24 января 2024

Кто такой «девиант»? И что значит «девиантное поведение»?

Девиант (от английского слова "deviant") – термин, используемый для описания индивида или поведения, отклоняющихся от нормы или стандартов, принятых в определенном социальном контексте. Девиантное поведение может проявляться в различных сферах жизни, таких как мораль, этика, право, социальные отношения и другие.
В общем смысле, девиант – это человек, который не соответствует традиционным или общепринятым нормам и ценностям. Однако важно отметить, что то, что считается девиантным в одной культуре или обществе, может быть принято в другой. Восприятие девиантного поведения сильно зависит от контекста и культурного окружения.
Девиантное поведение может иметь различные причины и проявления. Некоторые люди могут сознательно отступать от установленных норм и правил, отвергая общепринятые ценности. В других случаях, девиантное поведение может быть результатом негативного влияния окружающей среды, такой как неблагоприятные социально-экономические условия, насилие, бедность или отсутствие возможностей для социальной адаптации.
Важно понимать, что девиантное поведение не всегда является отрицательным или преступным. В некоторых случаях девиация от норм может способствовать инновациям, творчеству и развитию общества. Некоторые известные ученые, художники и лидеры были считались девиантами в свое время, так как их идеи и действия нарушали установленные нормы.
Однако, в контексте права и социального порядка, девиантное поведение может привести к различным негативным последствиям. Некоторые формы девиантного поведения, такие как преступления или нарушения правил, могут быть вредными для общества и требовать соответствующей реакции правоохранительных органов.
Источник

23 января 2024

Откуда взялось выражение «с жиру бесится»?


 Разговорная фраза "с жиру бесится" используется для обозначения привередливого и капризного поведения человека, который избалован и недоволен окружающим без особых на то оснований. Давайте узнаем историю происхождения этого фразеологизма.
Оказывается, выражение "с жиру бесится" имеет достаточно древние корни. Значение этой фразы было закреплено в Словаре русского языка в 4-х томах и имеет интересную историю.
Впервые выражение использовал Федор Достоевский в повести "Записки из Мертвого дома" (1860–1862). «Вообще это можно было сравнить с тем, когда иной человек, твердый и даже спокойный в каком-нибудь серьезном деле, хандрит и капризничает дома, когда нечего делать, не ест, что подают, бранится и ругается; все не по нем, все ему досаждают, все ему грубят, все его мучают — одним словом, с жиру бесится, как говорят иногда о таких господах, встречающихся, впрочем, и в простонародье; а в нашем остроге, при взаимном всеобщем сожитии, даже слишком часто».
Интересно, что старославянское слово "жиръ", впервые появившееся во второй половине XI века, изначально имело положительную окраску, обозначая нажитое богатство и изобилие в доме. Даже имена отражали это положительное значение. Жирослав, Доможир, Нажир и Жировит - такими именами называли детей в те времена. Однако, со временем, "жиръ" приобрело и негативный смысл, связанный с избалованными людьми, погруженными в роскошь и потерявшими всякую меру потребления. Отсюда и возникло простонародное выражение "с жиру бесится". С течением времени оно дошло и до наших дней!

На кладбищенскую тему -- о романе М. Елизарова "Земля"

 Продолжаю публиковать свои впечатления о книгах, вышедших в свет в 21 веке. Сегодня о романе М. Елизарова "Земля".

Каких только книг на свете нет! Вот выудила роман "Земля" Михаила Елизарова. Кстати, услышала о нём всё на той же встрече с Захаром Прилепиным, который весьма положительно отозвался об этом писателе. Более того некоторые считают Михаила Елизарова чуть ли не "наше  всё". Я роман не дочитала. Не заинтересовала меня кладбищенская тема. К слову замечу, что ведь необязательно читать книги от корки до корки. Так не угонишься за потоком в геометрической прогрессии возрастающей информации. А учителю литературы нужно знать о разном в его профессиональной сфере -- художественной литературе.

