26 апреля 2011

Без телефона и калькулятора

Сегодня проводился пробный экзамен по математике по технологии ГИА в 9 классе. Я была ответственной в аудитории. Сидели там 11 учеников из 9 б. Организаторы дали указание приблизить условия проведения экзамена к реальным. Это означает, что мобильные телефоны при входе в класс отбираем, ничего не объясняем, никаких рекомендаций не даём. "Читайте инструкцию -- в ней вся необходимая информация," -- примерно такова наша реакция на вопросы учащихся. Всё по правилам и в соответствии с требованиями. Удивило, что самой трудной задачей считается  задача, в которой нужно составить  рационально-дробное уравнение (кажется, это так называется). Я полагаю, что это трудно, потому что у ребят существуют проблемы с пониманием текста... Вот оно наглядное подтверждение низких результатов российских детей в  исследованиях по версии  PISA.

25 апреля 2011

Чем можно пользоваться на ЕГЭ?

В связи с поступающими в адрес Рособрнадзора многочисленными вопросами об уточнении перечня предметов и справочных материалов, которые можно использовать на ЕГЭ, считаем необходимым сообщить следующее.
Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Рособрнадзора.
Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам и соответствующего приказа Рособрнадзора для ЕГЭ-2011.
ЕГЭ по математике
Приказом Рособрнадзора разрешается пользоваться линейкой.
Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.
Читать полностью здесь

Завтра в  школах Астрахани проводится экзамен по математике в 9 классах в форме ГИА, в пятницу у 9-классников пробный экзамен  по русскому языку, а в четверг проверят свои знания по математике  ученики 11 классов. Так что вопрос о том, чем можно пользоваться на экзамене весьма актуальный

Собор святого Владимира в Астрахани

Астраханское, монохромное
В этом соборе, построенном в начале прошлого века, долгое время был автовокзал. Несколько лет назад храм был передан Астраханской епархии.
«Астраханское, монохромное» на Яндекс.Фотках

Конкурс "Золотое пёрышко" на PEDSOVET.SU

Сайт
Положение о литературном конкурсе «Золотое пёрышко»
Конкурс «Золотое пёрышко» - это конкурс литературных произведений детей школьного возраста, живущих в Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье. Конкурс проводится в целях выявления одаренных учащихся. Конкурс «Золотое пёрышко - 2011» посвящён теме «Славлю имя твоё – Мать».
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, порядок и особенности проведения литературного конкурса «Золотое пёрышко» (далее - Конкурс).
1.2. Организатором и учредителем Конкурса (далее Организатор) является: СМИ «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU»
1.3. Организатор формирует Организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет) из пользователей сайта Педсовет.su.
Читать полностью здесь

Словесные игры с омонимами

Омонимы и их разновидности – одно из наиболее часто употребительных средств словесной игры (шуток) и разнообразных художественных эффектов. В дополнение к учебнику для пятиклассников.

а) Шутки, в которых омоним встречается два раза.
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В.И. Даль).
Злато, злато! Сколько через тебя зла-то! (А.Н. Островский).
Не под дождем – постоим да подождем. (Пословица).
Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков).

б) Шутки, в которых омоним встречается один раз.
Во все колокола звонят. (Можно произнести: в овсе.)
Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)
Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)
Незримый хранитель могучему дан. (Можно произнести: Могу чемодан.)
Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)
Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (Можно произнести: У шеи хвостов.)
Источник здесь

