03 апреля 2012

Дефис в наречиях


ПАМЯТЬ

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Скульптура «Царь-рыба».Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей.
Источник здесь

Виктор Петрович Астафьев

Астафьев ВП.jpg
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Овсянка — родное село писателя
(вдали, между автодорогой и рекой Енисей)
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.  Читать дальше

02 апреля 2012

Демонстрационные версии


Обратите внимание, что структура всех вариантов экзаменационной работы ГИА по каждому общеобразовательному предмету едина, поэтому рекомендуем ознакомиться с размещенными на сайте ФИПИ документами, определяющими эту структуру, а также содержание КИМ

Информацию о содержании КИМ по предмету вы найдете в кодификаторахспецификациях и демонстрационных вариантах экзаменационных заданий.
Имейте в виду, что варианты КИМ, которые вы получите на экзамене, разрабатываются в режиме строгой секретности и становятся публичными лишь в момент проведения экзамена.
Демонстрационные варианты КИМов по всем предметам здесь
   Ссылка на портал http://gia.osoko.ru/ru/main/#
Портал содержит информацию для выпускников, родителей, организаторов экзаменов

Сроки проведения и расписание ГИА 2012 года для выпускников 9 классов по этой ссылке http://gia.osoko.ru/ru/main/dates/

Самый распрерусский писатель

«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 году А. И. Куприн. — Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа» [2].
Если отбросить несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы обобщение — «единственный», — эта оценка окажется верной и в наши дни.

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г. Сергей Иванович Шмелев (1842—-1880) - отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком. По характеру Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.
Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и творчестве.
Окружение маленького Ивана Шмелева составляли мастеровые, рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому "влияние двора", где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...».
Изначально Шмелев получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.
Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Трагичной оказалось судьба Сергея - единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет. Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью.
Источник здесь 

01 апреля 2012

Чай со смородиновым вареньем

Чай со смородиновым вареньем
«Чай со смородиновым вареньем» на Яндекс.Фотках

Новый образец сочинения

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
          Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
          Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
          Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь

"Чу! Снег по лесу частому..."

Помните слова из новогодней песни про  ёлочку: "Чу! Снег по лесу  частому / Под полозом скрипит..."?  Восклицание чу родственно словам  чуять, чутьё и чувство.
Собака чует дичь, у неё превосходно развито чутьё, то есть обоняние, способность улавливать запахи.
У человека тоже может быть развито чутьё, но в другом значении. О человеке, который не знает правил, но пишет без ошибок, мы можем сказать, что у него развито языковое чутьё. Если политик легко ориентируется в международной обстановке,  быстро принимает правильные решения, мы скажем, что у него политическое чутьё.
Способность ощущать и воспринимать  внешние воздействия называется чувством.

Интересные факты из жизни Гоголя

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. 
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения.
Дальше

31 марта 2012

Белая цапля


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Не слишком часто можно увидеть столь удачный кадр. Браво! Кажется, что птица каждой своей клеточкой вытянулась в струну и устремилась вверх.

Слитно или раздельно? А как в сказке?

Картинка 10 из 17362Наречие -- самая молодая часть речи. Когда существительное, прилагательное, глагол и числительное уже сформировались, наречие только появилось на свет. Появилось , огляделось и увидело, что все корни разобраны старшими.
-- А как же я? -- загрустило наречие.
Первым пришло на помощь прилагательное. Некоторые качественные прилагательные украсили себя суффиксами -о, -е: ласково, искренне. Вскоре подоспели новые прилагательные, которые по-дружески накинули на себя плащи из приставок и суффиксов и стали наречиями. По двое и по трое подходили числительные. Вдогонку им, грудь нараспашку, бежали торопливые глаголы.
Только существительное запоздало. Дальше...

Чередующиеся гласные в корне. Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)


Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить 
В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения.
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию.
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы… Дальше

30 марта 2012

Кошки-мышки

 (699x525,  111Kb)
Некоторые игрушки связаны Натальей Фадеевой из мохера (пушистые), другие -- текстильные и войлочные. Удивляешься  такому умению. Тем более если одна из твоих страстей -- вязание. Другие изделия мастерицы можно посмотреть здесь.

