21 февраля 2023

Глаголы на -ить и -ять: "запоминалка"

В некоторых глаголах написание гласной в неопределённой форме перед ТЬ надо ЗАПОМНИТЬ!

КлеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть,, ездИть, бросИть, победИть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ить-
ВеЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ять-

Манить, победить взяты для рифмы. Они ударные. 
Глаголы, которые не вошли из-за рифмы:
ОБИДЕТЬСЯ
МАЯТЬСЯ
ХАЯТЬ
КЛАНЯТЬСЯ
ЗАТЕЯТЬ
ТАЯТЬ

20 февраля 2023

О романе "Марсианин" и ... школьном образовании


 Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу  романа  Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что  главная мысль  в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может  пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру,  реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о  целесообразности советской системы образования,  когда  молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не  учили нас и не умели мы  по большей части  эти знания применить на практике...

19 февраля 2023

Расписание ГИА 2023

Сертификат за прохождение теста

 Есть первая ласточка. Глеб Б. из моего 10 а получил вот такой сертификат, пройдя тест к этому замечательному празднику.

21 февраля -- Международный день родного языка

Сложный тест к Международному дню родного языка

Тест по ссылке https://www.yaklass.ru/p/peremenka/yaklassnyj-test/test-k-mezhdunarodnomu-dniu-rodnogo-iazyka-7200167

Традиционно к 21 февраля, когда отмечается Международный день родного языка, команда «ЯКласс» готовит интересный тест, посвящённый истории и грамматике русского языка. В этом году мы решили немного отойти от привычного формата и хотим поделиться с вами интересными фактами об особенностях нашего родного языка в разных регионах.

Русский язык является одним из самых распространённых в мире: говорит на нём более 260 миллионов людей, а родным его назвали более 150 миллионов. Несмотря на то, что на русском говорят все жители нашей страны, он неоднороден и различается от региона к региону. Так, в современном языке выделяют три основных диалекта: северный, южный и среднерусский.

Машинные (нейронные) картинки на тему "Школа 21 века"





     Скажу прямо: не впечатляют такие художества. Сравню, пожалуй, с машинным переводом с одного языка на другой: понятно, но без учёта особенностей формы и оттенков, изюминки смысла.

Что такое нейронная сеть?

     И вот решила я разобраться, что же это такое нейросеть. Ниже привожу пояснение, а в следующем посте то, что мне нарисовала нейросеть по запросу "Школа 21 века без детей и с детьми" в разных стилях: цифровая живопись, картина маслом, мультфильмы и в 3D формате.

  ИСТОЧНИК Если у вас нет таланта к художественному искусству, попробуйте себя в формулировании запроса нейросетям: они нарисуют изображение быстро, качественно и в разных вариантах. Где можно попробовать, читайте в этой статье.

Нейронная сеть – это компьютерная программа, работающая по принципу человеческого мозга: она прогоняет входные данные через систему «нейронов» – более простых программ, взаимодействующих между собой, после чего выдаёт некий результат вычислений на основе этого взаимодействия, опыта и ошибок прошлых запусков программы. Любая нейросеть является самообучаемой системой «искусственного интеллекта» и это её главное отличие от обычной компьютерной программы.

Сегодня нейросети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений, подобно тем, что совершает человеческий мозг: распределяют данные по параметрам, составляют прогноз относительно сложившейся ситуации, например, экономической, распознают лица.

По данным Всемирного Экономического Форума, к 2025 году искусственный интеллект сможет заменить специалистов в области изобразительного искусства, кинематографа, журналистики, программирования и других сфер.

Уже сегодня нейросети могут нарисовать изображение по текстовому запросу, с помощью схематичного наброска или референсов

18 февраля 2023

Таким увидели "буревестника революции" 9-классники



     Девятиклассники продолжают самовыражаться: нарисовали портреты Максима Горького к уроку литературы о жизни и творчестве писателя. Вверху работа Мефодия З., внизу Татьяны Я.

