08 июня 2025

Один из лучших друзей Пушкина

 Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.

Родился в дворянской семье. Рано остался сиротой: отец умер через год после его рождения, мать — через три года. 
В 1807–1811 годах учился в Московском университете. С 1812 года — на военной службе, участвовал в Отечественной войне 1812 года. 
В 1823–1826 годах жил за границей, побывал в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. 
Чаадаев писал, что Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку, и её смысл — быть уроком всему человечеству. 
Чаадаев был одним из первых русских мыслителей, кто открыто критиковал самодержавие и крепостничество. Он считал, что Россия отстаёт от Европы в экономическом, политическом и культурном развитии, и что ей необходимо провести ряд реформ, чтобы догнать Запад. 
Чаадаев был одним из основателей журнала «Телескоп», в котором публиковались его статьи. 
В 1836 году Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещён под домашний арест. Его статьи были запрещены, а журнал «Телескоп» закрыт.
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) был другом Александра Сергеевича Пушкина. ru.wikisource.orgproza.ruhuman.snauka.ru
История знакомства
Пушкин и Чаадаев познакомились летом 1816 года в доме историка Николая Михайловича Карамзина в Царском Селе. Чаадаев тогда служил корнетом в Гусарском лейб-гвардии полку, а Пушкин был ещё лицеистом. 
Они встречались и после окончания Лицея, до ссылки Пушкина на юг. Чаадаев участвовал в хлопотах о смягчении участи поэта, в результате которых он был переведён на службу в Бессарабию.
Влияние на Пушкина
Дружба с Чаадаевым оказала влияние на умственное и нравственное развитие Пушкина. Поэт называл Чаадаева «целителем своих душевных сил». 
Личность Чаадаева отразилась в творчестве Пушкина: ему посвящены три послания поэта — «Любви, надежды, тихой славы…» (1818), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» (1821), «К чему холодные сомненья…» (1824). Также черты Чаадаева воплотились в образе Евгения Онегина: в 1819 году Пушкин писал: «Второй Чадаев, мой Евгений…». 
Переписка
Между Пушкиным и Чаадаевым была переписка. Сохранилось лишь три письма поэта к Чаадаеву и пять писем Чаадаева к Пушкину. 
В переписке отразились взгляды философа и поэта на исторический путь России. Чаадаев считал, что Россия должна «преподать какой-то великий урок отдалённым потомкам», а Пушкин видел в истории России «спасительный и искупительный характер».
В 1836 году Пушкин написал Чаадаеву письмо, в котором спорил со взглядами, высказанными в «Философическом письме» Чаадаева. Это привело к тому, что многие заговорили о разрыве дружеских отношений, но С. А. Соболевский возразил: «Вздор, Чаадаев был одним из лучших друзей Пушкина…». goog_1367091534ru.wik

Медаль 1982 года. Памяти П. Я. Чаадаева. Медальер А. Г. Кнорре.
Томпак. Диаметр 60 мм. Ленинградский монетный двор. Тираж 500 экз.

"Ловушки" ОГЭ. Теория и практика полностью по всей тестовой части экзамена

 ссылка

Теория и практика по всей тестовой части ОГЭ  по русскому языку 2025.

Источник Рустьюторс (сборный вариант из всех заданий).

На этом мы заканчиваем публиковать сообщения под рубрикой "Ловушки" ОГЭ". Желаем всем выпускникам набрать наибольшее количество баллов.

Все тексты изложений ОГЭ 2025 года по сайту ФИПИ

 ссылка

Материал содержит текст изложения, микротемы и примерное сжатое изложение.

Темы сочинений 13.3 из ОБЗ

 Темы сочинений 13.3 из Открытого банка заданий ссылка

07 июня 2025

"Ловушки" ОГЭ. Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером. Все правила и примеры

Источник

 Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Всё по ссылке

Можно себя проверить. Есть ответы.

"Ловушки" ОГЭ. К заданию 4 . Причастные и деепричастные обороты

 Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. В предложении причастный оборот является определением (обособленным или необособленным).

Причастный оборот, находящийся после определяемого существительного, обособляется.

Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, обособляется независимо от его позиции по отношению к определяемому слову.

Как найти причастный оборот:

  • Задайте вопрос КАКОЙ? от определяемого слова.

  • Слово, отвечающее на этот вопрос и образованное от глагола, – причастие.

  • Найдите слова, зависимые от причастия. К ним от причастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это причастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное причастие.

  • Проверьте, правильно ли вы нашли границы причастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ПО. Например:

    (какой) Говорящий попугай сидел в клетке. – Одиночное причастие.

    У меня есть друг (какой?), /(как?) свободно говорящий (как?) по-французски/. – Причастный оборот.

    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот относится к глаголу, в предложении является обособленным обстоятельством.

    На письме деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми.

    Как найти деепричастный оборот:

    • Задайте вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? или ЧТО СДЕЛАВ? от сказуемого.

    • Слово, отвечающее на один из этих вопросов – деепричастие.

    • Найдите слова, зависимые от деепричастия. К ним от деепричастия можно задать вопросы. Если зависимые слова есть, то это деепричастный оборот. Если зависимых слов нет, то это одиночное деепричастие.

    • Проверьте, правильно ли вы нашли границы деепричастного оборота: уберите его из предложения. Если грамматические связи между словами в предложении не нарушаются, значит, вы верно определили границы ДО. 

                                         дееприч.             х

    Старый Бульба, /приосанившись/, топнул ногой.  

                      дееприч. об.                                     х/Красиво чернея в нежной зелени хлебов/, гуляли грачи.

                                          х                         дееприч. об

    Лес неожиданно побледнел, /растворяясь в косых потоках ливня/.

    Задания

    Задание 1

    Определите, в каких предложениях есть причастный оборот, в каких – деепричастный. Обозначьте их графически. В пустых клетках напишите буквы «ПО», если есть причастный оборот, и буквы «ДО», если есть деепричастный оборот.

    Подсказка

    1. Найдите в предложении причастие (какой?) или деепричастие (что делая? что сделав?).

    2. Определите, есть ли у них зависимые слова.

    3. Выделите оборот графически.

    4. Сделайте вывод.

    Ночь подобралась незаметно (что сделав?), /окутав землю тёмной вуалью/.

    ДО

    Сумрак (какой?), /окутавший землю/, скрыл разрушения.

    ПО

     

06 июня 2025

Пушкинская Астрахань


Сегодня, в Пушкинский день, вспоминаем, какие места и объекты в нашем город связаны с именем гения.

Пушкинский диктант в нашей школе

 Сегодня в летнем лагере нашей школы проведён Пушкинский диктант. В нём приняли участие ученики 1-4 классов и их вожатые -- студенты педколледжа. По отзывам ребят, мероприятие им понравилось. Как они сказали, на большинство вопросы они знали ответы, стихи и сказки вспомнили, а вот ребус про Елисея заставил задуматься. Это в заданиях для 1-3 класса. Для четвероклассников трудным оказалось  слово душегрейка. Помните строки из "Сказки о рыбаке 
и рыбке":
Воротился старик ко старузе.
Что он видит? Стоит терем.
На крыльце стоит его старуха
 В лорогой собольей .....

Кстати, в заданиях для всех возрастных категорий было традиционное списывание, когда надо вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Вот пример такого задания для студентов вузов и взрослых.
Задание № 1
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
    (1) В три…цати пяти километрах от Калуги на (капризно)извил…стой и холодной даже в жару
речке Суходрев как в чаше распол…жился посёлок (П,п)олотняный (З,з)авод. Здесь с
младенч…ства жила Наталья Николаевна Гончарова ставшая (в)последстви… женой
Александра Сергеевича Пушкина. (2) Это о ней он писал в тысяча восем…сот три…цатом
году:
Исполнились мои желания. Тв…рец
Тебя мне ни…послал тебя моя Мадонна
Чистейш…й прелести чистейш…й образец …
    (3) Знакомство Пушкина с будущ…й женой состоялось в Москве на одном из балов в январе
тысяча восем…сот два…цать девятого года. (4) Он был оч…рован ею. (5) (В)скоре поэт через
своего приятеля Ф.И. Толстого попросит руки Натальи Николаевны но получит холодный
ответ. (6) Огорч…нный и ра…досадова…ый этим он отправит…ся на (К.к)авказ однако это
пут…шествие (не)принесёт ему пре…пол…гаемого успокоения.
    (7) Новые стр…дания подст…регали поэта в Москве. (8) «Сколько мук ожидал… меня по
возвращени…! – (С,с) открытой горечью писал он матер… невесты. – Ваше молчание ваша
холодность та рассе…нность и то бе…разлчие с каким приняла меня Натали…»
    (9) Пушкин (н…) мог (н…) почу…ствовать в матер… любимой девушки и (не)…говорчивость и скаредность и стр…птивость. (10) Когда (же) наконец все пр…пятствия были пр…од…лены 6
мая тысяча восем…сот три…цатого года состоялась помолвка.
    (11) Письма поэта той поры полны тр…вог (на)счёт свадьбы и буду…щего (во)обще.
    (12) (В)начале сентября Пушкин уезжает в Болдино но разлука с невестой осложнение с почтой из(за) х…леры св…репствовавш…й в то время в России продолжали волновать его.
(13) Только в декабре поэт смог вернут…ся в Москву. (14) А 18 февраля тысяча восем…сот
три…цать первого года состоялась долгожда…ая свадьба.
    (15) «Я женат - и счас…лив» - эти слова из письма к Плетнёву как нельзя лу…ше выражают
состояние Пушкина тех дней.
(А. Пехтерев).

Пушкинский диктант. Задания Пушкинского диктанта 2025

«Пушкинский диктант» — это международная образовательно-просветительская акция, которую с 2015 года проводит общероссийская Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ).
Основная цель диктанта — не проверить грамотность, а пробудить интерес к творчеству поэта. Задания опираются в основном на материалы школьной программы, изучаемые в рамках русского языка, литературы, истории и МХК. 
Ежегодно организаторы акции выбирают тему диктанта. В 2025 году темой будет «Мир культуры и истории в творчестве А. С. Пушкина». 
Принять участие в акции можно бесплатно в двух форматах — онлайн и офлайн. Очные диктанты проводят библиотеки, школы и вузы по всей стране. RBC.ru
Задания диктанта разделены по уровню сложности на возрастные категории. Есть как закрытые тестовые вопросы с выбором правильного ответа, так и открытые задания — например, дописать фразу из стихотворения Пушкина. На выполнение дают от 30 до 45 минут, максимально можно набрать 100 баллов.
Файлы с заданиями можно скачать с Яндекс диска по ссылке:

Основоположник современного русского литературного языка.

6 июня отмечается как День русского языка, потому что в этот день родился Александр Пушкин, который считается основоположником современного литературного языка и олицетворением русской культуры. sport-express.rudzen.ru
Праздник учреждён для сохранения и дальнейшего развития русского языка как общенационального достояния народов, части духовного и культурного наследия, средства международной коммуникации.
Праздник русского языка, отмечаемый 6 июня, был установлен 6 июня 2011 года указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева.

Был расстрелян фашистами в Испании

 Федерико Гарсиа Лорка (5 июня 1898 — 19 августа 1936) — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

О Лорке обычно говорят не так много: родился 5 июня 1898 года в городке Фуэнте-Вакерос в Андалузии, в 11 лет с семьей переехал в Гранаду, природу этих мест воспевал в своих стихах, в школе учился неважно, был впечатлительным мечтательным мальчиком, вырос, много путешествовал, увлекся поэзией, вошел в круг художников-авангардистов, писал пронзительные стихи и прозу, рисовал, музицировал. Придерживался левых взглядов, за что и был расстрелян фашистами Франко в начале Гражданской войны в Испании. Даже грустно, что такую большую и глубокую жизнь можно свести к такому небольшому и беглому абзацу. Еще более грустно, что такой большой и красивый талант можно погубить всего одним быстрым нажатием курка... Узнать больше здесь

Рисунки Гарсиа Лорки
Стихотворения никакого в свой пост я не выбрала. Не по мне они. То ли из-за их мрачности, то ли из-за  коварства перевода... Может, из-за сюрреалистичной манеры, в которой Лорка воспевал окружающую действительность и мир грёз.