Далее помещаю отзывы о романе "Земля". Некоторые мысли из них мне близки.

Я знаком с творчеством Елизарова, неоднозначный писатель... Сюжет крутится вокруг кладбищенской темы, темы смерти с конкретным налетом девяностых.

Полагаю, не только на мой взгляд. книга перегружена философскими размышлениями, подчас дилетантскими и совершенно неинтересными и такого шлака процентов тридцать. 

22 января 2024

Орлята России

«Орлята России» - это организация младших школьников в рамках Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

Младшие школьники учатся социальной активности, формируют в ходе участия в значимых мероприятиях, акциях, проектах важные качества личности: любовь к Родине, к своей семье, к труду, к милосердию, учатся бережному отношению к природе. Мероприятия выполняются коллективно, поэтому дети еще и учатся дружить.

В течение учебного года участники проходят обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников Программы (онлайн игра, онлайн экскурсия, онлайн мастер-класс и т.д.). Всего треков семь. После выполнения всех треков в конце учебного года обучающиеся получают звание «Орленок».

Гимн "Орлят России"
1
Орлята России, нас выбрало время!
Мы - дружба и сила, мы - гордое племя!
Взмах тысячи крыльев в порыве едином
Дороги откроет к высотам орлиным
Орлята России

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России

2
Мы к вызовам жизни должны быть готовы
И Родине нашей мы станем опорой
Мы в школе и спорте единой командой
Добьемся успеха, мы знаем - так надо
Орлята России, Орлята России

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России.

3
Орлятское племя, пришло наше время
Орлятское племя, пришло наше время
Орлятское племя, пришло наше время
Пришло наше время

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России

Орлята России, Орлята России
Орлята России - это мы!

22 января 2024 года -- 120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара

 22 января исполняется 120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара, русского советского детского писателя, сценариста и прозаика, журналиста и военного корреспондента.

Об Аркадии Петровиче Гайдаре можно прочитать здесь

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной

Непокорённые. К 80-летию снятия блокады Ленинграда

Автор Ирина Коротеева
«Мама, посмотри какое солнце!
Видишь – оно падает в Неву…
Если мне спасать его придётся,
Я тебя на помощь позову!

Правда, что оно сейчас похоже
На большой, румяный, вкусный блин?
И на леденец немного, тоже,
Жалко только, что всего один…

Вот бы шоколадную конфету,
И хрустящей булки с молоком.
Чтоб быстрее наступило лето,
И чтоб наш не разбомбили дом…».

Голос рвался раненною птицей,
Бился в крест бумажный на окне.
И смотрели с фотографий лица
Молодых, подаренных войне.

Под худым, протёртым одеялом,
Посильней зажмуривши глаза,
Девочка в отчаянье шептала.
Бушевала за окном гроза,

И над непокорною рекою,
Обнимая вензеля оград,
Плакала рубиновой тоскою
На суровый город Ленинград.

Сквозь печалью залитые стёкла,
Разрывая цепь голодных дней,
Первый луч – беспомощный и блёклый
Проскользнул. Из призрачных теней

Выступили обречённой горкой
У буржуйки старенькой тома.
И казалось, что под шёпот горький
Уползала навсегда зима.

Сколько же забрать она успела,
Бросить в топку алчную — в войну!
Девочка, слабеющая, села,
Протянула руку. Тишину

Только сердце, как набат, взрывало,
Сердце, не изведавшее грёз.
Девочка беззвучно закричала,
А потом заплакала, без слёз…

И писала, плохо понимая,
Тонкою дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…».
И помедлив: «Год сорок второй…».

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё…, что умерли-то все…

                                                        Выступили обречённой горкой
У буржуйки старенькой тома.
И казалось, что под шёпот горький
Уползала навсегда зима.

