На рубеже веков ярким явлением русской литературы была реалистическая проза, продолжавшая традиции классической литературы (А. Куприн, И. Бунин, М. Горький, В. Короленко, Л. Андреев). Преемственность ее по отношению к классике выражалась в критическом отношении к современной действительности, в стремлении объективно разобраться в характере происходящих событий (М. Горький, А. Куприн, В. Короленко). Писатели-реалисты создали вереницу колоритных типов русского общества (например, босяки у М. Горького, циркачи у А. Куприна). О бездуховности буржуазного общества свидетельствовали рассказы В. Короленко «В дурном обществе», «Черкес»; очерки А. Свирского «Ростовские трущобы», «По тюрьмам и вертепам». Не забыты «вечные темы» — темы любви, природы, смерти («Гранатовый браслет» А. Куприна, «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина).
🔍 смотри также:
Классика не была еще чем-то далеким, отчужденным. В эти годы продолжает работать Л. Толстой, его повесть «Крейцерова соната» (1891) произвела «настоящее землетрясение в читающем мире» (из анонимной рецензии 1891 г.). В то же время реалистическое сознание на рубеже веков приобретает новые качества. «Русский реализм в своих высших достижениях обнаружил способность втягивать в зону своего смысла все новые и новые явления, раскрывать все новые эстетические возможности как самостоятельный тип творчества, способ художественного мышления о действительности» (В. Катаев). В прозе конца XIX -начала XX в. активно проявляется авторская позиция, ей свойственен подчеркнутый автобиографизм и стремление к публицистичности.
Пришедший в Россию натурализм проявился в творчестве таких писателей, как П. Боборыкин, А. Амфитеатров, И. Потапенко, М. Альбов, а также нашел отражение и некоторых произведениях А. Чехова, В. Немировича-Данченко, Д. Мамина-Сибиряка. Критерии «правдивости», «жизненной правды», изображения жизни «как она есть» были общими для русского реализма и натурализма и во многом способствовали их сближению. В этом процессе немаловажную роль сыграло и то, что на русской почве некоторые идеи западного натурализма не прижились. Темы наследственности, вырождения, «социал-дарвинистские мотивы «борьбы за жизнь» нашли отражение лишь в отдельных произведениях Чехова, Боборыкина, Мамина-Сибиряка.
Наметилось на рубеже веков влияние модернизма. В творчестве многих писателей искусно сочетались реализм и модернизм. Самым известным из них был Л. Андреев. В одном из писем Л. Андреев говорит, что он «для высокородных реалистов — презренный декадент, а для почтенных декадентов — презренный реалист».
В его произведениях, построенных по принципам реализма, отразилось сознание декадента с его культом смерти, самоубийства (рассказ «Рассказ о Сергее Петровиче»), с его имморализмом и желанием освободиться «от всего человеческого, слишком человеческого» (рассказы «Мысль», «Тьма»).
Кроме писателей, продолжавших реалистическую традицию, были писатели-модернисты и, прежде всего, писатели символистского круга (А. Белый, А. Ремизов, В. Розанов, Ф. Сологуб).
Для прозы символистов характерно стремление к синтезу музыкального искусства и искусства слова.
Так, о А. Белом говорили, что он болен «хроническим анапеститом». Кроме того, символисты-прозаики специфически относились к классическому наследию. Многие произведения символистов переосмысливали сюжет «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Например, в романе Ф. Сологуба «Тяжелые сны» главный герой преодолевает в себе «ветхого Адама», убивая «методично, но безвольно». В романе А. Белого «Петербург» основной мотив - неудавшееся отцеубийство. Произведения этих писателей проникнуты декадентскими настроениями, в них ощущается «безвыходность» человеческого существования, страх жизни и ужас смерти; герой, как правило, к концу произведения сходит с ума (например, Передонову, герою романа Ф Сологуба «Мелкий бес» в бреду мерещится недотыкомка, глаз-птица; к террористу Дудкину из романа А. Белого «Петербург» на чердак является Медный всадник Фальконе и т. д.).
С именем А. Белого связана символистская реформа прозы. Он считал, что традиционный психологизм не отражает душевной жизни человека. Главное в человеке не сознательное, а бессознательное, в котором заложены изначальные стимулы человеческого поведения. Герой представлялся существующим параллельно в двух мирах: реальном и ирреальном, отсюда - двуплановость поэтики: соединение мистики и сатиры. Данные закономерности отразились в «Симфониях» А. Белого. Эти произведения интересны тем, что созданы по закону музыки, в частности, в них действует принцип музыкального контрапункта. Произведения, как правило, бессюжетны, фрагментарны, а единство цикла держится на возвращающихся мотивах. Наиболее интересна симфония «Возврат», которая строится по принципу символистской двуплановости. Главный герой, магистрант Хандриков, в бытовом плане — маленький человек, служащий лаборатории, а в плане бытия — некое доисторическое Дитя, сидящее на берегу Океана. Аналогичные параллели имеют и другие герои.
Имя А. Белого прославил роман «Петербург», который Вяч. Иванов назвал «произведением русского метафизического ужаса». В центре произведения - образ города, который концентрирует в себе все черты «петербуржского мифа».
Петербург представлен как таинственное, фантастическое пространство, которое само по себе рождает сумасшествие и преступления.
По-другому были реализованы символистские установки в прозе А. Ремизова. В его раннем творчестве сполна проявился символистский мифологизм. В таких сборниках, как «Посолонь», «Лимонарь», «Докука и балагурье», собраны русские сказки, апокрифы, сказания, легенды. Такое собирательство было инициировано высказываниями Вяч. Иванова о том, что «в большом, всенародном искусстве мы идем тропою символа к мифу». В этих сборниках возникает сквозной для А. Ремизова мотив — мотив не состоявшегося Спасения, который получил развитие в его авторских произведениях (повестях «Часы», «Неуемный бубен», «Пятая язва», романах «Пруд», «Крестовые сестры»).
Русская проза конца XIX — начала XX в., бесспорно, оказала значительное воздействие на дальнейшую судьбу русской литературы. А. Белый и А. Ремизов повлияли на развитие орнаментальной прозы (И. Бабель, А. Малышкин, Вс. Иванов, А. Веселый); М. Горький стал прародителем социалистического реализма; творчество символистов-прозаиков сказалось в прозе русского постмодернизма.
Фигура В. Розанова одна из самых колоритных в русской прозе конца XIX — начала XX века. «Иудушкой русской литературы» назвал его А. Блок. По свидетельствам современников, В. Розанов по каждому из вопросов имел два противоположных мнения, которые постоянно менял. Творчество и личность писателя по-иному оценивал философ Н. Бердяев, говоря о том, что такое поведение не лицемерие, а «гибкость водного потока». Центральное произведение В. Розанова — цикл «Опавшие листья». Это абсолютно бессюжетная, фрагментарная проза, напоминающая дневник или записки. Закон организации этого текста — авторское переживание, «правда чувств». В каждом из фрагментов, составляющих этот цикл, четко фиксируется дата, время и место его возникновения. Это создает особую жизненность, иллюзию подлинного биографического материала.
Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий