26 апреля 2012

Наречия -- из существительных

Мы часто употребляем такие наречия, в которых даже не подозреваем  этих самых наречий. Вот, например, дом. Все знают, что это существительное. И мы твёрдо говорим: "Когда я приду из школы (куда?) домой..." Говорим, а сами не догадываемся, что домой -- это никакое не существительное, а самое что ни на есть настоящее наречие. Почему?
Вспомним изменение  существительного по падежам. Дом, дома, дому, дом, домом, о доме. Где окончание -ой? Нет такого. Значит, это не окончание, а суффикс.
Но вот другой пример: "Осенью в дождь я сижу (где?) дома". Вроде, вид слова совпадает с формой существительного в родительном падеже, и ударение одинаково падает. Но  нет! Это наречие с суффиксом . Есть в этом предложении ещё одно наречие. Какое?

«Тотальный диктант-2012»: активность высокая, грамотность низкая

Подведены предварительные итоги «Тотального диктанта», который проводился по всей России и за рубежом в минувшую субботу, 21 апреля. На «двойки» написала большая часть участников – 61 %, «тройки» получили 28 %, «четверки» - 10 %, «пятерки» - 1 %. Всего в написании диктанта приняли участие около 14,5 тысяч человек.
Результаты акции по проверке грамотности русскоязычного населения планеты озвучила 24 апреля координатор мероприятия Ольга Ребковец. Она отметила, что соотношение хороших и плохих оценок по сравнению с прошлым годом не изменилось. А вот количество участников выросло в разы.
Первую часть диктанта (в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири) написали 1,7 тысячи человек, вторую (в Западной Сибири, Казахстане и на Урале) - 7,9 тысячи, третью (в европейской части России и странах зарубежной Европы) - 4,8 тысячи человек.
 Сам Захар Прилепин, автор текста «Тотального диктанта», уверен, что написал бы его на 4 с плюсом. «Никогда не бывает 100 % отличников. А что вы хотите? Русский язык — вещь непростая, сложносочиненная. Нужно относиться к этому серьезно», - заявил он в эфире «Русской службы новостей».
Прилепин уверен, что популярность акции будет расти. «Что ни говорите, иногда у нации проявляются какие-то вещи, связанные с чувством самосохранения. Язык — это наша сфера обитания. Если организм говорит, что с этим есть проблемы, он начинает искать какие-то возможности поддержания себя в тонусе. У нас с языком есть проблемы, люди самоорганизуются вопреки всему происходящему и стараются себя держать на должном уровне», - оптимистично высказался писатель.
Источник здесь

25 апреля 2012

Из альбома "Бразилиа"


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Что такое эквивалент?

Слово  эквивалент происходит из латинского языка и имеет значение "равноценный, равнозначный, способный полностью заменить что-то".
В разговорной речи это слово употребляется нечасто. Обычно его  используют экономисты, говоря о том, что такое деньги. Считается, что деньги -- это всеобщий товарный эквивалент, то есть  соответствующее количество денег можно обменять на любой товар.

24 апреля 2012

Мещёрская сторона. Презентация

По этой ссылке  презентация ученицы 7 б класса нашей школы Зухры Шакировой. Работа подготовлена к уроку литературы по теме  "К.Г. Паустовский. "Мещёрская сторона".

Результаты Всероссийских олимпиад

Шесть моих учеников приняли участие во Вторых всероссийских предметных  олимпиадах, проводимых Центром поддержки талантливой молодёжи. Вот их результаты. 
В олимпиаде по русскому языку участвовали девятиклассницы. Мартина Соколова  выполнила задание на 86,7 процента и стала пятой в общероссийском рейтинге. У Насти Анфимовой 83,3 процента  правильно решённых заданий и шестое место, у Татьяны Шапошниковой соответственно -- 66,7 процента и 11 место в рейтинге.
Шестиклассники отвечали на вопросы по литературе. Кирилл Гороховский -- пятый, Катя Ротанова -- шестая, Маша Равинская  -- 22 в общероссийском рейтинге.
Молодцы!

Интеллект-экспресс: мои лауреаты

Наконец-то стали известны результаты зимнего тура конкурса "Любимый русский язык" на портале "Интеллектуальный потенциал России". Мои ученики второй раз приняли участие в олимпиаде "Интеллект-экспресс" и заняли 2 место, набрав 159 баллов (!) из 160 возможных. Это мои шестиклассники Катя Ротанова, Илья Михайлов и Кирилл Гороховский. Поздравляю, ребята! Вы взяли ещё одну высоту в познании русского языка.

Когда же каникулы?

22 апреля 2012

Сегодня -- Всемирный день Земли


Без комментариев!

