Девятиклассники всё ещё "не отойдут" от "Гамлета". Эти рисунки они сделали после чтения речи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот". Мы занимаемся по учебнику Б.А. Ланина.
Уроки литературы должны приносить удовольствие.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Уроки литературы должны приносить удовольствие.
В презентации приводятся ошибки, которые допускают при ответе участники итогового собеседования. Полезная информация как для учеников, так и для экспертов и собеседников-экзаменаторов.
Не уверена, что выразилась точно: имею в виду, что бывают аргументы положительные, а бывают аргументы (примеры, точнее) отрицательные. Так вот после урока литературы по роману "Господа Головлёвы" помещаю этот пост.
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
Трагедия Гамлета заключается вовсе не в том, что он гибнет физически в результате одержимости чувством мести и чувством справедливости. Дело в том. что сам Гамлет обрекает себя на смерть, собираясь вправлять этот вывихнутый век. Это трагедия личности, потому что не каждый способен отдать себя в жертву другим. Гамлет считает себя на службе вывихнутого века. А это значит, что надо пролить чью-то кровь, восстановить истину во имя справедливости. В этот момент Гамлет перестаёт быть философом и становится человеком действующим.
Анастасия К. 9 класс
Программа концерта:
Мне вчера посчастливось побывать на этом концерте в нашем Театре оперы и балета. Не премину заметить: спасибо санкциям, потому что великие артисты, певцы, танцоры имеют благодаря им возможность совершать свои гастроли по родным городам и весям. Вот и к нам регулярно они приезжают. И выступают, выкладываясь по полной (уверяю вас, что нам, зрителям, это очень заметно). Приносят радость и удовольствие нам такое, что зарядки хватает надолго. Залы наших театров всегда полны. Билеты раскупаются почти мгновенно, как только появляется афиша. Принимает артистов наш зритель с огромным вдохновением. Вчера на сцену летели пурпурные розы охапками.
Ансамбль академический. В его репертуаре танцы народов мира. И не только. Во втором отделении был показан одноактный балет "Ночь на Лысой горе" на неповторимую музыку М.П. Мусоргского. Очень зажигательное, современное и мастерски исполненное действо. Как мне показалось, в духе "Тодоса". Он у нас тоже будет весной выступать.
Мне понравилась трагедия Шекспира. Рекомендую прочитать её каждому, кто ещё этого не сделал. "Гамлет" даёт немало тем для раздумий.
Шекспир ярко выразил чувства и мысли человека, стоящего на грани между жизнью и смертью, на грани выбора: мстить или нет. Поэтому монолог "Быть или не быть?" из века в век остаётся современным и актуальным.
Светлана П., 9 класс
Прим. админа. У Светланы в тетради ещё две страницы анализа произведения.
Здесь всё о монологическом высказывании по теме № 1 (описание). Призываю снова вас, мои дорогие 9-классники, прочитать материал полностью. А конкретно обращаю ваше внимание на то, что отдельно выношу сюда. Особо смотрите Шаблон описания и Словарь
Формулировка задания: «Опишите фотографию».
Чек-лист
4. Постарайтесь почувствовать настроение героя(ев) или общую атмосферу происходящего.
5. Свяжите с жизнью то, что изображено на фотографии: значимость занятия, важность взаимоотношений, качества характера.
6. Подумайте, какое впечатление произвела на вас фотография.
Совет 1
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать...» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Совет 2
Используйте разные части речи:
Здесь вся информация о монологе (повествовании и рассуждении). Как и в предыдущем посте, подробная и может оказаться очень полезной. Особое внимание обращаю на советы по составлению рассуждения. Но вы обязательно прочитайте всё.
Формулировка задания: «Что значит...», «Как вы понимаете...».
Чек-лист
3. Обобщите всё и выскажите в одном предложении. Это будет вывод.
Совет 1
Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.
Совет 2
Используйте вопросы, которые даются к заданию. Они помогут вам правильно построить рассуждение.
Совет 3
Здесь в блоге с Дзена подробно о том, как подготовиться к пересказу на итоговом собеседовании по русскому языку 8 февраля. Обязательно прочтите, девятиклассники.
Вынесу сюда две памятки. Поняв, какова стандартная структура текста, надеюсь, вы сможете пересказать текст подробно, не упустив ни одной микротемы. А вторая памятка о том, как правильно вставить в пересказ цитату. Читайте.
Памятка 2. Примерная структура текста
Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).
Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ
1. Прямое цитирование (дословная передача слов)
На уроке литературы нам было задано написать пост для воображаемого блога о трагедии "Гамлет".
Не могу сказать, что я в восторге, что вообще испытываю какие-то особые эмоции. Вероятно, 400 лет существования произведения всё-таки имеют значение, и написали о нём очень много всего и лучше. Возможно, в те времена судьбы героев, особенно судьба главного из них, и трогали умы и сердца. Но сейчас другие проблемы, другие способы их выражения. Очень мрачная пьеса. Когда читаешь её, не покидает ощущение, что находишься в каком-то тёмном и сыром месте, а мрачные настроения и речи героев только усугубляют этот эффект.
И всё-таки... Несмотря на это, мне понравилась трагедия. Может быть, за её неповторимую атмосферу и поиски смысла в человеческом существовании. Быть или не быть?
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? (Перевод Б. Пастернака).
Я выбираю оптимистичное...
Тимур С., 9 класс
Дорогие друзья! Я очень долго не заходила в свой блог. По разным причинам: не хватало времени, недоставало информационных поводов... и главное -- у меня наладилась более функциональная связь с моими учениками с помощью Дневника.ру. Это, как вы знаете, не только электронный журнал, но и масса информации об учениках и коллегах, и возможность прикрепить любой файл с учебным материалом, заданиями, тестами и прочее. Можно проводить видеоуроки, имеешь постоянную обратную связь со всеми участниками образовательного процесса. Всё оперативно, точно по адресу, результативно и функционально. Начав больше десяти лет назад свой блог, я очень часто потом использовала его для того, чтобы транслировать учебную информацию -- правила, факты биографий писателей, о книгах, всякие лайфхаки и тонкости в подготовке к экзаменам. Теперь для этого использую другие инструменты. И весьма успешно. Однако... однако надо вернуться к своему детищу. Чтобы выразить себя. И может быть, как-то всё-таки "слово наше отзовётся"...
Мемориальная доска заслуженному артисту России Владимиру Меньшову появилась на фасаде астраханского драматического театра, который стал первым местом работы режиссера, сообщила в пятницу пресс-служба администрации губернатора Астраханской области.ТАСС
Вчера слушала кантату А. Прокофьева "Александр Невский" в исполнении симфонического оркестра, хора и солистки. Действо состоялось в нашем кремле на вольном воздухе поздним вечером. Играл симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета, пел объединённый хор нашего оперного театра и из Калмыкии, солистка тоже была приглашённая.
Звучала мощнейшая музыка. Хор у нас просто бесподобный. Устроители мероприятия ещё включили в действо балет. Так же весьма эффектно. Оформление сценического пространства и видеоряд были великолепны.
Получила настоящее эстетическое наслаждение. И погода у нас стоит чудесная. И даже такси приехало вовремя.
Умеют в нашем городе красиво подать классику. Правда, билеты были дорогие. Но удовольствие, полученное от концерта, того стоит.
(Видео с телефона загрузить в блог, к сожалению, не смогла, поэтому видео с YouTube)
От автора
Прослушала ещё один новый роман. Было интересно. Много подробностей из времени начала 19 века. Теперь щеголяю ими в разговорах с коллегами, знакомыми и родными. Чем мне нравится современная русская литература, так вот именно тем, что расширяет кругозор, твою начитанность и побуждает искать что-нибудь этакое историческое. Не могу не отметить хороший литературный язык современных романов.
Сегодня в институте "Платформа" (так у нас называется бывший институт повышения квалификации учителей) состоялось заседание регионального методического объединения учителей гуманитарных предметов.
На пленарном заседании выступили Елена Анатольевна Мясоедова, директор публичных программ ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования" и Оксана Владимировна Зубаирова, эксперт компаний "Просвещение".
Говорили о новых, 2021 года, ФГОСах для начального и основного образования и о том, как учить сегодня для успеха завтра".
В 2020 г. из-за пандемии коронавируса Covid-19 ОГЭ для выпускников 9 класса был отменен. В 2022 г. ученики тоже могут его не сдавать, но в том случае, если не станут обучаться в 11 классе или в колледже. Те выпускники, которые хотят учиться дальше, должны ознакомиться со всеми изменениями в процессе сдачи экзамена, начинать подготовку к ОГЭ 2022 уже сейчас.
Общаясь (а когда слушаешь книгу, то эффект непосредственного общения становится более ощутимым, чем при чтении текста на бумаге) с книгой Майи Кучерской "Прозёванный гений", погружаешься во время, в ту эпоху, которая описывается в произведении. Во всяком случае со мной было так при прослушивании этой аудиокниги. Знакомые имена писателей, поэтов, общественных деятелей, менее знакомые издателей, журналистов, чиновников как бы оживали в моём воображении, их биографии дополнялись новыми фактами и подробностями, в результате чего становились более понятными реалии общественных и литературных процессов второй половины 19 века. В романе "Прозёванный гений" собрано огромное количество такого материала, так что слушаешь/читаешь его как энциклопедию, при том написанную художественно, занимательно, захватывающе.
Согласитесь, что сразу обращаешь внимание на заглавие романа. "Прозёванный" -- такого слова я раньше не слышала. По морфологическим признакам это страдательное причастие, форма глагола "прозевать", совершенного вида, в мужском роде, единственном числе. Сделать школьный разбор слова как части речи меня натолкнула ещё одна особенность книги: автор в ней выступает не только как беллетрист и мемуарист, но ещё и как филолог, литературовед, лингвист. Это делает произведение особенно привлекательным и ценным для учителя литературы.
Прозевать, прозёвывать значит оказаться невнимательным, упустить что-то. Прозёванный -- пропущенный, просмотренный, прохлопанный (всего 7 синонимов в Словаре синонимов). Книга М. Кучерской о Николае Семёновиче Лескове, которого при жизни недооценили, а потом читали мало, а сейчас вообще не читают. В школе "Левшу" "проходят" в 6 классе (рано, не по возрасту, детям трудно одолеть такой текст) и в 10 классе читают по программе "Очарованного странника" и "Тупейного художника" (внеклассное чтение). Почему он гений и как все его прозевали -- об этом далее.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ссылка
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа включает пояснительную записку, в которой даётся общая характеристика курса, раскрываются цели изучения родной русской литературы, определяется место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
«Благоволительницы» из названия романа — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии, другое имя которых — Эвмениды — означает «Милостивые».
ссылка Википедия подробно о романе "Благоволительницы".
Разбор книги "Благоволительницы" здесь
Я сначала прослушала (прочесть бумажную книгу в 840 страниц, думаю, мне не под силу) исторический роман Джонатана Литтелла о похождениях вымышленного оберштурмбаннфюрера СС Максимилиана Ауэ, а потом прочитала о книге в Интернете. Ссылки на некоторые материалы привожу вверху. Именно в такой последовательности надо знакомиться с этим произведением, чтобы убедиться в том, что это шедевр. Когда слушаешь (и, наверное, когда читаешь), то возникает ощущение, будто читаешь классику ("Войну и мир" или "Горячий снег"), потом вдруг бах! -- мерзости и пакости по Сорокину и психоанализ по Прусту. Вот такое сочетание, как мне показалось, манер и стилей в "Благоволительницах".
Роман мне понравился фактологической насыщенностью. Все критики определяют его как исторический роман. И не только о Второй мировой войне, но и о культуре античной, об искусстве, прежде всего музыки. Джонатан Литтелл -- образованнейший человек и честный писатель.
И напоследок, роман этот не лёгкое чтение для развлечения, но прочитать его я бы посоветовала тем, кто любит художественные произведения, основанные на исторических событиях и честно, в соответствии с вечными ценностями представленными автором.
Сообщение обычно начинают словами: у меня две новости -- хорошая и плохая. Мои новости я не могу так чётко разделить. Первая: у нас страшная жара -- 42 в тени. Я чуть в обморок не упала позавчера, когда шла на маршрутку. Вторая новость "пожарче" первой: 4 августа губернатор назначил нового министра образования и науки (у нас министерства в области). Им оказался Егор Угаров, которому всего 29 лет, по образованию он кораблестроитель, окончил технический университет в 2014 году. В образовании, разумеется, не работал. Занимался делами молодёжи и ещё чем-то. Однако участвовал в конкурсе "Лидеры России" и входит в ТОП-40 этих лидеров в Южном федеральном округе.
Общественность (не только учителя) изумлена, теряется в догадках, пытаясь понять, что послужило основанием для такого назначения, жалеет этого молодого красивого, я бы даже сказала, импозантного человека, как он осмелился занять такой ответственный и провальный пост. Некоторые делают предположения: ждите, новый предмет "кораблестроение" в школах введут. Другие: что ж, поживём увидим. Молодым надо давать дорогу. Мне же просто жалко Егора. Тяжёлую ношу взвалил он себе на плечи.
https://www.instagram.com/p/CSLqEvkNU7h/?utm_medium=share_sheet фото нового министра из Инстаграма
Сегодня
расскажу, как составить рабочую программу по своему предмету и затратить на это
мероприятие не больше получаса.
Всем нам
известно, в начале этого года Госдума и министерство образования утвердили
список отчетов и бумаг, которые обязан делать учитель-предметник.
Вот он, кто
запамятовал (Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г.
NN СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки
учителей"):
· рабочая
программа;
·
программа
работы с отстающими детьми;
·
рабочая
программа курсов внеурочной деятельности;
·
план работы
с детьми, стоящими на внутришкольном учете;
· календарный
план воспитательной работы;
·
программа
коррекционной работы;
·
журнал учета
успеваемости;
· материалы
личного дела обучающегося.
PS: конечно, если вы только не классный руководитель. В таком случае ваша отчетность
увеличивается в разы.
Но вернемся
к первому пункту нашего списка:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
НА КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Здесь все
просто:
1. вбиваете в поисковике слова "фгосреестр примерная программа";
2. в первой строке находите необходимый
нам документ, а именно примерную основную образовательную программу нужного вам
уровня (НОО, ООО, СОО);
3. скачиваете в формате DOC;
4. открываете документ и удаляете все, кроме трех необходимых нам частей (цели и задачи, планируемые результаты
освоения программы и содержание предмета);
5. Всё готово! Остался только титульный лист, его вы возьмёте у завуча по УВР и КТП.
В следующей
статье напишу как составить КТП по предмету и не умереть от скуки.
Напомню, что программа составляется на уровень образования, т.е. для начальной школы, основной и средней - 4, 5 и 2 года соответственно. А вот КТП составляете только для тех классов, в которых вы ведете свой предмет.