Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 июня 2011
Отвлечёмся на минутку от экзаменов...
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Так это цапля. Стоит серая, невзрачная. А как крылья расправит - тут только успевай резкость наводить...
ГИА под присмотром чужих учителей
Как видно из результатов социологического исследования (см. предыдущее сообщение), образование в нашей стране, по мнению респондентов, в основном посредственное, а для пятой части их вообще плохое или очень плохое. Получается, что совсем "бросово" учим мы в школах, и контроль знаний на выходе -- то бишь экзамены -- никуда не годный, и взятками мы обросли по уши. А всё ли уж так зависит в этой ситуации от учителя? И все ли дети проявляют достаточно усердия, чтобы освоить даваемое школой знание? Почему, наконец, при нынешнем уровне развития средств коммуникации, при таком информационном буме современные школьники малограмотны и не осведомлены о многих очевидных вещах?.. Ставлю многоточие, подчёркивая тем самым одну из его функций -- недосказанность и возможность продолжить, в частности здесь, список вопросов и проблем школы, образования, культуры, духовного состояния общества в конечном итоге.

Что думают россияне о ЕГЭ и школьном образовании?
Отношение к введению ЕГЭ в обществе остается достаточно скептическим, особых плюсов от перемен россияне не видят. Состояние современной системы образования большинство называет посредственным.
Опрос был проведен 13-16 мая по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Большинство россиян считают, что школа должна готовить мыслящих, ответственных (так считают 56%) и культурных людей (54%). За все время исследований число сторонников второго варианта несколько снизилось (на 14%); а первого повысилось, что, впрочем, компенсируется уменьшением числа сторонников ответа "хорошего отца, мужа,мать, хозяйку" и "людей, способных обеспечить свое благосостояние". То есть, по сути, те же установки с учетом современной ситуации просто выражаются более масштабно и решают широкий круг задач.
Состояние современной системы образования относительное большинство (48%) называет посредственным (как хорошее и плохое его оценили 27% и 21% опрошенных соответственно), что связано не только с нововведениями последних лет, которые не приносят результатов, но и в целом снижением качества образования.
К практике отмены вступительных экзаменов в ВУЗы и поступления на основе ЕГЭ 41% относится отрицательно, а 36% положительно. С течением времени число противников такой замены увеличивается. Также растет и число тех, кто считает, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы, по сравнению с обычными экзаменами – сейчас таких 43%, а в 2004 г. было вдвое меньше (противоположного мнения сейчас придерживаются 15% опрошенных, четверть (25%) особой разницы не видит). В связи с введением ЕГЭ возрос и уровень взяток – так считает 30% опрошенных.
Читать полностью здесь
01 июня 2011
Подростки выбрали лауреатов детской литературной премии "Книгуру"
Лауреаты детской литературной премии "Книгуру" названы сегодня, в Международный День защиты детей. Трех из них выбирали из 14 финалистов юные читатели. В судейскую коллегию вошли 300 подростков от 10 до 16 лет, которые зарегистрировались на сайте награды - это ребята из 41 региона России и нескольких зарубежных стран.
Первое место присуждено сборнику рассказов "Волки на парашютах" 22-летней Аси Петровой из Санкт-Петербурга, второе - роману Григория Салтуп и Ирины Крестьевой (Аи эН) из Москвы "Библия в SMS-ках", третье место заняла фантастическая повесть белорусских прозаиков Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Время всегда хорошее". Приз конкурса за первое место составил 150 тысяч рублей, 100 тысяч - за второе и 50 тысяч - за третье.
Читать полностью здесь
А вы когда-нибудь заборы красили?

Помните, как ловко Том справился с покраской забора, проявив чудеса находчивости и предприимчивости: желающие вставали в очередь и покрашен забор был даже в три слоя. При этом Том стал самым богатым изо всех мальчишек.
...Сегодня красили забор вокруг школьного стадиона. Красивый кованый металлический забор с загогулинами и разными финтифлюшками. Работа несложная и в охотку необреминительная. Ну уж больно длинный этот забор -- много секций ещё осталось непокрашенными. Однако учителя -- народ привычный к любой работе. Одолеем и эту задачу.
Сегодня Международный день защиты детей
Составляем текст из "перепутанных" предложений
Представленные упражнения соотносятся с одним из видов заданий ЕГЭ. Однако цель этой публикации не ограничивается подготовкой к Единому государственному экзамену. Собирая маленький текст из «перепутанных» предложений, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли», каковы способы и средства межфразовых связей?.. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны: ведь текст маленький (если упражнение выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа заданий, то ученику можно дать возможность выбора.
Источник здесь
Для студентов и учителей
Практическое занятие по моделированию урока русского языка. Полезно не только для студентов, но и для учителей. Посмотреть здесь
В.Путин: С сентября 2011г. фонд зарплаты педагогов увеличится на 30%
В ходе выступления на VI съезде Всероссийского педагогического собрания премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что с 1 сентября фонд зарплаты педагогов должен быть увеличен на 30%. По словам главы правительства, с июня зарплата будет проиндексирована на 6,5% в соответствии с законом о бюджетниках, а осенью индексация будет проведена еще раз.
В ходе выступления глава правительства коснулся вопроса о едином государственном экзамене. По словам В. Путина, необходимо совершенствовать защиту от мошенничества на ЕГЭ. Кроме того, необходимо увеличивать общественный контроль за процедурой сдачи госэкзамена.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/31/05/2011/598044.shtml
31 мая 2011
Родительское собрание
И ещё сегодня было родительское собрание. Об итогах учебного года закончившегося и о будущем годе наши думы. Мои восьмиклассники перешли в девятый.
Каков он -- актуальный парень?
Общаясь сегодня с 9-классниками, узнала новое словечко, точнее необычное употребление слова в слвоосочетании. "Актуальный парень". -- Это какой же? -- спрашиваю. Оказывается, достаточно интеллектуально развитый, кое-чем интересующийся, придерживающийся модных тенденций в одежде, общительный и спортивный. Такие нравятся современным девочкам.
Принять подобное словоупотребление или не принять, конечно, моё дело и дело всякого другого человека, но, согласитесь, в этом что-то есть...
Экзамен в традиционной форме
Сегодня принимала экзамен по русскому языку в традиционной форме в 9 классе. Ученики брали билеты, готовились несколько минут и потом отвечали комиссии . Кстати, думаю, что эту форму экзамена следует сохранить, использовать наряду с ГИА. Главный её плюс в возможности живого общения между учеником и экзаменатором. Об этом сказали 9-классники после экзамена. -- Страшно, интересно, зачётно! -- так оценил экзамен Дима С.. (На русский с русского последнее слово ребята мне не перевели, но я поняла, что это положительная оценка). Тестовая форма проведения экзамена, несомненно, актуальна и представляет собой достаточно объективную систему оценки знаний ученика, однако, когда "глаза в глаза и в ведёшь диалог с учителем" (оценки Ксении и Татьяны) -- это заставляет раскрыться, вызывает желание показать себя с лучшей стороны. Из 12 сдававших экзамен двое получили "тройки", три девочки -- "пятёрки", остальные -- "четвёрки".
30 мая 2011
Переписка в Интернете во время экзамена

На участие в ЕГЭ по русскому языку было принято свыше 826 тысяч заявок, из них от выпускников текущего года – чуть более 728 тысяч. Экзамен прошел во всех субъектах Российской Федерации и 65 зарубежных общеобразовательных учреждениях находящихся в 50 странах. В целом все прошло в штатном режиме, без технологических сбоев.
В эти дни для участников ЕГЭ особенно актуальным становится вопрос о том, где и когда можно будет узнать результаты. В каждом регионе участники ЕГЭ должны быть проинформированы о своих результатах не позднее 3 рабочих дней после объявления Рособрнадзором минимального количества баллов по предмету ЕГЭ. Обращаем внимание, что каждый регион самостоятельно устанавливает способы информирования участников об индивидуальных результатах экзамена. Эта информация должна предоставляться БЕСПЛАТНО. Как правило, выпускники этого года могут узнать собственные результаты ЕГЭ по предмету в своей школе. Остальные участники ЕГЭ узнают свои результаты там, где получали пропуск на ЕГЭ, или в ППЭ, в котором сдавали экзамен (в зависимости от организационной схемы, принятой в регионе). Списки участников ЕГЭ с их результатами экзамена размещаются на информационных стендах. Во многих регионах для информирования участников ЕГЭ созданы специальные бесплатные сайты.