Работа в школе — экстремальный спорт. Я не умею кататься на сноуборде, но продлеваю жизнь себе именно за счет школы. Никогда не знаешь, что тебе класс скажет и как среагирует на твои действия.
Дмитрий Быков,  
поэт, писатель, 
журналист, 
учитель школы, 
профессор МГИМО
Источник здесь

Пасхальное дерево

Пасхальное дерево
«Пасхальное дерево» на Яндекс.Фотках
Cамое знаменитое пасхальное дерево Германии находится в городе Заальфельд. Эту яблоню каждый год украшает семья Крафт. Идея принадлежит главе семейства. Фольке Крафт начал мечтать о пасхальном дереве, украшенном множеством пасхальных яиц, еще когда был школьником, в 1945 году. Впрочем, полагаем, что в те годы, в Германии предметы декора могли считаться настоящей роскошью. Однако время шло, Фолькер вырос, обзавелся собственным домом, женился. И в 1965 году они с женой украсили первое пасхальное дерево – молодую, недавно посаженную, яблоню. Тогда в коллекции семьи Крафт было всего 18 пасхальных яиц. Однако настоящий коллекционер никогда не останавливается на достигнутом. Что-то Фолькер покупал сам, что-то дарили друзья и родственники. Сегодня в коллекции 76-летнего господина Крафта – около 10 000 пасхальных яиц. И все они используются для украшения пасхального дерева – ведь и яблоня за это время успела вырасти!  
Постепенно горожане тоже стали принимать участие в этом замечательном ритуале –создании такого рукотворного весеннего чуда. Этим пасхальным деревом заинтересовались газеты и телевидение, и постепенно господину Крафту стали приходить пасхальные яйца из других городов и даже стран. Весной, накануне Пасхи, когда дерево уже украшено, сюда привозят экскурсии, приезжают люди из других регионов страны – просто полюбоваться этой красотой.
А еще у этого замечательного пасхального дерева есть свой сайт http://www.eierbaum-saalfeld.de/
Источник здесь 

По страницам блоковских дневников


А. Блок вёл дневник. Прочитайте некоторые строки из дневника, и, возможно, образ поэта станет вам ближе и понятней.
17 октября 1911 года: "Писать дневник, или по крайней мере делать  время от времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время -- великое и что именно мы стоим в центре жизни".
30 октября 1911  года: "Назад к душе, не только к "человеку", но и ко "всему человеку" -- с духом, душой и телом, с житейским -- трижды так".
25 мая 1917 года: "Старая русская власть делилась на безответственную и ответственную.
Вторая  несла ответственность только перед первой, а не перед народом".
11 июня 1919 года: "Чего нельзя отнять у большевиков -- это их исключительной способности вытравливать быт и уничтожать отдельных людей".

"Признание" -- анкета 17-летнего Александра Блока

Знакомимся с лирикой А.А. Блока. Ребята выучили наизусть его стихи. Мне кажется, что моим читателям будет интересна анкета, составленная семнадцатилетним гимназистом А. Блоком.
Главной чертой своего характера Блок считал нерешительность, качество, которое предпочитал в мужчине, -- ум, в женщине -- красоту. Его любимые качества -- ум и хитрость, любимое занятие -- театр. Он хотел бы быть артистом императорских театров. Из животных он любил лошадь и собаку, из птиц -- орла, аиста и воробья.
В числе его любимых поэтов Шекспир, Пушкин, Жуковский, Гоголь,  художников -- Шишкин, Волков, Бакалович, любимых героев -- Гамлет, Петроний, Тарас Бульба. А в действительной жизни юный поэт отдавал предпочтение Иоанну Грозному, Нерону, Александру Второму, Петру Первому, Екатерине Великой.
Любил Блок мороженое и пиво. 

Своим девизом он избрал неточные строки из стихотворения А.С. Пушкина "Добрый совет":
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам бессильной подражать...
(У Пушкина: "Не нам безумной подражать...")

Красное вино бордо

Франция  издавна  славилась как страна виноделов. Особую популярность приобрело красное вино, которое называлось бордо.. Когда хотели сказать, что ткань имеет глубокий тёмно-красный оттенок, говорили, что ткань цвета бордо.
В русском языке это слово сначала было неизменяемым. Затем его стали употреблять с суффиксом -ов-. Так получилось прилагательное бордовый.
Подобным образом в русском языке возникли прилагательные оранжевый,  бежевый и фиолетовый.

Ещё об участниках Тотального диктанта

На площадке в Париже Тотальный диктант писали 10 человек. У нас даже больше.

21 апреля 2012

Как-то всё сразу зазеленело

Днём видела, как девчонки купались в бассейне в парке 
технического  университета. Жарко стало.