17 февраля 2023

Страница ОГЭ в блоге

 Девятиклассники продолжают готовиться к ОГЭ. В этом блоге есть страница ОГЭ. На ней есть материалы к экзамену. Некоторые я буду дублировать. Информация полезная, хотя материалы датированы 2020 годом. В тестах принципиально мало что изменилось с тех пор. Поэтому пользуйтесь моим банком  материалов к основному государственному экзамену. Удобно, что они всегда под рукой: набрал в поисковике Учебник нашего времени и нужную страницу -- и окей. Я и сама определяю свой блог как хранилище учебной и другой информации. Год не заходила в него, а всё на месте.

16 февраля 2023

Предикативная основа предложения, или Какими бывают подлежащее и сказуемое

 В учебнике под редакцией М.В. Панова для 8 класса вводится понятие предикативная основа предложения.  В дополнение к  материалу учебника данная статья, в которой представлены различные формы подлежащего и сказуемого. Также публикация может быть полезной  при подготовке к экзаменам выпускников 9 и 11 классов.

Грамматическая основа (иначе – предикативная основа) – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует. Вот почему любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения его грамматической основы. При определении грамматической основы, разграничении подлежащего и сказуемого возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.
Далее по ссылке

Гибкие навыки педагога как лидера


 

15 февраля 2023

Бессоюзное сложное предложение

 Презентация "Понятие о бессоюзном сложном предложении"  http://www.myshared.ru/slide/1379398/

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (таблица)

 

№ п/п

Знак препинания

Правило постановки знаков препинания/союзы для подстановки

Примеры

1

Запятая

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И

В глазах у меня потемнело(1), голова закружилась(2).

В глазах у меня потемнело(1), И голова закружилась(2).

2

Точка с запятой

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И, но простые предложения более распространённые или имеют свои знаки препинания

Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1); между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2).

 Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1), И между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2). (во II предложении деепричастный оборот)

3

Двоеточие

Если II предложение указывает на причину того, о чём говорится в   I предложении;  между предложениями можно подставить ПОТОМУ ЧТО

Выйти на улицу невозможно (1): с утра идёт дождь (2).

Выйти на улицу невозможно (1), ПОТОМУ ЧТО с утра идёт дождь (2).

Если II предложение раскрывает смысл того, о чём говорится          в I предложении; между предложениями можно подставить А ИМЕННО

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1):  на опушке стояли два лося(2).

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1), А ИМЕННО:  на опушке стояли два лося(2).

Если II предложение дополняет содержание I предложения;

между предложениями можно подставить ЧТО (иногда  И УВИДЕЛ, ЧТО)

Чувствовалось (1): скоро начнётся гроза (2).

Чувствовалось (1), ЧТО скоро начнётся гроза (2).

4

Тире

Если содержание одного предложения противопоставлено другому; между предложениями можно подставить А или НО

Чин следовал ему (1) – он службу вдруг оставил (2).

Чин следовал ему (1) , А он службу вдруг оставил (2).

Если I предложение указывает на условие того, о чём говорится во II предложении; между предложениями можно подставить ЕСЛИ

Волков бояться (1) – в лес не ходить (2).

ЕСЛИ волков бояться (1),  в лес не ходить (2).

Если I предложение указывает на время того, о чём говорится во    II предложении; между предложениями можно подставить КОГДА

Пашню пашут (1) – руками не машут (2).

КОГДА пашню пашут (1) , руками не машут (2).

14 февраля 2023

История создания романа "Преступление и наказание"

В презентации представлены материалы об истории создания, жанре и композиции романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Информационная переработка текста. План. Конспект.Тезисы

Информационная переработка текста -- это процесс извлечения необходимой информации из текста-источника, который принято называть первичным текстом, и представления этой информации в новом, создаваемом тексте, который называют вторичным текстом.