05 июня 2025

Скачать шпаргалку по русскому языку. Вся теория к экзамену

 Шпаргалка ОГЭ русский язык 2025 СКАЧАТЬ

Здесь вся теория по русскому языку, все правила, которые изучены  с 5/1 класса по 9-й. Конечно, мы вовсе не советуем брать эту шпаргалку на экзамен, однако перед экзаменом хорошо бы просмотреть содержание этих четырёх страниц формата А 4. Ну-ка, у кого хватит терпения сделать это?

"Ловушки" ОГЭ. Возвращаемся к заданию 2.

Задание №2
В задании предлагается выбрать верно выделенную грамматическую основу из 5 предложенных вариантов. Выделение грамматической основы — одна из главных сложностей в курсе русского языка. Главное правило выполнения этого задания — работа с каждым предложением! Важно выделять грамматические основы прямо в тексте.
1. Сначала ищем сказуемое: «Что делает предмет?», «Что с ним происходит?». К нему затем проще подобрать подлежащее — действующее лицо. Однако нужно помнить про ловушки в виде разных типов сказуемого:
  •   простое глагольное сказуемое (Сестра будет петь в хоре --  сложное будущее время, простое глагольное сказуемое);
  •  составное глагольное сказуемое (Он продолжает заниматься спортом; Ты хочешь стать врачом);
  •  составное именное сказуемое (Она была нетороплива, не холодна, не говорлива).
2. Находим подлежащее, учитывая ловушки. Самые распространенные и опасные из них:
  • подлежащее может отсутствовать в предложении (например, в предложении «Смеркалось»)
  • присутствуют подлежащие-невидимки, в этом случае в их роли выступают подчинительные союзы (например, «Я прочитала книгу, которая является бестселлером»). Такими подлежащими часто выступают слова: кто, что, который. На них обязательно нужно обращать внимание. Если они выполняют какое-либо действие, значит, они являются подлежащими.
3. Не включаем лишние части в грамматическую основу. Из частей речи к ним относятся: наречия и деепричастия. Из членов предложения — дополнения, обращения и так далее.

