28 июня 2024

Русская литература конца 19 - начала 20 века (проза)

 Источник

На рубеже веков ярким явлением русской литературы была реалистическая проза, продолжавшая традиции классической литературы (А. Куприн, И. Бунин, М. Горький, В. Короленко, Л. Андреев). Преемственность ее по отношению к классике выражалась в критическом отношении к современной действительности, в стремлении объективно разобраться в характере происходящих событий (М. Горький, А. Куприн, В. Короленко). Писатели-реалисты создали вереницу колоритных типов русского общества (например, босяки у М. Горького, циркачи у А. Куприна). О бездуховности буржуазного общества свидетельствовали рассказы В. Короленко «В дурном обществе», «Черкес»; очерки А. Свирского «Ростовские трущобы», «По тюрьмам и вертепам». Не забыты «вечные темы» — темы любви, природы, смерти («Гранатовый браслет» А. Куприна, «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина).


Классика не была еще чем-то далеким, отчужденным. В эти годы продолжает работать Л. Толстой, его повесть «Крейцерова соната» (1891) произвела «настоящее землетрясение в читающем мире» (из анонимной рецензии 1891 г.). В то же время реалистическое сознание на рубеже веков приобретает новые качества. «Русский реализм в своих высших достижениях обнаружил способность втягивать в зону своего смысла все новые и новые явления, раскрывать все новые эстетические возможности как самостоятельный тип творчества, способ художественного мышления о действительности» (В. Катаев). В прозе конца XIX -начала XX в. активно проявляется авторская позиция, ей свойственен подчеркнутый автобиографизм и стремление к публицистичности.

Пришедший в Россию натурализм проявился в творчестве таких писателей, как П. Боборыкин, А. Амфитеатров, И. Потапенко, М. Альбов, а также нашел отражение и некоторых произведениях А. Чехова, В. Немировича-Данченко, Д. Мамина-Сибиряка. Критерии «правдивости», «жизненной правды», изображения жизни «как она есть» были общими для русского реализма и натурализма и во многом способствовали их сближению. В этом процессе немаловажную роль сыграло и то, что на русской почве некоторые идеи западного натурализма не прижились. Темы наследственности, вырождения, «социал-дарвинистские мотивы «борьбы за жизнь» нашли отражение лишь в отдельных произведениях Чехова, Боборыкина, Мамина-Сибиряка.

Наметилось на рубеже веков влияние модернизма. В творчестве многих писателей искусно сочетались реализм и модернизм. Самым известным из них был Л. Андреев. В одном из писем Л. Андреев говорит, что он «для высокородных реалистов — презренный декадент, а для почтенных декадентов — презренный реалист».

В его произведениях, построенных по принципам реализма, отразилось сознание декадента с его культом смерти, самоубийства (рассказ «Рассказ о Сергее Петровиче»), с его имморализмом и желанием освободиться «от всего человеческого, слишком человеческого» (рассказы «Мысль», «Тьма»).

Кроме писателей, продолжавших реалистическую традицию, были писатели-модернисты и, прежде всего, писатели символистского круга (А. Белый, А. Ремизов, В. Розанов, Ф. Сологуб).

Для прозы символистов характерно стремление к синтезу музыкального искусства и искусства слова.

Так, о А. Белом говорили, что он болен «хроническим анапеститом». Кроме того, символисты-прозаики специфически относились к классическому наследию. Многие произведения символистов переосмысливали сюжет «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Например, в романе Ф. Сологуба «Тяжелые сны» главный герой преодолевает в себе «ветхого Адама», убивая «методично, но безвольно». В романе А. Белого «Петербург» основной мотив - неудавшееся отцеубийство. Произведения этих писателей проникнуты декадентскими настроениями, в них ощущается «безвыходность» человеческого существования, страх жизни и ужас смерти; герой, как правило, к концу произведения сходит с ума (например, Передонову, герою романа Ф Сологуба «Мелкий бес» в бреду мерещится недотыкомка, глаз-птица; к террористу Дудкину из романа А. Белого «Петербург» на чердак является Медный всадник Фальконе и т. д.).

С именем А. Белого связана символистская реформа прозы. Он считал, что традиционный психологизм не отражает душевной жизни человека. Главное в человеке не сознательное, а бессознательное, в котором заложены изначальные стимулы человеческого поведения. Герой представлялся существующим параллельно в двух мирах: реальном и ирреальном, отсюда - двуплановость поэтики: соединение мистики и сатиры. Данные закономерности отразились в «Симфониях» А. Белого. Эти произведения интересны тем, что созданы по закону музыки, в частности, в них действует принцип музыкального контрапункта. Произведения, как правило, бессюжетны, фрагментарны, а единство цикла держится на возвращающихся мотивах. Наиболее интересна симфония «Возврат», которая строится по принципу символистской двуплановости. Главный герой, магистрант Хандриков, в бытовом плане — маленький человек, служащий лаборатории, а в плане бытия — некое доисторическое Дитя, сидящее на берегу Океана. Аналогичные параллели имеют и другие герои.

Имя А. Белого прославил роман «Петербург», который Вяч. Иванов назвал «произведением русского метафизического ужаса». В центре произведения - образ города, который концентрирует в себе все черты «петербуржского мифа».

Петербург представлен как таинственное, фантастическое пространство, которое само по себе рождает сумасшествие и преступления.

По-другому были реализованы символистские установки в прозе А. Ремизова. В его раннем творчестве сполна проявился символистский мифологизм. В таких сборниках, как «Посолонь», «Лимонарь», «Докука и балагурье», собраны русские сказки, апокрифы, сказания, легенды. Такое собирательство было инициировано высказываниями Вяч. Иванова о том, что «в большом, всенародном искусстве мы идем тропою символа к мифу». В этих сборниках возникает сквозной для А. Ремизова мотив — мотив не состоявшегося Спасения, который получил развитие в его авторских произведениях (повестях «Часы», «Неуемный бубен», «Пятая язва», романах «Пруд», «Крестовые сестры»).

Русская проза конца XIX — начала XX в., бесспорно, оказала значительное воздействие на дальнейшую судьбу русской литературы. А. Белый и А. Ремизов повлияли на развитие орнаментальной прозы (И. Бабель, А. Малышкин, Вс. Иванов, А. Веселый); М. Горький стал прародителем социалистического реализма; творчество символистов-прозаиков сказалось в прозе русского постмодернизма.

Фигура В. Розанова одна из самых колоритных в русской прозе конца XIX — начала XX века. «Иудушкой русской литературы» назвал его А. Блок. По свидетельствам современников, В. Розанов по каждому из вопросов имел два противоположных мнения, которые постоянно менял. Творчество и личность писателя по-иному оценивал философ Н. Бердяев, говоря о том, что такое поведение не лицемерие, а «гибкость водного потока». Центральное произведение В. Розанова — цикл «Опавшие листья». Это абсолютно бессюжетная, фрагментарная проза, напоминающая дневник или записки. Закон организации этого текста — авторское переживание, «правда чувств». В каждом из фрагментов, составляющих этот цикл, четко фиксируется дата, время и место его возникновения. Это создает особую жизненность, иллюзию подлинного биографического материала.

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий