20 апреля 2011

Это о студентах, но к школьникам относится тоже

ЗАМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА О СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Узость кругозора и бедность лексики - две стороны одной медали. Одно обуславливает другое. Обедненность речи есть следствие неразвитости мышления и ограниченности кругозора. Оттого обычным явлением в наших аудиториях стало непонимание: студенты элементарно не могут понять, что говорит преподаватель. Они слов таких не знают. На практических занятиях мы часто сталкиваемся с тем, что студенты не понимают вопроса, отвечают невпопад, наобум, спрашиваешь про одно - отвечают про другое, не могут понять учебного задания, приходится по нескольку раз объяснять, что от них требуется. В общем, ты про Фому, они про Ерему, так и разговариваем.
Что еще отличает менталитет современного студенчества - это отсутствие логики и самого понятия о ней. Нормальное (не говоря уже - научное) мышление требует связности, логической последовательности, когда одна мысль вытекает из другой, и все вместе они образуют связное целое. Подавляющее большинство студентов не способно к связному рассуждению. Мышление носит фрагментарный, отрывочный, «клиповый» характер. Они видят одни частности, куски, но не могут соединить их в связное целое.
Читать полностью здесь  ВЕСЬМА АКТУАЛЬНО! Прочтите и задумайтесь.

Дети просят Президента не отменять ЕГЭ

19 апреля, 15:54
Дискуссии взрослых о ЕГЭ всегда были острыми. И, как правило, на тему «самого лучшего образования в мире».
Но дети другого мнения, которое они попытались высказать Президенту.

Текст обращения:
Здравствуйте!
Я учусь в 10 классе и уже готовлюсь к поступлению в ВУЗ, но недавно моей маме сказали, что ЕГЭ возможно отменят. Мы пришли в ужас. Дело в том, что мои родители люди среднего достатка, детей в семье трое, старший брат студент Кубанского Государственного Медицинского Университета и смог поступить туда только благодаря результатам ЕГЭ. Он учится на бюджете, стипендию не получает и вынужден жить на квартире. тут одного студента для нашей семьи содержать накладно, а если отменят ЕГЭ у меня не будет возможности получить образование вообще.
В школе мы часто спорим про экзамены, и многие считают, что без денег ни куда не поступишь и ЕГЭ не нужно, но у меня есть пример брата. Я считаю, что ЕГЭ – это единственный шанс поступить в высшее учебное заведение, опираясь на знания, а не на деньги родителей.
Возможно, ЕГЭ нужно доработать, т.к. оно требует от ученика повышенного уровня знаний, гораздо большего, чем дает школьная программа, но это все преодолимо, если есть цель.
(Орфография и пунктуация автора сохранены).
Источник здесь

Слово в переносном значении

Дополнительные упражнения к уроку по теме "Прямое и переносное значение слова" в 5 классе.
1. Найдите в следующих выражениях, среди выделенных слов слова, употребленные в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.
2. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже, почему можно так говорить. Подберите сами подобные примеры.
Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.
3. Найдите в следующих предложениях прилагательные, употребленные в переносном значении.
Серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (Н.В. Гоголь).
Отец у меня золотой человек. (И.С. Тургенев).
Холодная усмешка скривила губы Базарова. (И.С. Тургенев).
Мысль важная в уме его родилась, но надобно ей дать остыть. (А.С. Пушкин).

Почки в спячке -- ни одного зелёного листочка

Поздняя весна.

... я б в рабочие пошёл -- пусть меня научат

Побывала со своим классом на выставке "Образование: инвестиции в успех -- 2011". Эта выставка стала уже традиционной в нашем городе. Различные учебные заведения, фирмы, связанные с поставками продукции для  школ, колледжей и вузов представили, как говорится, товар лицом. Это был как бы собранный вместе грандиозный день открытых дверей. Мои восьмиклассники  с большим интересом изучали, где на кого можно выучиться, какую специальность  приобрести. С удовольствием участвовали в рейтингах и опросах, пробовали себя в  викторинах и сдавали тесты. Набрали полным-полно буклетов. Начнём изучать возможности будущего профессионального выбора на классных часах.

19 апреля 2011

Мичиганские туманы. Как высоко, однако...

Мичиганские туманы
«Мичиганские туманы» на Яндекс.Фотках
Захотелось  вставить в блог картинку с городским видом
 (рука не повернулась напечатать пейзажем).
Понравилась эта из фоток на Яндексе.