10 безграмотных выражений, которые выдают в вас недалекого человека

 Источник

Порой люди очень вольно обращаются с русским языком, и звучит это так себе. Неудачно употребленная фраза может вызвать у окружающих целую гамму чувств – от легкого недоумения до откровенного возмущения. Список раздражающих выражений у каждого свой, но есть 10 слов и словосочетаний, которые взбесят любого грамотного человека.
Оплатить за проезд
Это какой-то лингвистический Франкенштейн. Существуют два одинаково правильных варианта: либо «заплатить за проезд», либо «оплатить проезд». Но люди почему-то упорно конструируют из них одну фразу. Не надо так!
Доброго времени суток
Если вы ведете деловую переписку, то не можете быть уверены, когда именно собеседник прочитает ваше сообщение. Но это не повод использовать столь странную конструкцию. Принципиально не хотите писать «Добрый день»? Тогда вспомните о существовании простого слова «Здравствуйте».
Любимка, вкусняшка, спасибки
К человеку, злоупотребляющему уменьшительными суффиксами, вряд ли будут относиться серьезно. Постоянное сюсюканье раздражает. Конечно, разговаривать с близкими друзьями или членами семьи можно и так, хотя все равно стоит уточнить, не против ли они. Но из уст коллеги по работе (а уж тем более – директора Марьи Ивановны) это звучит неуместно и уважения к вам не добавляет.
Крайний раз
Можно понять, если это говорит летчик, пожарный или представитель другой героической профессии. Примета у них такая – если скажешь «последний выезд», он и вправду может стать таковым в их жизни .
Чего боятся все остальные – непонятно. Кто-то прямо перед вами взял с полки супермаркета последний пакет молока? Ничего страшного, совершенно точно привезут еще.
Вкусная цена
Наверное, когда-то это было необычным эпитетом. Но сейчас прилагательное «вкусный» лепят ко всему подряд. Вкусные цены, вкусный текст, вкусное фото… Возникает ощущение, что собеседник три дня голодал и все мысли у него только о еде.
Спс, норм, магаз
Видимо, эти слова придумали очень рачительные люди. Это ж сколько времени можно сэкономить, если каждый раз по несколько букв не договаривать! Но подобные сокращения звучат неуважительно по отношению к собеседнику. Он может решить, что, если у вас нет времени на пару лишних букв, то и разговор в целом вам неинтересен.
Поговорить за жизнь
В эту конструкцию можно подставить практически что угодно – «поговорим за дела», «послушай за выходные» или даже «расскажи мне за него». В любом случае, для образованного человека это звучит ужасно. Собеседник, употребляющий предлог «за» вместо «про», сразу выглядит не слишком умным провинциалом.
Подобные словосочетания пришли из украинского языка. И если в устах одессита это воспринимается как национальный колорит, то у жителя средней полосы России выглядит как безграмотность.
Беременяшка, пузожитель, годовасик
Родительство – это целый отдельный мир. Неудивительно, что он имеет свой сленг. На тематических форумах молодые мамы вольны писать что угодно. Но если вы хотите, чтобы друзья и коллеги по-прежнему воспринимали вас как адекватного человека, лучше не использовать в своих рассказах «годовасик» и прочее. А сокращать гинеколога и педиатра до «гини» и «педи» не стоит даже на форумах.
Пойду купаться
Все бы ничего, если после этой фразы человек удаляется к морю или хотя бы к бассейну в загородном доме. Но если он идет принимать ванну (или, еще лучше, душ), это режет слух. Чем не угодило слово «мыться»?
Имеет место быть
Во-первых, это уже давно не оригинально. Во-вторых, попросту безграмотно. В этой фразе слились два выражения: «имеет место» и «имеет быть».
Первое – дословный перевод с французского, и означает «быть в наличии» (например, «имеют место следующие недостатки»). Второе – устаревшее русское словосочетание, означающее, что событие вскоре произойдет (например, «спектакль имеет быть завтра»). В итоге получилось довольно странное выражение, которое утяжеляет речь.

04 июня 2025

4 июня в истории литературы

 04 июня в истории литературы:

  • 1922 — рождение «Крокодила». В издательстве «Рабочая газета» вышло первое еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение к газете «Рабочий» (затем «Рабочая газета») на 16 страницах, которое сначала называлось, как и газета. С 13-го номера журнал получил своё сегодняшнее имя. Первые два выпуска были почти целиком посвящены процессу над эсерами, проходившему в Москве.
Журнал "Крокодил" выполнял функцию сатирического издания, которое критиковало недостатки быта и хозяйственной жизни страны, а также освещело ключевые вопросы внутренней и внешней политики. Символом журнала был красный крокодил с вилами. Журнал перестал выходить в 2008 году.
Почему на самом деле перестал издаваться журнал «Крокодил»? ссылка
  • 1965 — в Москве у Красных ворот открыт памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Исаака Давидовича Бродского. Этот памятник — тот самый «мужик в пиджаке», о котором идёт речь в известном фильме «Джентльмены удачи».

  • 1972 — поэт Иосиф Бродский был вынужден эмигрировать. В письме на имя Брежнева он писал: «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются — во плоти или на бумаге».

Один из ведущих поэтов "чистого искусства"

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) — русский поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1853). bigenc.ru

Родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года в Москве в дворянской семье. Начал писать стихи с 15 лет. В 1837 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. en.wikipedia.orgtass.rustihi.rucalend.ru
В 1842–1844 годах путешествовал по Европе (Франция, Италия, Германия, Чехия), слушал лекции в Сорбонне. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1844 года служил в Румянцевском музее, с 1852 года — в Санкт-Петербургском комитете иностранной цензуры (с 1875 возглавлял его). 
Дебютировал в печати стихотворением «Орёл» («Библиотека для чтения», 1835, т. 9). В 1842 году вышел первый сборник Майкова — «Стихотворения», — принёсший ему громкий успех. 
В поэзии Майкова большое место занимают стихотворения на темы русской истории, трактуемой в государственно-патриотическом ключе («Кто он?», 1842; «В Городце в 1263 году», 1878; «У гроба Грозного», 1888, и др.). 
Сам поэт считал главным трудом своей жизни лирическую драму «Два мира», в котором противопоставил античное язычество и раннее христианство. За это произведение в 1882 году Аполлон Майков был удостоен престижной литературной награды — Пушкинской премии. tass.r
Некоторые известные стихотворения Майкова: «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Поэзия», «Барельеф». 
Умер 20 (8) марта 1897 года в Санкт-Петербурге. 
Некоторые произведения: поэмы «Две судьбы», «Клермонтский собор», «Машенька» и другие. calend.ru
Если попросить современного читателя назвать главных поэтов XIX века, то он вряд ли вспомнит Аполлона Майкова. Однако при жизни он был очень популярен и считался лучшим поэтом послепушкинской эпохи. О нем говорили, что он талантливее Лермонтова; Чернышевский и Некрасов утверждали, что равного Майкову поэта «едва ли имеет Россия». «После Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами», — сказал о нем Дмитрий Мережковский. ссылка

Дорог мне, перед иконой…
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжённый
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поёт:
Чьё-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льёт,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это — медный грош вдовицы,
Это — лепта бедняка,
Это… может быть… убийцы
Покаянная тоска…
Это — светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слёз и умиленья
В вечность глянувшей души…

Исторический контекст
Стихотворение Аполлона Майкова написано в 1868 году. 1860-е годы в литературной среде зрело противостояние между новаторами-реалистами и консерваторами. Это было время расцвета русской прозы: Лев Толстой печатает «Войну и мир» (1865–1869), Достоевский пишет три романа из своего «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868–1869) и «Игрок» (1866), Иван Гончаров создает роман «Обрыв» (1869). Поэзия же в эти годы уходит на второй план, однако в ней существует особое направление — «чистое искусство».
Читать полностьюhttp://
Драматург Александр Островский, актер и мемуарист Иван Горбунов и Аполлон Майков
(фото 1860-х годов)
«Чистое искусство» — это течение в русской литературе и критике 50–60-х ХIХ в. Чистое — значит духовно наполненное, совершенное, выразительное литературное искусство, восходящее к пушкинской лирике. Поэты «чистого искусства» были равнодушны к запросам общественно-политической жизни, чуждались либеральных и революционных настроений. Прежде всего их интересовала поэзия как источник нравственного преображения человека, способ приобщения людей к высшим ценностям. Поэтому авторы обращались к вечным темам и сюжетам. Главная ситуация, в которую попадает лирический герой и которую описывает автор, — это спокойное созерцание чего-либо и впечатления от него. Ведущими поэтами «чистого искусства» были Афанасий Фет, Алексей Толстой и Аполлон Майков. Источник

"Ловушки" ОГЭ. Задание 12. Лексическое значение слова

По ссылке примеры заданий данного  типа 

1. В предложениях 1–6 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «нападающий игрок в командных играх с мячом».
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика.
(5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства.

2. В предложениях 1–7 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «обещающий успех, выгоды, удовольствие».
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды.
(2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:
– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся. (8)Полюбуемся местными красотами.

3. В предложениях 12–17 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «чувство близости, основанное на преданности и симпатии».
(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.
– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи.

4. В предложениях 1–3 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «привлекающий к себе, возбуждающий интерес».
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

5. В предложениях 49–56 найдите слово с ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ «прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против определённого поведения, поступка».
(49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно…
(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.
(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:
– Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите.
(56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало...

"Ловушки" ОГЭ. Задание 12 (продолжение). Разговорные, просторечные и устаревшие слова

По ссылке примеры разговорных, просторечных и устаревших слов

В предложениях 18–22 найдите РАЗГОВОРНОЕ слово.
(18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками.
(19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.
(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
– Никого я не жду.
В предложениях 33–37 найдите ПРОСТОРЕЧНОЕ слово.
(32) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?
(33) Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
В предложениях 3–9 найдите УСТАРЕВШЕЕ слово.
(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные.
(5) Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
(6) Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух печённого хлеба.
(7) Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
Отведай, внучок, моего коржа.
(8) Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык. (10)Ноздри раздувались, боясь упустить толи́ку вкусного запаха. (11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало...

"Ловушки" ОГЭ. Задание 12. Что такое стилистически нейтральные синонимы?


18. Замените книжное слово «ВТОРГАТЬСЯ» в предложении 21 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ.

Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками - вмешивалась
19.Замените разговорное слово «ЧУДНÓ» из предложения 7 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ.
(7) Только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди. - странно
20. Замените просторечное слово «ВЫЗВОЛИТЬ» из предложения 12 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ.
– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его. - освобожу
21. Замените книжное слово «ТРЕПЕТ» в предложении 2 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМОМ.
(2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. - волнение
22. Замените книжное слово «ОТНЫНЕ» в предложении 11 СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫМ СИНОНИМИЧНЫМ СЛОВОМ или словосочетанием.
(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. - с этого дня
См дальше по ссылке

"Сумасброд": Дмитриев о Чацком. Отеческий разнос комедии "Горе от ума"

Мы знаем замечательные разборы комедии "Горе от ума",  которые сделали В.Г. Белинский, А.А. Григорьев, И.А. Гончаров, Н.Г. Чернышевский. Например, В. Г. Белинский, оценил «Горе от ума» как «первую русскую комедию», отметил значительность темы, обличительную силу юмора и достоверность характеров. На днях, готовя пост о русском поэте конца 18 -- начала 19 века М.А. Дмитриеве, встретила упоминание о критической оценке  комедии.  Разумеется, заинтересовалась, нашла статью и вот делюсь пересказом её содержания. Суждения Дмитриева -- поэта-классициста -- показались мне  не совсем безосновательными. Впрочем, критика и разносы литературных произведений пусть останутся значимыми и интересными для специалистов-филологов. А мы бкдем просто наслаждаться чтением  признанных шедевров, живущих целые века...
Итак, статья Михаила Дмитриева о комедии «Горе от ума» называлась «Замечания на суждения „Телеграфа“». Она была опубликована в журнале «Вестник Европы» в 1825 году. web.archive.orginfourok.ruliteraturus.ru
Основные положения статьи
Дмитриев критиковал комедию за несоответствие характера главного героя (Чацкого) замыслу автора. По мнению критика, Чацкий представлен как «сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных» и при этом «умничает перед ними». magazines.gorky.medialib.pushkinskijdom.ru
Также Дмитриев отмечал, что Грибоедов не смог изобразить нравы того общества, которое хотел описать. В пьесе, по мнению критика, отсутствует полноценный драматический конфликт. literaturus.ruinfourok.ru
Кроме того, Дмитриев критиковал язык комедии, называя его «жёстким, неровным и неправильным». Во многих местах слог, по оценке критика, не разговорный, а книжный. literaturus.rulib.pushkinskijdom.ru
Реакция общественности
Статья Дмитриева вызвала противоположную реакцию. Критики О. М. Сомов и В. Ф. Одоевский выступили в защиту комедии, утверждая, что Грибоедов стремился изобразить живого человека с достоинствами и слабостями, а не абстрактно-идеальную фигуру. web.archive.orglib.pushkinskijdom.ruinfourok.ru
Где прочитать статью
Текст статьи Дмитриева можно найти в электронной библиотеке ИРЛИ РАН.
web.archive.org
И ещё об одном следует сказать непременно. Стихи Михаила Александровича Дмитриева патриотичны. Прочитайте строки на картинке... Стихотворение, в котором они есть, называется "Нашим прорицателем" ("говорящее" название). Вот ещё стихи, темой которых является настоящий патриотизм: "Север", "К европейцам", "Скороспелому прогрессу".
Признаюсь, мне нравится открывать новые для меня литературные реалии, имена, какие-то неизвестные моменты в жизни и творчестве русских и мировых классиков, творчество которых вроде бы знаю неплохо.