В презентации по следующей ссылке  https://ppt-online.org/657254 содержится концентрированно изложенный материал по теме. На шестом слайде представлена сравнительная информация плана, конспекта, тезисов фрагмента одной статьи. Это поможет учащимся освоить практически  приёмы информационной переработки текстов.

13 февраля 2023

Как делать работу над ошибками?

Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!

Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.

Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.

Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки. 

В этом посте  памятки, как делать работу над ошибками. Думаю, что эти памятки полезно иметь всегда под рукой, поэтому советую сохранить их в своих заметках каждому ученику.

Памятка "Как работать над ошибками"

Памятка к работе над ошибками

12 февраля 2023

ОЧИЩЕНИЕ В ТРЕТЬЯКОВКЕ: ЗА ЧТО УБРАЛИ ТРЕГУЛОВУ

https://tsargrad.tv/articles/ochishhenie-v-tretjakovke-za-chto-ubrali-tregulovu_722321 читать полностью

Похоже, процесс очищения русской культуры от либералов, экстремистов и русофобов начался всерьёз. Об этом говорит тот факт, что бессменному с 2015 года директору Третьяковки Зельфире Трегуловой не продлили контракт. То есть фактически уволили. Как уволили летом с должности худрука "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза, ляпнувшего, что воздух в Одессе стал чище после 2 мая 2014 года.

11 февраля 2023

С какой буквы пишется слово ИНТЕРНЕТ?

 
ИСТОЧНИК

Как пишется слово интернет?

Интернет может употребляться как существительное (самостоятельная часть речи) или как первая часть сложных слов. От этого зависит написание.

При самостоятельном употреблении сейчас возможно написание с прописной и строчной буквыдоступ к Интернету и доступ к интернету, пользоваться Интернетом и пользоваться интернетом.  А вот Рунет – только с прописной: Премия Рунета.

При употреблении в качестве первой части сложных слов правильно только со строчной и через дефисинтернет-сайт, интернет-пользователь, интернет-олимпиада, интернет-зависимый.

Такое написание установлено в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012).

Как писали раньше?

В предыдущих изданиях «Русского орфографического словаря» проводилось четкое разделение: интернет- как первая часть сложных слов – только со строчной буквы, как и сейчас (интернет-сайт), а вот Интернет при самостоятельном употреблении – только с прописной буквы (доступ к Интернету), варианта написания этого слова со строчной буквы при самостоятельном употреблении не было.

Но в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН «для слова интернет, в соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН, предложены два варианта – с начальной прописной и со строчной буквой» (цитата из предисловия к 4-му изданию).

С какой буквы писать другие названия интернета – сеть, паутина, веб?

09 февраля 2023

А сколько всего правил правописания в русском языке?

 

    Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный 
Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

Правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте РусскийПро!

Чек-лист к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)

 

Тема

Знаю

Вопросы/

комментарии/

дополнения/

забываю

Задание 2. Синтаксический анализ

Знать что такое ГО, чем может быть выражена

 

 

Виды предложений по количеству ГО

 

 

Виды односоставных предложений

 

 

Умение находить ГО в предложении

 

 

Задание 3. Пунктуационный анализ

Знаки препинания в ССП

 

 

Знаки препинания в СПП

 

 

Знаки препинания в БСП

 

 

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

 

 

Знаки препинания при однородных ЧП, в том числе с обобщающим словом

 

 

Знаки препинания при  д.о.

 

 

Знаки препинания при  п.о.

 

 

Знаки препинания при вводных конструкциях

 

 

Знаки препинания при обращении

 

 

Знаки препинания при приложении

 

 

Знаки препинания при сравнительном обороте

 

 

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

 

 

Задание 4. Синтаксический анализ

Виды словосочетаний

Общая схема стилистического анализа текста

 Источник  По данной ссылке вы найдёте формулировку задания 3 в демоверсии 2023 года, теорию по  заданию, схему стилистического анализа текста (приведена здесь), список функциональных стилей речи.

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.