Мини-клише для сочинения. Часть 1
- Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
- Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор.Для этого а) еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Мини-клише для сочинения. Часть 2
Сочинение по данному тексту (задание 25)
1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2.Проблема, поднятая в тексте
3.Комментарий
4.Авторская позиция
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов,опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...
3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о ...
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о ..., но и о ....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ....
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ....
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
| ||
Одобрение
|
Нейтральная позиция
(констатация фактов)
|
Порицание, осуждение
|
Автор восхищается ...;
поражается ..., удивляется ...;
словно приглашает вместе с ним полюбоваться ...;
с интересом наблюдает за тем ...;
любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о
|
Автор размышляет о ...;
словно приглашает читателя к диалогу ...;
делится своими мыслями, наблюдениями ...;
ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...;
пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
|
Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;
с горечью говорит о…
у автора вызывает негодование ...;
автор не может мириться с тем ...;
с горькой иронией пишет о том ...;
свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...
|
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках ...я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных ..., как ...
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...
• Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
Где можно быстро найти этот материал ссылка
Комментариев нет:
Отправить комментарий