру бесится". С течением времени оно дошло и до наших дней!