Героиня рассказа «Фро» — молодая работница Фрося так же, как и Фома Пухов, живет по «законам естества». Она недавно вышла замуж, ей близки радости семьи, домашнего очага. Само имя Ефросиния в переводе на русский язык означает «радость». В отличие от Фроси, интересы ее мужа Федора выходят за рамки быта и личной жизни: он уехал на Дальний Восток — «направлять» какие-то электрические машины. В его далеких планах — осуществление мировой революции, уверенность в том, что с помощью технических достижений можно преобразить мир, в ближних планах — оказание помощи Китаю в освободительном движении. Фрося далека от подобных дерзаний, живет личной жизнью.
Проводив мужа, героиня рассказа не находит себе места. Ходит по поселку, помогает незнакомым женщинам убирать угольный шпак. Потом попадает в клуб. В этом эпизоде особенно заметно, насколько далека живущая по «законам естества» Фрося от политизированной, коллективизированной жизни окружающего ее общества.
Фрося — «иностранка» в этой стране, где нет места ее мечте и любви, где «производство — наша цель».
И все-таки в рассказе есть душа, близкая Фросе. Это — соседский ребенок, который одиноко играет на губной гармонике: «отец, наверно, ушел на работу, мать стирает белье, — скучно, скучно ему». Этот мальчик как бы «двойник» Фро. В конце рассказа мальчик-сосед приходит к Фросе в гости, и они грустят вместе. Именно благодаря ему изменились ее взгляды на личное и общее, свое и чужое, стали ближе и дороже малые заботы о жизни, быте.Фрося не помогает китайскому народу бороться с империалистами. Она согревает своим теплом конкретного ребенка. Фрося — духовно богатый, неповторимый человек. Она так же «сокровенна душою», как Фома Пухов. И так же, как этот герой, может показаться кому-то странной и непонятной. К счастью, Фрося понимает, что живет она правильно, и жить по-другому не хочет.
Фросе не нужно должностей, великих целей, каких-то грандиозных перспектив. Нужна только любовь. Это так просто и так бесконечно сложно! Она готова любить каждого — сострадать, помогать людям. Но, кроме мальчика, никто в мире, описанном в рассказе, во Фросиной любви не нуждается, ибо в довоенные годы было принято согреваться теплом революционных лозунгов. Однако А. Платонов уверен: время Фроси придет, потому что только она одна знает, как «две копейки» безрадостной жизни превратить в «два рубля» счастливого бытия.
Таким образом, в рассказе «Фро» А. Платонов представил мир подлинно человечный и истинный — мир любящей Фроси, которая живет по «законам естества».
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010
В тонком психологическом рассказе «Фро», казалось бы, есть герой, воплощающий дух времени; это Федор, муж героини. Он деятелен, чувствует «машинные механизмы с точностью собственной плоти» и мечтает осчастливить человечество. Он очень напоминает ранних героев Платонова, одержимых технической идеей. Есть здесь и другой, известный по прежним рассказам персонаж, — старый паровозный машинист, пенсионер Нефёд Степанович, отец Фроси. Он терпеливо сносит старческое одиночество и ежеминутно, как счастья, ожидает вызова в родное депо. Оба представляют собой любимый писателем тип «одухотворенного» человека. Но в центре повествования не они, а простодушная Фро, Ефросинья, которая любит не машины и не дальних, будущих людей, а ближних — мужа, отца, ожидаемых детей. Она не может переносить разлуку с Федором, перестает учиться и бросает работу, ожидая его. Поглощенность своим чувством, счастье любви приближает героиню к тайне жизни; автор любуется ею и признаёт в ней особую красоту и мудрость.
Работая над рассказом, Платонов сообщает жене: «Пишу о нашей любви. Это сверхъестественно тяжело. Я же просто отдираю корки с сердца и разглядываю, чтобы записать, как оно мучается».
Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998
Комментариев нет:
Отправить комментарий