Сколько же забрать она успела,
Бросить в топку алчную — в войну!
Девочка, слабеющая, села,
Протянула руку. Тишину

Только сердце, как набат, взрывало,
Сердце, не изведавшее грёз.
Девочка беззвучно закричала,
А потом заплакала, без слёз…

И писала, плохо понимая,
Тонкою дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…».
И помедлив: «Год сорок второй…».

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё…, что умерли-то все…

Май другой, победой тр пьяный,
Встретил долгожданную весну.
И народ, немыслимо упрямый,
Выиграл Великую войну!

И опять весна! И скольких в мире
Танями девчонок назовут!
Только вот… в большой своей квартире
Савичевы больше не живут…

21 января 2024

21 января 2024 года -- 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина

"Владимир Ильич Ленин". Поэма Владимира Маяковского.
Я бы посоветовала перечитать это произведение великогоё пролетарского поэта, чтобы воочию увидеть, что было в те январские дни сто лет назад, почему люди отовсюду прибывали в Москву. Во что они верили свято, и эта вера была непоколебима

Ленин
и теперь
Владимир Ильич Ленин

живее всех живых.
Нереволюционный Ленин


Наше знанье —
сила
и оружие.


............

Бился
об Ленина
темный класс,
тёк
от него
в просветленьи,
и, обданный
силой
и мыслями масс,
с классом
рос
Ленин.




............

Деревни
строились
с городом рядом.
То мужеством горе,
то детскими вызвенит.
Земля труда
проходила парадом —
живым
итогом
ленинской жизни.


"Анна Снегина". Поэма великого Сергея Есенина
Дрожали, качались ступени, 
Но помню
Под звон головы: 
"Скажи, Кто такое Ленин?" 
Я тихо ответил: 
"Он - вы".

Прощание с ним было воистину общенациональным. Пожалуй, Россия и не знала прежде таких похорон. Люди - мужики, пролетарии - ехали со всех концов страны. Их собирал в путь мир - сход, завод, община. Эта очередь - она не кончалась.
В дни прощания мимо гроба Ленина прошли два национальных гения - Сергей Есенин, ушедший из больницы ради этого и Михаил Шолохов.

"Сегодня нам необходимо вернуться к невыученным урокам истории; потребность в этом больше, чем когда бы то ни было раньше и это уже вопрос не столько социальной справедливости, сколько самого выживания человечества. Необходимо извлечь уроки из прошлого, учиться на ошибках - своих и чужих, освободиться от догм и страхов перед призраками истории. 
Еще - с благодарностью вспомнить тех, ценой собственных жизней накопил и передал растерянному сегодняшнему человечеству этот бесценный опыт. Достать из подвалов памяти странные слово «будущее», очистить его от плевков и пыли. И поднести поближе к лицам, чтобы осветить их. Истории, которая будет продолжена, необходимы будильники.Одно из главных – имя Ленина", -- написал в своём Телеграм канале Захар Прилепин.

Пушкин Александр Сергеевич. И снова о зиме и непонятных детям словах

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Старинные иллюстрации
Дровни -- крестьянские сани без кузова для перевозки дров, грузов.
Бразды - это борозды, которые оставляют на снегу сани. Если тройка мчится, тройка скачет, то полозья саней далеко отбрасывают снег, взрывают его ...
Кибитка -- в старину: крытая дорожная повозка.
Ямщик -- кучер на ямских/почтовых лошадях.
Облучок -- толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть саней. Сидение для кучера, который управляет лошадьми.
Рысью -- п
равить · аллюром, средним между галопом и шагом; разг. бегом, быстро.
Салазки -- маленькие ручные санки.

20 января 2024

"Женщины Лазаря" Марины Степновой

 Кто такой Лазарь? Лазарь Линдт? Вопрос, который занимал меня, когда я в первый раз начала слушать роман Марины Степновой "Женщины Лазаря". Коль есть в произведении Курчатов, Королёв, Сахаров и другие. Коль рассказано об испытании первой атомной бомбы в Советском Союзе. Значит, у Линдта есть прототип  среди известнейших советских учёных-ядерщиков. Оказалось, что Лазарь Иосифович Линдт  -- вымышленный персонаж. И когда автору стало казаться, по её словам, что Линдт становится похожим на Ландау, она ввела в  сюжет реального Ландау, чтобы развести своего персонажа с возможным прототипом.

