понедельник, 6 июля 2015 г.

"Отцы и дети": материалы для аргументов в сочинении

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей. Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России  стали называть  конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда "обдумывались и  решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу  молодых публицистов, литераторов, учёных". (Публицист Н.В. Шелгунов).
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.
Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию...
"Отрицание прежнего" из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению  название -- нигилизм. Нигилизм  вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа "Отцы и дети" Евгением Базаровым.
Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает  мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию. Главным оппонентом Базарова (представителя "детей") становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель "отцов"). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения "отцов", которые  не могут победить Базарова  доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок. 
По сути все Кирсановы -- "отцы", их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него -- ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например,  режет...
Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой неожиданную и нелепую гибель героя.
Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения). Евгений Базаров не ценит любовь  родителей. Матушка даже побаивается его, не знает, как ему угодить, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают. Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип -- поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него -- "не рассыропиться".
Проблема испытания героя любовью. "Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал  рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни..."
Его неприличное ухаживание за Фенечкой  закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. "В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись  наедине,  он с негодованием сознавал романтика в себе".
Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров  вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина).