Проблема поисков смысла жизни, насколько важно иметь жизненную цель. Обломов, несомненно, лучше и благороднее своих "деятельных" друзей и знакомых. Он не видит цели жизни, не может согласиться с её раздробленностью, с ничтожностью интересов окружающих его людей и страдает от этого. Его волнуют вопросы: куда бежать? Зачем? К чему стремиться? Для чего мучиться всю жизнь? Все эти вопросы возникают и перед Ольгой, и перед Штольцем. Они тоже не могут ответить на них. Светская жизнь бессмысленна и несчастна.
Известный критик 19 века Н.А. Добролюбов писал: "И всё же обломовщина -- не только черты апатии, лени, инертности, безволия. Прежде всего обломовщина -- это отсутствие высокой цели жизни, обрекающее человека либо на праздное существование, либо на бессмысленную суету".
Автор одного из учебников литературы конца 19 -- начала 20 века В.В. Сиповский заметил: "По идее особенно близок к роману Гончарова "Недоросль" Фонвизина. Так как в обоих произведениях основная мысль может быть выражена словами "вот злонравия достойные плоды", то оба произведения могут быть рассмотрены как "педагогические"; ибо в обоих авторы задаются одной и той же задачей: проследить, как дурное воспитание извращает душу ребёнка. Только атмосфера в обоих произведениях различная: в "Недоросле" злобой пропитана вся жизнь -- в "Обломове" всё освещено любовью. Гончаров, очевидно, поставил себе более трудную задачу..."
Проблема общественного застоя и апатии. Своим романом Гончаров дал социологическое и психологическое объяснение причин общественного застоя и апатии. Писатель детально показал корни, причины и современное состояние крепостнической России. Не имея намерений всё вокруг разоблачать, не прибегая к резким художественным средствам, он сумел показать всё решительно и категорично. Путь Обломова от чудесного детства в родном имении до бесславной и незаметной кончины был удивительной по точности историей многих помещиков, постепенно приспособлявшихся к невыносимым по своей духовной тяжести условиям крепостнической России.
Проблема русского национального характера. Психолог, литературовед и критик Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что обломовщина есть национальная русская болезнь. Он призывал искать более глубокую основу этого явления, чем крепостное право. Философ Н.О. Лосский в знаменитой книге "Характер русского народа" справедливо заметил, что "обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека -- стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности. Отсюда понятно, что обломовщина широко распространена во всех слоях русского народа. Конечно, большинству людей необходимо трудиться, чтобы иметь средства для жизни своей и семьи. В этом невольном, нелюбимом труде обломовщина выражается в том, что работу свою такой Обломов исполняет "кое-как", небрежно, лишь бы сбросить её с плеч долой".
(По материалам учебника литературы для 10 класса Б.А. Ланина).
Комментариев нет:
Отправить комментарий