Роман Марины Степновой "Женщины Лазаря" -- повествование о нескольких поколениях людей, связанных не только родством,  образом главного героя Лазаря Линдта, но и  отношениями не семейными: Лазарь всю жизнь самозабвенно любит жену своего учителя и соратника Чалдонова Марусю. Маруся, Галина Петровна -- жена Лазаря, которая страшно ненавидит его, и Лидочка -- его внучка  - женщины героя. Роман состоит из трёх частей по именам героинь и охватывает по времени целый двадцатый век. Похоже на "Сагу о Форсайтах" Голсуорси. И перипетии произведения, несомненно, захватывают внимание читателя. Однако для меня не это оказалось впечатляющим.

Меня поразили язык и стиль романа. В одной из рецензий на роман написано, что "первое, что сразу сшибает с ног, когда начинаешь читать Степнову, – это яркий, образный, плотный язык с краткостью авторских характеристик и отсутствием каких-либо авторских оценок". В романе такие метафоры, что они заставляли меня остановить запись, чтобы попытаться переварить, осмыслить высказывание и удивляться с каждым новым тропом тому, что метафора обязательно с негативным оттенком, с подковыркой, чаще всего унижающая персонажа. Просто "месиво метафор". Кстати, много среди них телесных и таких, которые, кроме уничижительности, ничего в себе не несут и без них можно обойтись.  Такова особенность произведения, и вдумчивого читателя она тоже может привлечь, удивить, как удивила и заставила меня  по достоинству оценить мастерство писателя.

О проблематике романа надо писать отдельный пост. Если бы мои ученики прочитали  это произведение, то нашли бы много аргументов для экзаменационных сочинений.

Ещё об одном, однако, напишу. Мне показалось, что роман Марины Степновой в чём-то похож на "Защиту Лужина". В. Набокова. Пришлось прослушать и  этот роман и получить удовольствие от новой встречи с классическим шедевром.

Российский академический молодёжный театр. Спектакль "Женщины Лазаря". Премьера состоялась  16 февраля 2023 года

Вопросы ChatGPT о русской литературе и его ответы

 Источник

В последнее время можно встретить то панические, то восторженные оценки чат-бота ChatGPT: некоторые утверждают, что ответы искусственного интеллекта уже не отличить от человеческих и вскорости бот сможет писать сочинения и курсовые работы так, что преподаватели не распознают подлог. Мы решили проверить, насколько оправданны эти опасения, и задали ChatGPT несколько вопросов о русской литературной классике и современности. Для полноты опыта мы попросили проиллюстрировать ответы нейросеть Midjourney.

1

Напиши содержание «Войны и мира» в 200 знаках
«Война и мир» — роман Лева Толстого, основанный на реальных событиях и исторических личностях 1812 года. Рассказывает о жизни аристократической российской общественности, любви и войне.

2

Краткое содержание «Аватара», если бы его написал Эдуард Успенский?
«Аватар» — роман Эдуарда Успенского, рассказывающий о войне между людьми и инопланетными существами, их культурами и духовностью. Главный герой, офицер армии России, оказывается затянут в войну и вступает в контакт с аватарами, созданными инопланетными существами, чтобы спасти Землю и души людей.

3

Кто победил бы в дуэли Онегина с Печориным?
В романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина, Онегин и Печорин сражаются в дуэли, и Онегин побеждает Печорина. Тем не менее, дуэль не была окончательным решением их конфликта и не приводит к какой-либо драматической разрешению.

18 января 2024

С Крещенским сочельником!


 

19 января -- праздник Крещения Господня. Что можно и нельзя делать в этот день?