В ходе сегодняшнего экзамена специалисты Рособрнадзора выявили несколько фактов появления в Интернете изображений КИМ. Зафиксированы отдельные случаи переписки экзаменуемых с пользователями сети непосредственно во время самого экзамена. Сейчас проводится работа по идентификации нарушителей. Как правило, на основе имеющихся данных удается установить имена тех, кому принадлежали указанные КИМы, и, соответственно, номера аудиторий и ППЭ, в которых были допущены нарушения. По сложившейся практике, об установленном факте информируется региональная экзаменационная комиссия, которая проводит собственную проверку и принимает решение о формах реагирования, вплоть до аннулирования результатов и привлечения виновных, в том числе и должностных лиц, к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Источник здесь
Без "двоек"
Сегодня закончили проверять экзаменационные работы. Могу сказать, что не поставила ни одной "двойки", проверив более сотни работ. Когда оцениваешь работу по критериям, то, видно, так и должно получаться, что минимальный балл обеспечен. Потом структура самой экзаменационной работы: изложение, тест и сочинение -- "работает" на ученика. Какой-то из навыков ученик всё равно за годы учёбы в школе сумел освоить.
29 мая 2011
Ироничный историк и его парадоксы
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами», – с такими словами, если верить легенде, новгородцы обратились когда-то к варягам… Карамзин удивлялся: «Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями». Кто-то вслед за Ломоносовым считал, что никаких варягов не было, а сам Рюрик был чистокровным славянином.
Ключевский разрешает «варяжский вопрос» с восхитительной простотой. Заморские князья с дружиною были обычными секьюрити, которых новгородцы наняли для защиты от внешних врагов. Однако, «почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей». Так область Новгорода оказалась варяжским княжеством, а варяжский бродяга-кондотьер Рюрик стал родоначальником русской династии.
Коллективизм, вроде бы изначально присущий русскому человеку, Ключевский опровергает напрочь: «Великоросс боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке. Поэтому он лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами».
Татарское иго Ключевский воспринимает как явление скорее положительное. По его мнению, ордынские ханы, довольствуясь данью, не навязывали Руси каких-либо своих порядков. Они даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть, потому что в отношениях между князьями нельзя было усмотреть никакого порядка! И если бы князья были предоставлены самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья. Власть хана давала призрак единства, говорит Ключевский, она была «грубым татарским ножом, разрезавшим узлы», в какие русские князья умели запутывать дела своей земли.
Полностью статья о парадоксах знаменитого историка здесь
Летнее чтение для подростков
Что читать не по программе ЗДЕСЬ Полюбопытствуйте, пожалуйста, и попробуйте что-нибудь прочитать из этого списка. Уверяю вас, непременно увлечётесь. См. не с самого начала, а ЧАСТЬ 2.
Дерево. Библ, Ливан
Библ (греч. βύβλος, Библос) — библейский город Гебал (Губл), древний финикийский город, расположенный на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — нынешней столицы Ливана. В настоящее время на месте древнего Библа находится арабский город Джебейль. Являлся одним из крупнейших портов древности, через который, в частности, в Грецию экспортировался папирус ,также известный в Древней Греции под названием библос (греч. βύβλος), и обязанный городу Библ своим названием. В Библе были найдены надписи, составленные особым, предположительно слоговым «линейным письмом» (протобиблское письмо). Письмо содержит ок. 100 знаков. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нем отсутствовали словоразделы, что сильно затрудняло чтение. Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во 2 тыс. до н. э. До сих пор ни одна из предложенных дешифровок (М. Дюнан, Э. Дорм и др.) не признана большинством лингвистов; дешифровку затрудняет крайне небольшое количество надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира. Источник здесь |
Всё меньше людей, умеющих читать
...это только кажется, будто читать умеют все, кто знает кириллические буквы и умеет складывать их в слова. По моим наблюдениям, людей, способных воспринимать текст на уровне не только отдельных слов или словосочетаний, но и цельного высказывания, становится все меньше и меньше. Все меньше и меньше становится людей, умеющих воспринимать индивидуальную интонацию и порядок слов в предложении как содержательную категорию.
И это не только мое наблюдение. Как-то я провел вечер в обществе двух школьных учителей. Словесник жаловался, что большинству нынешних подростков совершенно невозможно объяснить, в чем прелесть, например, прозы Гоголя. Они, видите ли, воспринимают текст лишь с точки зрения конкретного сообщения - информации, внеположной художественным задачам. Им надо непременно знать "о чем". Если это сразу же не понятно, любой текст воспринимается как смертная тоска и вообще отстой.
Математик сказал, что да, с подобной проблемой сталкивается и он. "Как это? - удивились мы со словесником. - Математика же вроде как точная дисциплина. Какой уж там "порядок слов"?" "Не скажите, - ответил математик. - В последние годы я все чаще и чаще замечаю, что некоторые ученики, причем вовсе не тупые, с большим трудом понимают условие задачи. Им необычайно трудно воспринять смысл более чем одного предложения. Я давно заметил, что условие задачи гораздо легче понимают те, кто читает книжки. А с этим, как я понял, большие проблемы".
Я не учитель. Я автор. И я все чаще замечаю, что очень многие воспринимают любой текст лишь на уровне отдельных слов. Более того, многие всерьез убеждены, что бывают слова хорошие или плохие сами по себе. Мне приходилось слышать что-то вроде того, что бывают "пошлые слова". Под "пошлым" очень часто понимается "неприличное", хотя хорошо известно, что пошлым как раз чаще всего оказывается именно "приличное". Приходилось ли тебе, читатель, слышать нечто вроде того, что "это хороший анекдот, но пошлый"? Я уверен, что да, приходилось. И довольно часто. Хотя, если задуматься над этой расхожей формулой, нельзя не задаться законным вопросом: "Так хороший он или все-таки пошлый?" Что-нибудь одно.
Лев Рубинштейн.
Читать дальше
28 мая 2011
Получить "двойку" нереально
У нас в Астраханской области шкала пересчёта отметок на работу на ГИА осталась прежней: по русскому языку отметка "2" ставится за 0 -- 18 баллов. Позанимавшись, даже совсем себя не утруждая, нереально на экзамене получить "двойку". Набрать 19 баллов каждому человеку, который учил русский язык девять лет, вполне по силам. Этому во многом способствует система оценивания каждой части по критериям. Убедилась на собственном опыте, проверяя последние два дня экзаменационные работы.
Без правки и комментариев
Пунктуационные знаки конца предложения несут дополнительную информацию, которую нельзя высказать словами, ведь она касается всего высказывания в целом. Вопросительные знаки ставят, когда автор спрашивает у читателя ту или иную информацию. Во фторых точку автор ставит, когда повествует свою мысль.
Эти люди сделали в молодости ошибки, которые с ними теперь расправляются.
Эти люди сделали в молодости ошибки, которые с ними теперь расправляются.
Афтогравы, проффесия... Чежело!

Действительно, ТЯЖЕЛО. Очень тяжело читать такое нам, учителям. Публикуя это, я ничуть не ёрничаю и не допускаю даже малую толику иронии. Меня тревожит, просто распирает вопрос, почему при нынешнем уровне доступности самой разнообразной информации дети столь не развиты, имеют такой ограниченный кругозор. Почему такое возможно? Кто виноват и что делать? Кому -- учителям? Родителям? Самим детям...
27 мая 2011
Школьники пользуются запрещенными на ЕГЭ мобильниками

Экзамены прошли в штатном режиме, без технологических сбоев. Однако в ряде регионов были замечены случаи использования мобильных телефонов на госэкзамене. Так, в Челябинской области и Бурятии были удалены несколько участников, нарушивших запрет на их наличие в местах проведения ЕГЭ", - сообщает в пятницу пресс-служба ведомства.
Читать полностью здесь
Владимира Крупина наградил патриарх Кирилл
26 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла торжественная церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Голосование проходило тайно среди членов Палаты попечителей премии. В бюллетнях были имена семи номинантов:
- Вознесенская Юлия Николаевна (Берлин),- Ганичев Валерий Николаевич (Москва),
- Крупин Владимир Николаевич (Москва),
- Малягин Владимир Юрьевич (Москва),
- Разумовская Людмила Николаевна (Санкт-Петербург),
- Сегень Александр Юрьевич (Москва),
- протоиерей Владимир Чугунов (Нижний Новгород).
Пока шло голосование, на экране показывали видеоролики о номинанатах. После подсчета голосов патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что первым лауреатом стал наш земляк, который сейчас живет в Москве, Владимир Крупин. Писателю вручили диплом, нагрудный знак и памятные подарки.
Без внимания не оставили и остальных номинантов - каждый получил подарок, грамоту и букет цветов. А после был праздничный концерт.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)