03 января 2018

О принципе мотивированности при морфемном разборе

В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Что такое производность основы?

Выставлен ли суффикс -ин- в витрине?

В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура

Как правильно делать морфемный разбор слова

Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен, т.к. ведёт к ошибкам. Узнай порядок разбора.

Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись сначала к рубрике Русская грамматика. Раздел 4. Морфемика.

Порядок разбора

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова.   Источник здесь

Не забываем об учёбе: вспомним критерий Винокура

Правило:
"Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово".
По этой  ссылке можно найти материал, как правильно сделать морфемный разбор слова, используя критерий Г.О Винокура.
Здесь "Заметки  по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.

Лучшие подарки для разных знаков зодиака

Лучшие подарки для разных знаков зодиака
https://multiurok.ru/blog/luchshiie-podarki-dlia-raznykh-znakov-zodiaka.html

Собачий гороскоп для людей


Собачий гороскоп для людей 
http://jenskiymir.com/zvezdy/goroskopy-numerologiya/5382-kakaya-vy-sobaka-po-goroskopu.html

Принцип жизни

Главный принцип жизни
Источник

12 ноября 2017

После уроков: Заставляют размышлять

После уроков: Заставляют размышлять: День в истории: 196 лет назад (11 ноября 1821 года) родился великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский. ...

Интерактивная игра «По страницам русской классики»

Сочинение11.рф
Повторение изученного материала по теме «Литература 19 в. – 20 в.» и подготовка к итоговому сочинению. Урок в форме интерактивной игры. Вопросы к игре составлены в соответствии с направлениями и тематикой итогового сочинения, по произведениям русской литературы 19-нач.20вв, в некоторые задания включены вопросы по произведениям более позднего периода, входящим в школьную программу. Класс делится на 3 команды (по количеству рядов). Условия игры: каждая команда выбирает категорию и «цену» вопроса, отвечает на вопрос. Далее – так же 2 и 3 команда. Если команда, выбравшая вопрос, не может на него ответить, то право ответа предоставляется другой команде. Время на обдумывание ответа – не более 1 минуты. Автор: Серебренникова Ирина Николаевна. 
Игра в формате презентации: igra.ppt [2.79 Mb] (cкачиваний: 1874) 
Методическая разработка урока: igra-mr.doc [142 Kb] (cкачиваний: 1251)

05 октября 2017

01 октября 2017

Кому он нужен -- школьный учебник?

Контрольный вопрос: на кого же все-таки рассчитан, какую роль играет современный школьный учебник?
Контрольный ответ: учебник - это навязанный продукт бизнеса, который выступает в качестве эталона содержания обучения и рассчитан на малообразованного и слабоподготовленного учителя и родителя, обеспечивающего выполнение учеником домашних заданий, косвенно контролирующего учебный процесс школы.
Подробно здесь

03 сентября 2017

Направления итогового сочинения и комментарий к ним

Новые направления 2017-2018 учебного года: 

1) «Верность и измена»
2) «Равнодушие и отзывчивость»
3) «Цели и средства»
4) «Смелость и трусость»
5) «Человек и общество»
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 
1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 

Направления итогового сочинения 2017 - 2018 учебного года. Что почитать?


30 августа 2017

Дамские штучки: Красота

Дамские штучки: Красота: Оценка папу огорчила. Принёс его Георгий тройку. Не так была б обидна двойка. Весь вечер ведь вчера учили! – И, как такое вдруг слу...

27 августа 2017