Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
01 сентября 2023
31 августа 2023
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео Ознакомительный ролик о Российском обществе «Знание» 5-7 класс 4 сентября 2023 г.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео Ознакомительный ролик о Российском обществе «Знание» 5-7 класс 4 сентября 2023 г.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео Интеллектуальная игра 5-7 класс 4 сентября 2023 г.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео Интеллектуальная игра 5-7 класс 4 сентября 2023 г.
30 августа 2023
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео «Познайка-викторина» 2-4 класс 4 сентября 2023 г.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео М/ф «Сойдет и так» (фрагмент) 1 класс 4 сентября 2023 г.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ» Видео М/ф «Сойдет и так» (фрагмент) 1 класс 4 сентября 2023 г.
29 августа 2023
28 августа 2023
6 советов, как рассадить детей в классе
Вопрос рассадки учеников в классе — источник головной боли для классного руководителя. Родители, как правило, предпочитают, чтобы драгоценное чадо сидело поближе к доске, ученики хотят соседствовать с друзьями, при этом зачастую имеют особенности здоровья, которые тоже нужно учесть. Как учителю рассадить детей так, чтобы все были довольны и учебный процесс не нарушался? «Мой университет» дает несколько рекомендаций.
Прежде всего ознакомьтесь с состоянием здоровья школьников, для этого загляните в их медицинские карты. Если у ребенка есть нарушения слуха или зрения, то лучше посадить ученика за парту, рекомендованную врачом.
Как правило, высокий рост становится причиной ссылки школьника на “галерку” — последнюю парту. Можно спасти ученика от этой участи, разместив в боковом ряду, но с противоположной стороны от прохода.
Составляя карту рассадки учеников, учитывайте темперамент и характер детей. Флегматик и меланхолик будут чувствовать себя неуютно в передних рядах и “затеряются” на последней парте, там лучше посадить шумного и инициативного ученика, который “на передовой” будет только отвлекать детей от занятий.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, не сажайте рядом учеников, испытывающих друг к другу неприязнь. В то же время можно попробовать посадить за одну парту детей со спокойным и энергичным характером, скорее всего, они уравновесят эмоциональное состояние друг друга.
Вопрос, нужно ли пересаживать детей в течение года, остается дискуссионным. С одной стороны, перемены способствуют улучшению коммуникации в классе, с другой становятся стрессом для привыкших друг к другу соседей.
Если для детей важнее, рядом с кем они сидят, то родители нередко предпочитают, чтобы их дети сидели максимально близко к доске. По их мнению, от этого зависит успеваемость, что, конечно, является предрассудком: в течение урока учитель перемещается по классу, обращая внимание на всех учеников. Важно объяснить родителям этот момент и не идти у них на поводу.
27 августа 2023
ЕГЭ 2024 по русскому языку. Демоверсии, спецификации, кодификаторы
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
26 августа 2023
Книги Владимира Губарева
Владимир Губарев -- русский писатель-фантаст
26 августа -- 85 лет со дня рождения русского писателя-фантаста, журналиста Владимира Степановича Губарева.
Итоговое сочинение 2023-2024
→ Разделы и подразделы: 1is.pdf
→ Комментарии: 2is.pdf
→ Образец комплекта тем 2023/24 учебного года: 3is.pdf
→ Критерии оценивания итогового сочинения: 4is.pdf
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традицияхи обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Образец комплекта тем
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.
111. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
201. Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
304. Как становятся героями на войне?
405. Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
509. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
602. Реальное и виртуальное общение: в чём преимущества каждого из них?
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
Итоговое собеседование в 2024 году
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2024 году (ПРОЕКТ)
Критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку в 2024 году (ПРОЕКТ)
25 августа 2023
Планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2024 года
На основе приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования») обновлены кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена, а также спецификации КИМ ОГЭ 2024 г. по учебным предметам.
При этом сохранена и проиллюстрирована преемственность с кодификаторами прошлых лет. Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
Учебный предмет |
Изменения в КИМ ОГЭ 2024 г. |
Математика Информатика Биология Химия Физика История География
Обществознание Иностранные языки (английский, немецкий, французский,
испанский языки) |
Изменений нет |
Итоговое собеседование по русскому языку |
По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового
собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания. |
Русский язык Литература |
Скорректированы критерии оценивания развернутых ответов. Введены четыре новых задания с кратким ответом. Уточнена система
оценивания выполнения заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2, а также 5.1–5.5 (в
части оценивания грамотности). Максимальный первичный балл за работу изменён
с 42 до 37 баллов |
24 августа 2023
Проект демоверсии ОГЭ по русскому языку в 2024 году
Демоверсия по ссылке
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Русские достойны быть непобедимыми
23 августа 2023
Самый большой триколор в Москве. День Государственного флага в России
Москва вместе со всей страной отмечает День флага. В честь праздника российскую столицу украсили больше 2,5 тысячи триколоров, самый большой из них развернули у Музея Победы.
Применение веб-квест технологий в современной школе
iyazyki.prosv.ru
22 августа 2023
Технология формирующего оценивания
21 августа 2023
Технология "Портфолио"
20 августа 2023
Россия воспрянет...
19 августа 2023
Каренина — Анна Андреевна? Или Аркадьевна? Тест: помните ли вы отчества литературных персонажей
18 августа 2023
Технология "Лэпбук" и её применение
По ссылке презентация о технологии лэпбук
17 августа 2023
История романса "Соловей"
17 августа – 225 лет со дня рождения Антона Антоновича Дельвига (1798-1831), русского поэта, издателя
Литература
Дельвиг, А. А. Сочинения : [стихотворения, статьи, письма] / Антон Антонович Дельвиг ; [составление, вступительная статья, комментарии В. Э. Вацуро ; оформление художника Е. Б. Большакова]. - Ленинград : Художественная литература, 1986. - 472 с., 1 л. портр. - Указ. имен: с. 432-459.