Конкурс сочинений «Как я писал Тотальный диктант» — 2012

Друзья! Приглашаем вас принять участие в конкурсе сочинений, посвященных Тотальному диктанту.
От вас требуется:
  • Написать у себя в блоге, на сайте, в заметках «Вконтакте» или на любом другом интернет-ресурсе текст на тему «Как я писал Тотальный диктант».
  • Поставить на странице с текстом ссылку на сайт totaldict.ru.
  • Оставить ссылку на свое сочинение в комментариях к этой записи.
В этом году сочинения, оставленные в комментариях на totaldict.ru, к участию в конкурсе не принимаются.
Сочинения на конкурс будут приниматься до 12:00 27 мая (время московское). Лучшее сочинение выберет Оргкомитет, победитель получит ценный приз.
Конкурсы сочинений прошлых лет: 20102011. Источник здесь

Из комментариев на сайте "Тотальный диктант"

Мало кто из русских живет дальше, чем мы в Новой Зеландии, но и нас тут уже достали эти интернет-«падонки» со своим так называемым «йазыком», об который спотыкается глаз почти в любом поиске на интернете. Конечно, тотальный диктант эти «падонки» все равно писать не будут, но лиха беда начало.
Во время диктанта я оказалась в Мельбурне, но местное русское общество ничего о диктанте не знало. Поэтому пришлось писать диктант через онлайн-трансляцию на сайте totaldict.ru, и потом выслать его в Крайстчерч, где диктант проводился официально, чтобы поучаствовать в акции.
После иркутской трансляции, где текст оказался очень простым (слово «пароксизм», единственное, в котором могла быть допущена ошибка, было просто продиктовано), я решила посмотреть новосибирскую трансляцию. Но там текст был еще проще. Ну а московский вариант был совсем детским, и сложность была только в постоянном зависании сайта. Сомнения у меня были только по нескольким знакам пунктуации. Да еще перед каждым диктантом зачем-то предупреждали, что союзы в начале предложения не обособляются — как будто задача диктанта не в проверке знаний, а в том, чтобы отчитаться о высокой успеваемости.

На мой взгляд, такие диктанты должны быть сложнее, хотя бы как прошлогодний текст Быкова. Я помню, как в средних классах школы мы писали диктант про вдову подъячего Агриппину Саввичну, которая потчевала яствами коллежского асессора, так вот тот текст был на самом деле сложным. А эти диктанты интересны скорее как философские упражнения Прилепина, чем тест на грамотность.
В общем, акция как часть борьбы с безграмотностью – идея хорошая, но вызова в ней явно маловато. Не станет грамотность модной от таких текстов.    Источник здесь

Текст Тотального диктанта — 2012

Текст Захара Прилепина состоит из трех частей: в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири писали первую часть, в Западной Сибири, Казахстане и на Урале — вторую, в европейской части России и странах зарубежной Европы — третью.
В Астрахани писали Тотальный диктант всего 13 человек -- школьники и два взрослых человека. Текст  несложный  с точки зрения орфографии. Зато пунктуационные правила встретились, пожалуй, все. Впрочем, вы можете оценить это сами, пройдя по указанным ссылкам.

Логические ошибки

Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. 
      Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы: 
1) нарушения последовательности высказывания; 
2) отсутствие связи между частями и предложениями; 
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 
4) раздробление одной микротемы другой микротемой; 
5) несоразмерность частей высказывания; 
6) отсутствие необходимых частей; 
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); 
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). 
Источник здесь

20 апреля 2012

В Школе "Успех в Internet PRO100" выпускной



Час назад закончился виртуальный  выпускной вечер в интернет-школе  "Успех в Internet PRO100". Оказалось, что в апреле в школе учились более 400 человек, а может, даже 500 -- десять классов, в некоторых по 100 и более человек. Сколько жаждущих одолеть компьютерную грамотность!
Подводили итоги, награждали дипломами и грамотами. Мы с Аллой Васильевной Соколовой в числе отличников. О победах в отдельных номинациях позже. А пока -- познакомиться с условиями обучения можно по этой ссылке http://www.pro100school.com/education/uslovia

ЗАВТРА ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Вы помните? 
           Завтра -- Тотальный диктант.
Встречаемся в АГТУ в половине третьего и даже раньше, чтобы успеть приготовиться.
В Астрахани такое мероприятие проводится впервые.  Попробуем свои силы...
В 21 ВЕКЕ БЕЗГРАМОТНЫМ СЧИТАЕТСЯ УЖЕ НЕ ТОТ, КТО НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ, А ТОТ, КТО НЕ УМЕЕТ УЧИТЬСЯ, ДОУЧИВАТЬСЯ И ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ
Элвин Тоффлер