Каждый год 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне. В 2024 оно приходится на пятницу. Крещение ещё называют Богоявлением, потому что в этот день Христос показал, что Он и есть Пресвятая Троица.

Не принято 18 января день давать в долг, но нуждающимся важно помогать делами. В водоёмы в Крещенский сочельник ничего не бросают. А еще не собирают большие застолья, не подают мясные, молочные блюда, а также не пьют алкоголь. 19 января в Крещение не принято убираться дома, выносить мусор и выбрасывать еду.

Если вы решили окунуться, то делать это надо только в оборудованных и освященных купелях. Время, в которое церковь благословляет на купание, начинается в 20:00 18 января и заканчивается в 8:00 20 января. Чего делать не стоит: Исповедовать суеверие «На Крещение вся вода святая» и набирать себе запасы воды из-под крана.

Запреты в этот день имеют высокую значимость для верующих. Старайтесь соблюдать их, чтобы не навлечь беду: Нельзя делать любую сложную физическую работу: убираться, чистить снег, делать ремонт и так далее. Рекомендуется оставить заботы на другой день.

17 января 2024

"Обитель" Захара Прилепина: о муках, скотах и человеках, о любви

 Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!

Прочитала новую книгу (в 2014 году) Захара Прилепина "Обитель", номинированную на национальную премию "Большая книга" 2014 года. Очень она мне понравилась. Написана хорошо, по-литературному, просто классически! А главное -- об этом надо знать, помнить, к этому возвращаться, размышляя о человеческой природе. Где  пределы человеческих сил и возможностей? Как не превратиться в скотов? Что есть преданность и предательство? И каких же вершин может достичь любовь женщины!
Советую прочитать  это произведение.

Языковые ошибки в литературе

Ошибки бывают разные. Хорошо известно, что Лермонтову случалось наделять львицу гривой, Тургеневу — путать месяц с полной луной, а Фету — подснежник с ландышем. Но в этом списке мы не касаемся смысловых ошибок, а говорим только о грамматике. Причём не о намеренных грамматических ошибках — мало ли в литературе неграмотных героев! Когда Зощенко пишет «А через полчаса, когда этого самого председателя ложили на носилки…», он, разумеется, говорит от лица рассказчика, которому такая речь свойственна. Нет: здесь мы вспоминаем произведения, в которых русские писатели сами допускали языковые оплошности — или решали смириться с ними, потому что иначе никак.

1. Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
В главе «Спасская полесть» герой книги видит сон, в котором он — мудрый властитель, осыпающий свой народ благодеяниями и отправляющий свои войска на славные победы. Но странница-Истина открывает ему глаза, и он видит, что его приказы оборачиваются страшными злоупотреблениями. «Большая половина новых воинов умирали от небрежения начальников или ненужныя и безвременныя строгости», — пишет Радищев. «Большая половина» — распространённая речевая ошибка: на самом деле половины могут быть только одинаковыми. Ту же ошибку можно встретить у современников Радищева — Николая Новикова, Ивана Крылова, да и позже Осип Сенковский, описывая солнечное затмение, говорит, что «большая половина солнца была закрыта спутником земли».


2. Александр Пушкин. Евгений Онегин

Наверное, самая затасканная классическая цитата об ошибках — из «Евгения Онегина»:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Эта строфа «Онегина» — иронический пассаж по поводу образованных женщин, и грамматическая ошибка есть в нём самом:

Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шале
Иль с академиком в чепце!

Правильно, конечно, «в жёлтой шали», и современники Пушкина склоняют это слово именно так. Как писал лингвист Василий Чернышёв, в оригинале «Онегина» есть довольно много «грамматических вольностей» в окончаниях — судя по всему, для более чистой рифмы: «в бани», «по-латыне», «лицы». Часть из них исправляется в современных изданиях, но «жёлтая шаля» остаётся — и, кажется, неспроста. Возможно, Пушкин здесь ввернул ошибку нарочно.