Эта странная ипостась – школьный учитель. Эссе

Ипостась – (первонач.) сущность,
а также лик, лицо.
Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Почему странная? Написала бы великая или выдающаяся – всё сразу стало бы понятным… Поразмышляем над этим.
«Когда я учился, -- вспоминает С.Т. Шацкий, -- то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, применённой к себе». Станислав Теофилович создаёт совершенно новую школу, школу, открытую влиянию социальной среды. Школу, которая помогала детям жить богатой эмоциональной и интеллектуальной жизнью. Вместе со своими сподвижниками он не только просвещает детей и взрослых, но учит их всякому ремеслу, даёт дело в руки, чтобы люди могли приспособиться к жизни в обществе и, может быть, достигнуть лучшей доли. Сын дворянина, он заботится о детях бедных окраин Москвы, он безоглядно отдаёт себя служению им, совершенно ему чужим. С точки зрения обывателя очень странные порывы.
Мне учиться в школе нравилось. И как учили нас тоже нравилось. Вспоминаются, к примеру, приёмы, которые учителя использовали при опросе учащихся – в то время широко был распространён приём уплотнённого опроса. Конечно же, в памяти остались уроки написания сочинений непременно со сложным планом (вариант – цитатным) и обязательным эпиграфом. И особенно интересно было, когда сочинения читались потом на уроках и разбирались их достоинства и недостатки. Было что тогда разбирать – работы большей частью ученики писали сами. Сейчас не пишут сочинения, а скачивают. И поэтому многим могут показаться странными усилия учителей научить своих учеников писать сочинения. А процесс-то уже становится необратимым: преподаватели университетов бьют тревогу – студенты не умеют связать двух слов... Читать дальше

Кто такой Станислав Теофилович Шацкий?

Проект "Педагогическое наследие", о победе в котором я вчера сообщила в блоге,  посвящён выдающемуся  педагогу России Станиславу Теофиловичу Шацкому.
Биографическая справка о нём из Википедии: "Станислав Теофилович Шацкий окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом-экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 организовал общество «Сетлемент» которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 г. руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит работой первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории".
Читать полностью здесь
По условиям конкурса надо было ответить на вопросы об этом выдающемся педагоге и написать эссе. Ответы здесь
Памятник Станиславу Теофиловичу Шацкому в Обнинске.

Семинар по подготовке к экзаменам

Сегодня приняла участие в семинаре А. Г. Нарушевича "Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку". Андрей Георгиевич -- личность известная в кругу учителей и учащихся выпускных классов, так как многие из нас пользуются его замечательными пособиями к экзаменам. Он преподаёт не только в университете, но и в лицее и поэтому очень хорошо знает проблемы подготовки к государственной аттестации в школе. Его рекомендации основываются на министерских  требованиях к КИМам и личном опыте: затруднениях учащихся при подготовке и сдаче экзаменов, ученических сочинениях, работе в качестве эксперта по проверке задания С. Поэтому общение с этим человеком оказалась очень полезным для собравшихся в местном интституте повышения квалификации учителей. А.Г. Нарушевич представлял также ростовское издательство "Легион". Каждая из нас получила в подарок книги, выпущенные "Легионом". Весьма-весьма приятны такие забота и внимание.

УСТАМИ ПТИЧКИ-КРОХИ...


Посмотреть на Яндекс.Фотках
- Мужик, машину-то бы помыть надо, номерочек бы протереть, то-сё... А то стрёмно как-то...

18 апреля 2011

БЫВАЕТ СЛАЩЕ, НО РЕЖЕ…

     Образование форм сравнительной степени прилагательных
              и наречий с основой на -дк-; о сластях и сладостях
При образовании форм сравнительной степени прилагательных и наречий с основой на -дк- происходит регулярное чередование этого сочетания со звуком ж: гадко - гаже, гладко - глаже, жидко - жиже, редко - реже. Однако наречие сладко и прилагательное сладкий вместо ожидаемой формы сравнительной степени слаже дают совершенно иную - слаще… Следует заметить, впрочем, что в древних текстах, русских диалектах и просторечии употребление исторически закономерной формы слаже фиксируется многократно: Ничьто же слаже, еже вънимати заповедемъ Господнимъ (Нет ничего более сладостного, нежели следовать заповедям Господним) (Сбор. 1076. Цит по: Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. З. Ч. 1. М., 1989); Нет слаже для человека и нет нужнее, как счастие (Григорий Сковорода); Чем сон слаже, тем жизнь гаже (Поговорка); ...он ... того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось (М. Шолохов. Судьба человека); Кто слаже не дрожал, / Когда кипит в отливе лунном пена? (И. Северянин); сладкий - сравн.ст. слаще; !неправ. слаже (Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. М., 2005) и т. п.
Откуда же взялась форма слаще? Очевидно, что звук щ мог появиться в этом слове только в результате чередования с сочетанием ст под влиянием j (ср. растить - ращу, сластить - слащу и т. п.). Читать дальше 

Лауреат Российского проекта "Педагогическое наследие"

Стала лауреатом Российского заочного проекта "Педагогическое наследие", посвящённого Станиславу Теофиловичу Шацкому.  Приглашена на общероссийский форум "Педагогический олимп", который состоится в июне в Анапе.

17 апреля 2011

Шкатулка с балериной

У нас есть музыкальная шкатулка. Она сделана из пластмассы чёрного цвета. Только крышка у неё прозрачная, и на ней позолоченными буквами что-то написано по-английски.
Внутри шкатулки два отделения. В первом -- маленькое зеркальце с балериной, а  второе отделение предназначено для хранения украшений.  Музыку  производит несколько валиков с шипами. Механизм заводится с помощью маленького ключика в форме сердечка..
Когда я открываю шкатулку и завожу её, то  начинает наигрывать мелодия, потом она становится громче, и балерина начинает танцевать.  Музыку слышно во всей квартире. Мы с мамой очень любим слушать её.
Катя Р., ученица 5 класса.


Главное достоинство языка - в ясности. 
Стендаль (Анри-Мари Бейль) (1783 - 1842) –
 французский писатель,
основоположник реалистичного романа.

Задачи к уроку по теме "Лексика" (для 5-классников)

1. Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна? зима или лето? утро или вечер? собрание или собираться? обед или ужин? прыжок или прыгать? час или минута? уход или приход?

2. Расставьте в алфавитном порядке слова.
Метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

3. Напишите слова, значения которых приведены ниже.
... – отверстие вулкана.
... – период, продолжающийся четверть года.
... – место на реке, где ее можно перейти.
... – наука о небесных светилах.
... – машина для уборки хлеба.
... – место, где скрещиваются улицы.
... – место, где производится добыча камня.
... – машина, приводящая в движение состав поезда.
... – самый быстрый ход лошади.
... – речь, произносимая одним актером.
... – металл с примесью земли в том виде, в каком его извлекают из шахты.
... – маленькие ячейки из воска, куда пчелы кладут мед.
Ещё  задачи здесь

Верба по латыни СЛОВО

Верба цветущая

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Вербы пасхальные~Вербное Воскресенье

16 апреля 2011

ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ О ЛЮБВИ

М. В ПАНОВ. Работа над пониманием поэтического текста в школе.

...на уроках русского языка можно заниматься текстами. Причем оказалось, судя по практике учителей, что может быть три рода занятий с текстами.
Во-первых, дети сами пишут. Это – очень редкое занятие. Я в прошлый раз говорил о том, что детям даются рифмы, причем самые шаблонные. Это ведь есть буриме: даются сложнейшие рифмы, чтобы они по смыслу были очень разные, и надо так извернуться, чтобы их соединить строчками. Ну, это взрослые люди играют, особенно поэты любят такие игры, а детям надо дать попроще. Говорят, что это плохо, потому что мы приучаем детей к шаблону. А мы не приучаем детей к шаблону (напротив, мы радуемся каждой их находке), а хотим показать, как устроен стихотворный текст. И вот идет работа по отбору тех вариантов, которые предлагают ученики: что подходит, что не подходит – не подходит грамматически, не подходит по размеру, не подходит, потому что нескладно получается по смыслу...
Второе – это мы подбираем текст, который насыщен каким-то грамматическим материалом. У учителя все время горит в памяти какой-то огонек: читает произведение, наслаждается, говорит: «Ох, здорово!» – а сам подсчитывает: очень много глаголов несовершенного вида, надо использовать. Или: о, сколько непереходных глаголов! Текст этот дам для того, чтобы записали дети и потом над ним поработали.
Ну и, конечно, третий вид работы – это работа над пониманием литературного текста. Дети уходят из школы, не научившись понимать поэтический текст. Читать дальше.
Источник здесь

ВЕСНА. Цветы на подоконнике

«Чую весну!» – заявил в январе гиппеаструм,
Вытянув дудку, цветы-граммофоны раскинув,
Но не поверили чувству ни мирт с олеандром,
Ни пеларгония, даже листочка не вскинув.

Все же цветок девять дней и ночей проповедал,
Что возвращается солнце, что ночь убывает!
Больше Господь ему, бедному, времени не дал –
Все увядают цветы. Всегда так бывает,
Только не зря лепестки его ало горели –
Затрепетала глоксиния, лист выгоняя,
А в феврале два бутона меж листьев зардели,
Славя весну и приход ее всем предвещая.