Электронные задачники

Эта и ещё две тетради с заданиями и ответами по ГИА можно найти по следующей ссылке  http://www.docme.ru/doc/52226/gia-9-v-2012g.-russk.-yaz.-rabochaya-tetrad._-a1-a3_kuzne... (задания А1 - А3).Сама выполнила все задания и свидетельствую, что ресурс очень полезный и значительно расширяет рамки тех вариантов,  которые имеются сейчас в печатной форме. Суть в том, что в тетрадях предлагаются различные формулировки заданий. Это поможет  вам,  ребята, лучше подготовиться к экзамену. Желаю успеха!
Ссылка  на  тетрадь с заданиями А4 - А7.
Ссылка  на тетрадь с заданиями В1 - В9.

Академиками не стали, но курс прошли...

Наконец-то, через четыре месяца, мои коллеги и я  получили свидетельства о повышении квалификации  в Академии АЙТИ. Мы прошли программу "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку". График  учёбы был очень напряжённым. Но ничего -- одолели. 

Спортивные слова

Картинка 14 из 106387Хоккей, футбол, матч, спортсмен, чемпион... Эти слова  пришли к нам из английского языка.
В конце 19 века Англия была одной из наиболее развитых стран Европы. Профессиональные обязанности  значительного числа её жителей не были связаны  с тяжёлым физическим трудом. Британцы поняли, что  человеку необходимы физические  упражнения, и по примеру  древних греков начали заниматься спортом. Они разработали спортивную терминологию, которую в основном заимствовали все языки мира.
В России же большая часть населения занималась земледелием, было много промышленных рабочих. Все они так уставали на полях и у станков, что смотрели на спорт как на лёгкую забаву богатых людей.
Занятия спортом становятся актуальными, когда физический труд перестаёт быть для человека основным способом прокормить себя  и свою семью. Это возможно только при достаточно высоком развитии технологий.

29 марта 2012

Кошачьи истории про Ламу и Дорофея

История первая, довольно короткая и неинтересная (в отличие от второй). Сегодня одной из самых популярных в твиттере новостей стало известие о пропаже кота президента России Дмитрия Медведева. СМИ сообщили о том, что вся полиция Одинцовского района Подмосковья ищет кота Дорофея. Однако данная информация, по-видимому, была журналистской "уткой", поскольку только что в твиттере появилось сообщение Димтрия Медведева: "По поводу котэ. Из источников, близких к #Дорофею, стало известно, что он никуда не пропадал. Всем спасибо за беспокойство!". 
На этом оканчивается первая, довольно скучная и короткая, история про кота Президента. Но она напомнила мне другую историю, а скорее, сказку про кота Леонида Брежнева. Вот что рассказывают бывалые люди...
История вторая, мистическая, про любимого кота Брежнева, который трижды спас жизнь Генсеку. Читать дальше по ссылке    Весьма любопытно.


Источник здесь

Нарядное летнее фото. Соскучились уже


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Короткие мысли тем хороши,
 что они заставляют серьезного читателя 
самого думать 
                                                                                                   Лев Толстой

-Н-/-НН- в отымённых прилагательных (А7)

Картинка 1 из 6
Отымённые прилагательные -- значит прилагательные, образованные от имени существительного. Выполняя задание А7, надо не только знать правило "Н и НН в прилагательных", но и уметь делать словообразовательный разбор слова. Также необходимо знать правописание Н/НН в  наречиях и кратких прилагательных, в отглагольных прилагательных и причастиях..  Подготовить этот пост меня заставил  вопрос ученика на консультации: а как понять это -- отымённые прилагательные?  Поистине заучились.

Где тут подлежащее и где сказуемое?

Экспрессивный вариант   образуют только  такие предложения, в которых сказуемое имеет качественно характеризующее значение, при этом перед сказуемым часто появляется указательное слово это: Какое это огромное счастье(сказ.) -- любить и быть любимым! Удивительно приятное это занятие(сказ.) -- лежать на спине и смотреть в небо.
 Кроме того, в таких случаях  именную часть сказуемого, выраженную существительным, можно поставить  в творительный падеж: ср.:  Удивительное занятие (сказ.) -- лежать на спине и смотреть в небо. -- Лежать на спине и смотреть в небо является занятием удивительным  (сказ.).