Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 февраля 2024
Два чувства дивно близки нам...
09 февраля 2024
Кто придумал паспорт?
08 февраля 2024
Как появилось выражение «вешать всех собак»?
07 февраля 2024
О враждебном разборе "Руслана и Людмилы"
«Андромаха» — трагедия Расина, отрывки из которой были переведены Гнедичем и напечатаны в журнале «Сын отечества» (1820, № 34—37).
«Уже в последний раз приветствовать я мнил» — цитата из стихотворения Гнедича «К провидению», напечатанного в том же номере «Сына отечества».
В., который хвалит мое целомудрие — А. Ф. Воейков, в своих литературных выступлениях отличавшийся крайней наглостью. Был автором враждебного Пушкину разбора «Руслана и Людмилы» в указанном номере «Сына отечества». Употребленные Воейковым эпитеты нежный, чувствительный к Корреджио совершенно не подходят, над чем и иронизирует Пушкин.
Кисти в руки не берет — Орловский писал преимущественно карандашом.
Неизвестный эпиграмматист — баснописец И. А. Крылов, напечатавший эпиграмму на критику Воейкова («Сын отечества», 1820, № 38).
![]() |
М.В. Добужинский (1875-1957). А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов.. |
06 февраля 2024
Международный день отказа от мобильного телефона – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Подвиг
Цепь за цепью за ротою рота,
Но в глубоком снегу залегла,
Не дойдя до фашистского дзота.
Мины выли, и злобно в глаза
Дзот хлестал пулеметной чечеткой
– Разрешите, – Матросов сказал, –
Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.
И пополз по-пластунски солдат –
Шапка на брови, смерти навстречу.
Взрыв взметнулся. Но снова, как град
Пули сыпались в огненный вечер.
И тогда, в тот решающий миг,
Когда все мы за павших в ответе,
Прыгнул парень, и…сердцем приник
К чёрной щели, врываясь в бессмертье.
Словно рухнула в снег тишина.
Замер лес возле мёртвого дзота.
И пошла, как стальная стена,
В наступленье родная пехота.
Так в кровавом, жестоком бою
В феврале сорок третьего года
Жизнь отдал комсомолец свою
За свободу и счастье народа.
А наверно, мечталось ему
Прошагать сквозь военное пламя
Или, может, поднять самому
Над рейхстагом победное знамя.
Но начертано было судьбой
Раньше встать на гранит величаво,
В звонкой бронзе над тихой рекой
Увенчанным гвардейскою славой.
Отошла боевая страда,
Отгремели военные пушки.
Но советский народ никогда
Не забудет деревню Чернушки
Жить Матросову! Жить на века
Молодому бойцу-патриоту!
Жить в сердцах у живых,
Жить в колоннах полка,
В списках первой матросовской роты.
В. Калачев
Секрет счастливых учителей
Что такое профессиональное благополучие? Это удовольствие от своей работы, гордость за достижения, желание совершенствоваться и развиваться.Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Специалисты НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Полина Осокина изучили этот вопрос с научной точки зрения, а мы делимся их выводами: как именно повысить своё субъективное благополучие в профессии.
Другой способ — в течение дня практиковать «самопроверку». Остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т.д. Такое внимательное отношение к себе поможет снизить стресс.
2. Установите рабочие границы.
3. Укрепляйте отношения с коллегами.
Исследования показ али, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими» коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
4. Постарайтесь выстроить добрые отношения с учениками.
Как это сделать? Во-первых, проявить интерес к их жизни и предпочтениям. Во-вторых, прибегать к позитивному общению, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь ребятам почувствовать себя увереннее. В-третьих, использовать игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить отношения друг с другом и с вами.
5. Развивайте свою креативность.
Подходите к подготовке занятий творчески, используйте разные методики и формы обучения. Это не только поможет сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам удовольствия от работы. Это подтверждается научными исследованиями.
6. Внедряйте технологии.
Цифровые сервисы могут помочь педагогу реализовать все предыдущие рекомендации. Например, сэкономить время на проверку домашних заданий (https://vk.com/wall-10474189_114169) или работу над ученическими проектами (https://vk.com/wall-10474189_114456).
05 февраля 2024
Бессмертный подвиг Александра Матросова
5 февраля -- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова
![]() |
Из Москвы до Ванкувера |
![]() |
"Три Богатыря" -- так называли советских лётчиков. Г.Ф. Байдуков. В.П. Чкалов, И.В. Беляков |
Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Есть такая улица и в нашем городе Николаевске-на-Амуре.
Критическое мышление: приёмы его развития на уроках

Этот приём используется в начале изучения темы. Ещё до того, как ученики познакомятся с материалом, учитель читает утверждения. Ребята предполагают, верны они или нет. Ответы фиксируются на доске, а в конце занятия проверяются. Таким образом, во время урока школьники знают, на что обратить внимание, то есть обучение становится более осознанным.