В марте веселом, когда пробудились капели,
Кактус раскрылся, герани очнулись от звука.
Птицы явились какие-то, песни запели.
На подоконниках – перья зеленого лука.

Вот и весна! И апрель! Одуревшая муха
Бьется в стекло между рам и взлетает неловко.
Все на земле жить торопится звонко и глухо…
Чем же я хуже? Пойду на базар за обновкой!

Л.М. ЕЛИСЕЕВА,
учитель русского языка литературы.
г. Новосибирск
Источник здесь

БЕСЕДА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о качествах хорошей речи. Разговор начнем с главных качеств речи. Назовите их.
– Правильность, точность, логичность, чистота речи…
– Я согласна с вами. Правильность – первая, основная ступень хорошей речи. А в чем заключается правильность речи? Конечно же, в соблюдении норм современного литературного языка. Соблюдать нормы языка непросто. Кому-то придется поступиться личными вкусами и предпочтениями. Одним непривычно говорить: квартал, торты, позвонит и баловать. Другим не хочется склонять по падежам свои фамилии: Баграмян, Корнейчук, Мендель. Ничего не поделаешь – правила неумолимы: мужские фамилии на согласный склоняются. Так что нормы не всегда совпадают с нашими пристрастиями. Не будем забывать и о том, что в языковой среде каждого народа исторически сложилась система литературных норм языка, обязательных для говорящих на этом языке. То, что уместно и правильно в каком-либо другом языке, включенное в русскую речь, искажает ее: Молдова (вместо Молдавия), Кыргызстан (вместо Киргизия), в Украину (вместо на Украину). Безусловно, в русском языке уже определилась та сфера употребления, где коммуникативно оправданно включение в русскую речь особенностей какого-либо другого языка, но это не должно искусственно вытеснять традиционные слова, отражающие национальные особенности «отечественного языка».
– А разве не бывает таких моментов, когда можно забыть о правильности речи ради доступности, а главное, ради ее уместности?
О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
ПУ-44,
г. Уфа
Читать дальше

ГРОЗНО, НО КРАСИВО


Посмотреть на Яндекс.Фотках

15 апреля 2011

... и зазвучит прекрасная музыка

У меня дома на полке стоит шкатулка, подаренная  мне друзьями на день рождения. Она просто великолепна!  Стоит только её включить -- и заслушаешься  прекрасной музыкой.
Внутри шкатулки танцует мальчик с дудочкой. Эта музыка словно уносит нас в век той эпохи, когда жили великие музыканты Бах, Бетховен.
Моя музыкальная шкатулка успокаивает меня в минуты невзгод. Она мне очень дорога как память о дружбе и верности.
Ваня Б., ученик 5 класса.

Качественные прилагательные. К уроку в 6 классе

Так цветёт сакура. Не у нас, конечно!

Сакура
«Сакура» на Яндекс.Фотках

Лауреат поэтической премии "Поэт"

Лауреатом крупнейшей в России поэтической премии, которая так и называется "Поэт", признан авангардист, продолжатель футуристических традиций Виктор Соснора.
Источник здесь

Виктор Соснора о языке, русских поэтах и снайперской стрельбе здесь
-- У каждого писателя свой язык, русский, но свой. Взять язык Пушкина и язык Гоголя — два абсолютно разных языка. Или язык Достоевского и Толстого. И так далее. Под них говорить невозможно, язык — это тот же талант, он дается человеку, как и все остальное. Послушать тех, кто знает иностранные языки, везде, не только у нас, говорить не умеют.
<...> Вундеркиндом я никогда не был. Вот тетя Катя прочитала мне наизусть “Руслана и Людмилу”. И еще другие сказки. И я помню: лежу, молчу. Очень ярко помню. И думаю: поэма “Руслан и Людмила” написана. Еще она “Дон-Кихота” читала. “Дон-Кихот” написан. А что же писать-то еще, думаю? А я тогда уже любил играть во всякие каламбуры. Еще до оккупации “Интернационал” я пел так: “С Интернационалом воз пряников в рот людской”. (Смеется.) Но что-то сочинять у меня тогда и в мыслях не было. Читал я дико много, это да. В двенадцать лет, когда приехал из Польши, я перечитал всю гигантскую библиотеку отцовскую в Ленинграде. Всех. Полное собрание Стендаля, Мопассана, древних. А летописи все на Кубани прочитал, во время оккупации. Учитель показал мне буквы, я их мгновенно запомнил, и все перечитал. И забыл. А вот те книги, уже позже, из отцовской библиотеки, не забыл. То есть — страсть к чтению. Это от матери, она без книги не могла жить, все на свете перечитала.
Читать полностью здесь