Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 февраля 2012
01 февраля 2012
Какие 4 приема помогут успевать и работать, и вести блог или писать статьи?
Всю большую популярность сегодня приобретают различные методы самовыражения в Интернете – ведение блогов, написание электронных книг или статей в «Школе жизни». Конечно, отдельные индивиды полностью отказываются от традиционной работы ради того, чтобы иметь возможность уделять все внимание собственным онлайн детищам. Однако большинство из нас не покидает традиционные офисы или аудитории вузов – перед нами появляется задача оптимального совмещения творчества в Интернете и деятельности в реальной жизни. Попытаемся определить приемы, которые помогут решить эту непростую задачу.
Подходите к творчеству в Интернет реалистично.
Определите время, когда ваша креативность достигает пика.
Определитесь с обязательными показателями и крайними сроками.
Пропустить день – не смертельно.
Читать полностью здесь
Читательская грамотность российских учащихся 15-летнего возраста
Читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения (см. таблицу 1).
Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.
Читать дальше
Метель, метель
А у нас нынче целый день метёт. Настоящая-пренастоящая метель. Объявлена ЧС. Машины из гаражей (служебные) не выпускают без лишней надобности. Заметно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Не рекомендуется ехать по левобережной трассе в сторону Волгограда и Москвы. Открыта пока дорога по правому берегу Волги Астрахань -- Кашира -- Москва.
В школе отменили занятия с завтрашнего дня в связи с холодами. Хотя сейчас всего лишь минус 10, но юго-восточный ветер делает даже такой мороз весьма ощутимым. Ветер, ветер на всём белом свете...
Фото
Фото
31 января 2012
Надя Рушева
Всего 17 юных лет отпустила судьба необычайно одаренной девочке Наде Рушевой / 1952-1969 /, оставившей после себя огромное наследие - 10 тысяч рисунков. Сегодня замечательной художнице могло бы исполниться 60 лет.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Ее мама еще жива. Ей 85 лет. "Лучшее средство от старости - умереть молодым", - написала Надя в дневнике...
Рисунки Нади Рушевой. Маленький принц. Наталья Гончарова -- жена Пушкина. Пушкин и дама его сердцаЕе мама еще жива. Ей 85 лет. "Лучшее средство от старости - умереть молодым", - написала Надя в дневнике...
Источник здесь
...Я болею тобой
РЫЦАРЬ МЕЧТЫ
Александр Грин -- писатель, создавший «мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый». «Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты, -- писала Вера Кетлинская».
С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.
Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.
В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Некоторое время бродяжничал в поисках работы. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Вскоре решил оставить карьеру моряка. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.
Источник здесь
30 января 2012
Цель литературы -- помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...
М. Горький
Портрет М. Горького кисти художника В.А. Серова.
Информационная эволюция: в кого мы превращаемся?
Информационные технологии, несмотря на относительную новизну самого термина, существовали всегда и развиваются непрерывно. Но за эволюцию приходится платить. Подобно тому, как человек заплатил остеохондрозом за прямохождение, а мигренями — за высшую нервную деятельность, за каждый прорыв в коммуникациях — возникновение письменности, печати, интернета — он платит системными изменениями своего восприятия и познавательной способности. Способны ли эти индивидуальные изменения, накапливаясь, изменить коллективное сознание?
«Гугл нас оглупляет?» — в 2008 году обложка журнала «Атлантик» с этим эффектным заголовком облетела все новостные агентства и блоги. Автор одноимённой статьи Николас Карр ничего не имел непосредственно против Гугла, его претензии были адресованы Всемирной паутине в целом. На основании эмпирических и экспериментальных данных — по признанию автора, немногочисленных и разрозненных, — статья тем не менее убедительно прослеживала изменения, которые происходят с нашим восприятием, когда основным источником информации для читающего становится Сеть.
Первыми о переменах в способности концентрировать внимание и запоминать узнают лекторы и учителя. Если раньше на полуторачасовую лекцию хватало двух анекдотов, чтобы подуставшая аудитория проснулась, то сейчас тот же объём материала приходится разбавлять четырьмя «перебивками». Природа чтения тоже изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим». В интеллектуальных профессиях, какими бы они ни были, всё более востребована способность к чтению сканирующему и «дайджестирующему» (в английской образовательной терминологии — skimming, от skim — снимать сливки) — к техникам, позволяющим в один взгляд выхватить из текста нужную деталь или понять его основную идею. С одной стороны, это объяснимо: с пришествием сетевых коммуникаций букв вокруг нас стало слишком много, чтобы осиливать их все. С другой, интеллектуальная производительность «многозадачного» человека падает, по данным лондонского профессора психологии Глена Уилсона, на величину, эквивалентную десяти пунктам IQ, из-за так называемых затрат на переключение. Насторожённый таким фрагментированием, профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы Джон Рейти предложил ввести термин «синдром приобретённого дефицита внимания», связывая его с «порхающим» вниманием интернет-пользователя и отмечая сокращение времени, которое современный ребёнок может, не испытывая стресса, провести в отсутствие раздражителей — визуальных и иных стимулов.
Читать дальше
Морфологический разбор причастия
Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи.
Приведем образец разбора причастия как формы глагола и как самостоятельной части речи.
Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземленном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющееся женское лицо (И. Ильф и Е. Петров).
Разбор причастия как формы глагола:
вертящаяся — глагол, нач. форма вертеться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.
заземленном — глагол, нач. форма заземлить;
пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;
непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п.;
синт. роль: определение.
смеющееся — глагол, нач. форма смеяться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр;
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.
Разбор причастия как самостоятельной части речи:
вертящаяся — прич., нач. форма вертящийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
заземленном — прич., нач. форма заземленный;
пост. признаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени;
непост. признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. числе, П. п.;
синт. роль: определение.
смеющееся — прич., нач. форма смеющийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действит., наст. времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
Источник здесь
Источник здесь
29 января 2012
"В Греции есть всё"
«Краткость — сестра таланта» — одно из самых известных изречений Чехова. Его афоризмы и цитаты вошли в нашу жизнь с первого же рассказа — «Письма к ученому соседу», в котором прозвучало: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Самое поразительное в чеховских фразах и образах — их простота. Произнесем: «В Греции все есть», «На деревню дедушке», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» да названия его пьес — и дальше продолжать не надо. В этой легкости, за которой скрыты муки творчества, и заключено его сходство с Пушкиным.
Источник здесь
"Пушкиным в прозе" назвал его Л.Н. Толстой
Мы имеем неверное представление и о его внешнем виде. Для большинства он тихий, хрупкий, скромный интеллигент, тогда как рост Чехова был 182 см, голос — «низкий бас с густым металлом, дикция настоящая русская», «он казался несокрушимым силачом по складу тела и души». Никогда в жизни не плакал, писал легко, сразу набело. Черновиков его произведений не сохранилось: с первых публикаций все сразу отправлялось в набор, а дальнейшая судьба рукописей не волновала ни писателя, ни его близких. Единственным автографом стала самая первая пьеса, над которой он начал работу еще в Таганроге, а потом — абсолютно никому неизвестный — предложил для бенефиса знаменитой артистки Марии ЕРМОЛОВОЙ. Слава драматурга, перевернувшего мировой театр, сделавшего его режиссерским искусством, пришла к нему в последние годы жизни. А на юношескую пьесу внимания не обращали еще 100 лет, пока Никита МИХАЛКОВ не поставил по ней фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Источник здесь
Дата введения русского алфавита
29 января в истории России
1710
Издан указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо применявшегося ранее старославянского.
Издан указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо применявшегося ранее старославянского.
28 января 2012
Дневниковое
Мороз. Солнечный день. Тишина. Чувство радости и покоя. // Боль.
Тревога. Золотуха. Сладкое. Обжорство. // Еда. Пресыщение. Безудержность.
Невоздержанность. // Сила воли и характера. // Усилие над собой. //
Преодоление. (Это как рефлексия. Голова
над этим, мне кажется, не властна.)
Интересно, насколько глубоко в человеке коренятся его качества и свойства характера? И может быть, учителя,
родители, одним словом, воспитатели, зря стараются, пытаясь изменить
воспитуемых? И насколько истинно высказывание: воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это
не происходит само собой? Для последующих размышлений: воспитание – это всё. Персик был когда-то горьким миндалём, а цветная
капуста – это обычная капуста, получившая позднее высшее образование…
Синквейны о Лермонтове
Тут синквейны 9-классников.
Поэт
Романтичный, одинокий
Писал стихи, критиковал и рисовал.
Наследник пушкинских традиций.
Лермонтов. (Анна П.)
Человек
Душевный, впечатлительный.
Писал, изображал, творил.
"Кто близ небес, то не сражён земным".
Романтик. (Елена А.)
Лермонтов
Гениальный, знаменитый.
Гениальный, знаменитый.
Сочинял, творил, изображал.
Печаль в стихах его таится.
Поэт. (Наиль М.)
Лермонтов
Талантливый, загадочный.
Талантливый, загадочный.
Не разгадали, недооценили, а он творил
И был таким разносторонним человеком.
Талант! (Максим К.)
Поэт
Романтичный, одинокий
Писал стихи, критиковал и рисовал.
Наследник пушкинских традиций.
Лермонтов. (Анна П.)
Человек
Душевный, впечатлительный.
Писал, изображал, творил.
"Кто близ небес, то не сражён земным".
Романтик. (Елена А.)
Синквейны писались в заключение интегрированного урока литературы и искусства на тему "Лермонтов-художник".
27 января 2012
О полезности программы "Антиплагиат"
Сегодня просто замечание, ремарка. Возможно, порассуждаю об этом позже. Я -- о полезности программы "Антиплагиат". В конце открытого урока 9-классники писали нынче синквейн. Очень мне захотелось поместить некоторые из пятистиший ребят в блог. Проверила на плагиат. В одном случае уникальность текста оказалась равна нулю. По ссылке на источник заимствования обнаружила синквейны о Лермонтове. Один из них и был списан. Досадно! Однако уникальность остальных текстов составляет от 70 до 100 процентов.
«Пусть тот, кто может, сделает лучше»
Вести дневник, описывая в нём всё, что с тобой
случилось за день или за какой-то другой период, по-моему, глупо. Тем паче на N-м
году жизни. Гораздо интереснее, мне кажется, «обсуждать» на бумаге некие
интересные высказывания и мысли великих людей или просто нечто увиденное или
услышанное, оставившее какой-то след в голове…
Своим
девизом в портфолио я записала слова: «Тщеславие – двигатель прогресса». Э.
показалось это несколько вызывающим и имеющим отрицательный оттенок. Откуда-то
выписала следующее: «Удовлетворение
тщеславия наивысшее наслаждение для людей, но оно возможно только через
сравнение себя с другими» -- Артур Шопенгауэр. Из словаря синонимов З. Е. Александровой: «Честолюбец –
карьерист; Герострат (книжн.). Честолюбивый – славолюбивый (устар.) /
чрезмерно; тщеславный. Честолюбие – славолюбие (устар.) / чрезмерное;
тщеславие. Тщеславиться – кичиться. Кичиться – гордиться, считать себя
пупом земли, чваниться; важничать,…
тщеславиться, превозноситься, высоко себя держать (или полагать) (устар.)». В
Толковом словаре С. И. Ожегова: «Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к
почитанию. Одержим тщеславием кто-нибудь.
Тщеславный – полный тщеславия. / сущ. тщеславность».
У
меня, конечно, всё мельче: я вижу смысл этого слова, скорее, в необходимости,
в желании быть оценённой, хотелось бы – по достоинству. Может, потому что рядом нередко оказываются не сильно заинтересованные в добросовестном
выполнении обязанностей. Может, я действительно испорчена?! И тем не менее пока
менять ничего не буду, любопытно, как оценят мой экзерсис другие.
И
в свою защиту крылатое выражение (ничего нет у меня своего: всё кого-то
цитирую!): «Faciant meliora potentes» --
«Пусть тот, кто может, сделает лучше».
Подписаться на:
Сообщения (Atom)