Приём помогает выстроить связи между известными понятиями. В центре пишется ключевой термин или тема, а от него в разные стороны отходят ветки-ассоциации. Например, тема: «Здоровый образ жизни». Ответвления: «режим дня», «правильное питание», «физическая активность», «минимальный стресс» и т.д. Приём можно использовать и в начале изучения темы, когда ученики делают предположения, и в завершении. Как вариант, можно дать задание на дом: выстроить кластер по тому, что изучали на уроке.

В тетради ученик чертит таблицу из двух колонок: «Что я знаю по теме» и «Что нового я узнал». Первая колонка заполняется в начале урока в течение нескольких минут. Вторая — на протяжении всего занятия. Таким образом, ключевой материал оказывается зафиксирован в тетради, а ребята наглядно видят, как за урок пополняется их багаж знаний.

Это условное деление знакомо многим педагогам. На «тонкие» вопросы можно ответить коротко и однозначно. В каком году произошло событие? Кто в нём участвовал? Каков был результат? Ответы на «толстые» вопросы требуют рассуждения. Могло ли это событие не произойти или произойти иначе? Найдите три положительных и три отрицательных последствия этого события для общества/экономики/науки и объясните свою оценку. Для развития критического мышления, конечно, важнее отвечать на «толстые» вопросы. Кроме того, полезно их придумывать и задавать одноклассникам.
04 февраля 2024
В Волгоградской области прошла историческая реконструкция Сталинградской битвы
Какие слова чаще всего употреблял Пушкин?
Первый вариант «Словаря языка Пушкина» выходил с 1956 по 1961 год. Второе, дополненное издание ученые подготовили через 50 лет, в 2000 году. Этот четырехтомник содержит более 21 тысячи слов. Их анализировали на основе текстов, которые вошли в Полное собрание сочинений поэта в 16 томах — его подготовили специалисты Академии наук СССР в 1930-е годы, к 100-летию со дня смерти Пушкина. Языковеды исследовали как литературные тексты, так и черновые выписки, деловые документы, неопубликованные рукописи поэта.
![]() |
Частотный словарь языка Пушкина, дополнение к основному изданию, изначально выглядел как каталог. Каждое слово получало свою карточку, в которой ученые отмечали, сколько раз и в произведениях какого жанра оно встретилось. Чаще всего появляется союз «и» — больше 25 тысяч раз. Любимое существительное — «день» — Александр Пушкин написал 1163 раза. Также одним из самых часто употребляемых оказался корень «царь». Производные от него встречаются в произведениях и бумагах поэта более 1000 раз.
Чуть реже Пушкин вспоминал «друга» — 788 раз, «душу» — 774 раза, «сердце» — 698 раз, и «любовь» — 630 раз. Слово «милый», которое можно считать и прилагательным, и существительным, стало главным эпитетом в творчестве поэта. Его можно найти в текстах 698 раз, из них только 21 — в поэме «Руслан Людмила». Также писатель и его герои «любили» 641 раз, а вот «ненавидели» — всего 32. Страсти в пушкинских текстах нередко кипели на застольях, которые не обходились без вина: этот напиток появляется в произведениях 176 раз.
03 февраля 2024
"...В Европу прорубить окно..." Строки из поэмы А.С. Пушкина в учебнике для 1 класса...
![]() |
А.И. Бенуа..«Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга» |
Как в СССР появились Даздраперма и другие новые имена?
...............................................................................................................................
02 февраля 2024
2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва
Сталинградская битва – одно из самых значимых событий Великой Отечественной войны. Она началась 17 июля 1942 года, закончилась полной победой советских войск 2 февраля 1943 года. В ней приняло участие свыше 2 миллионов солдат.
Опера́ция «Кольцо́» (10 января — 2 февраля 1943 года) — фронтовая военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы.
Цепь операций вермахта, начало которой положил «План Блау», состояла из ряда тактических побед с глубоким продвижением на кавказском направлении, но закончилась крупным стратегическим поражением Германии и разгромом Шестой немецкой армии Паулюса под Сталинградом в начале 1943 года.![]() |
«План Блау», |
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ
Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)
В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"
Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.
В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.
01 февраля 2024
1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина
Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM размещены теория и практика к заданию 3.
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.
Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.
Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.
Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика, а также презентация на тему задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями" https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
НУЖНО ЗНАТЬ
следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.
Подробно см.материалы по ссылке выше
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)
Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.
Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого
Постоялый двор
![]() |
Рудольф Ференц. На постоялом дворе. Около 1880 г. |