24 апреля 2011

ВЕСНА НА ВОЛГЕ

Весна на Волге
«Весна на Волге» на Яндекс.Фотках

Н и НН в прилагательных. Запоминалки


-Онн-, -енн- – пиши два Н; -ан-, -ян-, -ин- – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -янн-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Часть 2. С 11 до 16 лет
Данная литература не входит в обязательную программу. Список составлен преподавателями «Лиги Школ» и отражает их вкусы. Поэтому в какой-то мере он случаен. По субъективным причинам в подборку практически не вошла поэзия. Ваши пожелания по совершенствованию рекомендаций будут приняты с благодарностью.
7–8 классы
А. Азимов. Конец вечности. Цикл «Основание».
Р. Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Марсианские хроники.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Собачье сердце.
Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Таинственный остров.
О'Генри. Рассказы.
Э. Гофман. Новеллы. Житейские воззрения Кота Мурра.
А. Грин. Бегущая по волнам.
В. Гюго. Собор Парижской Богоматери. Человек, который смеется.
Д. Даррелл. Моя семья и другие животные.
Список полностью далее

Имя прилагательное. Морфологическая норма

1. Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных:
Девушка была высокая, красива и весела.
2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени: Мой брат более старше меня.
3. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней  лучше, хуже: Он учится лучше меня.
4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Он более способный и умнее меня.
5. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.
1). Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны, девочка красива.
2). Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
3). Полная форма указывает на постоянный признак, краткая - на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).
4). Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения : мальчик глухой - мальчик глух (к просьбам).
5. При образовании кратких форм прилагательных с ударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный - искусствен, искусственен, торжественный - торжествен, торжественен. В настоящее время эти варианты равноправны, закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).
6. Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга - книга мамы, каменная стена - стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика - стариковская походка (переносное значение), роспись стены - стенная роспись (терминологическое значение).
Источник здесь

ЛЕТО ГОСПОДНЕ. Пасха

СО СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЯ!

В этот день солнце светит ярко-ярко. Говорят, "играет".
Природа и мы вместе с ней радуемся свету, теплу, возрождению.

23 апреля 2011

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
Время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять;
Время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать;
Время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть;
Время войне, и время миру.
Библия, Екклесиаст, 3, 1-8

Учитель в Интернете. 8 советов и рекомендаций

1. Контент - залог успеха
Самое главное в блоге - информация (контент). Именно мысли, которыми блогер делится со своими читателями, идеи, которые смело выносятся на всеобщее обсуждения, рассуждения, которые проводятся по тому или иному вопросу, и определяют полезность блога. Т.е. чем интереснее пишет автор, тем большее число постоянных читателей он приобретёт со временем.
Если Вы, например, учитель истории, то это отнюдь не значит, что Вы должны писать в свой блог исключительно об истории и о преподавании истории. Блог - это как публичный дневник, где Вы можете отражать любые свои мысли. С вами произошёл интересный случай? Расскажите о нём! Нашли в Интернете полезную ссылку? Поделитесь ей! Захотелось пофилософствовать на отвлечённую тему? Сделайте это в своём блоге! Такие посты сделают Ваш блог интереснее для всех читателей: для Ваших учеников, для коллег, для случайно зашедших посетителей, для подписчиков.
Остальные 7 советов учителю-блогеру в блоге Дениса Гиряева здесь

КАВАЛЕР ПЛЮС ЗВЕЗДА

В классе зацвёл гиппеаструм. Прямо к празднику. Глаз радуется.
Название рода происходит от греч. hipperos — кавалер и astron — звезда.

Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"


Шпрехен зи руссиш?
Шпрехен зи руссиш?Тест на знание заимствованных слов, имён собственных и других хитростей русского языка. Такой небольшой «диктант» , позволяющий проверить вашу грамотность.
Валентина Саблина прошел этот тест с результатом:
Ни одной ошибки! Столь доскональное знание русского языка выдаёт в вас профессионала.
Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"
Все познавательные тесты на ШколаЖизни.ру

22 апреля 2011

Про ель и сосну из "Кладовой солнца"

Двести лет тому назад,
Ветру- сеятелю дан был приказ –
Принести два семечка в Блудово болото,
Чтобы украшали они его, как золото.

Но ветер решил иначе:
Сплетя судьбы семян покрепче,
Кинул он их в глубокую яму
Недалеко от большого плоского камня.

Семена эти – ели и сосны --
Неразлучны стали навеки с той весны.
Сплелись их корни с малолетства,
Не знают свободы они с детства.

Вверх тянулись их стволы,
К яркому свету стремились они,
Старались обогнать друг друга,
Ведь вместе им было неуютно и туго.

Впивались в стволы сухими сучьями,
Ветки их валялись рядом крючьями.
Несчастную жизнь им ветер устроил,
Не подумал, какую им оставил долю!

Качаясь, деревья проклинают ветер:
«Зачем ты вмешался и лишил нас воли!»
Зухра Ш., ученица 6 класса.

Тепло и солнечно наконец!

Сегодня у нас, как на этом снимке, было солнечно и тепло.
Рискнула пойти в школу в костюме без куртки.
В первый раз в эту весну.  И небо, как привычно,
высокое-высокое в белоснежных сугробах облаков.
Красота! На душе потеплело.

Чему нужно было учиться?

Одна кастрированная цитата подрывает доверие к подлинности или корректности цитат остальных. В оригинале говорилось: "Учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму настоящим образом". (В.И. Ленин.)
Источник здесь
Однако чаще всего эту цитату использовали как призыв к школьникам и студентам, чтобы они хорошо учились. Получалось, что грешили против истины. К сожалению, такое встречается довольно часто: слова, употреблённые вне контекста, приобретают порой совсем иное значение.

Знаете ли вы, кто такой Владимир Ильич Ленин?

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 - 1924) – политический деятель,
революционер, основатель большевистской партии,
Советского государства, председатель СНК.

Особенности склонения фамилий и личных имен

Фамилии с показателями -ов- и -ин- имеют в мужском роде особое склонение, не встречающееся ни среди личных имен, ни среди нарицательных существительных. В нем объединены окончания существительных второго склонения мужского рода и прилагательных типа отцов. От склонения указанных существительных склонение фамилий отличается окончанием творительного падежа (ср.: Кольцов-ым, Никитин-ым — остров-ом, кувшин-ом), от склонения притяжательных прилагательных — окончанием предложного падежа (ср.: о Грибоедов-е, о Карамзин-е — об птцов-ом, о мамин-ом).
Соотносительные женские фамилии склоняются как притяжательные прилагательные в форме женского рода (ср. как склоняются Ростова и отцова, Каренина и мамина).
То же надо сказать о склонении фамилий на -ов и -ин- во множественном числе (Базаровы, Рудины склоняются как отцовы, мамины).

Источник: Н. А. Еськова. Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати». Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990.
 Данному вопросу посвящена книга Л. П. Калакуцкой «Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке». М., 1984. Это фундаментальное исследование, основанное на богатом материале. В настоящем разделе кратко рассматриваются лишь основные вопросы, причем внимание акцентируется на самых сложных и спорных. Фамилии и имена рассмотрены отдельно.

21 апреля 2011

Ошибки при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной - слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:
Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.
Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее - действен, свойствен.
Читать полностью здесь

Игрушка для взрослых

Я расскажу, что такое музыкальная шкатулка. Это игрушка, пришедшая на смену музыкальной табакерке в восемнадцатом веке, механический музыкальный инструмент  в форме небольшого ящика. Заводной механизм вращает валик с шипами, которые задевают за тонкие металлические пластинки.
Музыкальные шкатулки  могут быть самыми разными. Я видел только одну музыкальную шкатулку -- с балериной. Когда её открываешь, внутри стоит на тоненькой ножке маленькая балеринка, и звучит  чудесная музыка. Под неё балерина танцует, поворачиваясь вокруг своей оси.
Как я сказал, музыкальная шкатулка -- игрушка. Но игрушка не для детей, а для взрослых. Взрослые. конечно, с ней не играют, как дети. Это как сувенир, во-первых, а во-вторых, они просто любят слушать замечательные звуки, которые издаёт шкатулка.
Алан К., ученик 5 класса.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Это рисунок ученицы 6 класса Зухры Шакировой.
Она любит рисовать, сочиняет стихи, пишет хорошие сочинения.