13 июня 2025

ОГЭ. Литература. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова

Своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова заключается в сочетании мотивов одиночества, внутреннего конфликта и тем любви и мечты. Эти темы пронизывают творчество поэта и формируют образ его героя.
Одиночество и отчуждение
Лирический герой Лермонтова часто предстаёт как одинокий и отстранённый от окружающего мира. Одиночество не просто физическое, а выражает внутреннюю пустоту и эмоциональное отчуждение.
Некоторые проявления темы одиночества в лирике поэта:
Стихотворение «Утёс». Герой ощущает своё отчуждение от общества и природы, что выражается в изображении утёса, который стоит одиноко и непокорённо.
Элегия «Тучи». Лирический герой — одиночка, который скитается в поисках приюта, не испытывая ни любви, ни привязанности.
Внутренний конфликт
В лирике Лермонтова внутренний конфликт героя занимает центральное место. Он проявляется в борьбе полярно противоположных начал: герой мечтает о свободе, но говорит об её отсутствии, хочет любить, но любовь трагична. 
Примеры стихотворений, где раскрывается внутренний конфликт:
«Парус». Лирический герой сравнивает свою душу с одиноким парусом, который мечется в буре. Этот образ символизирует внутреннюю борьбу и эмоциональные переживания героя.
«Из-под таинственной полумаски…». Герой говорит о своём внутреннем раздвоении и необходимости скрывать настоящие чувства.
Любовь и мечты
Тема любви в лирике Лермонтова часто представлена как неразделённое или утраченное чувство. Любовь редко бывает взаимной, становится источником страданий и поводом для гордого ухода. 
Через любовные мотивы Лермонтов раскрывает темы конфликта личности с миром, тоски по недостижимому идеалу и разрыва между мечтой и реальностью. dzen.ru
Примеры стихотворений, где проявляются темы любви и мечты:
«К*» («Я не унижусь пред тобою»). Лирический герой гордо отвергает женщину, которая его предала. dzen.ru
«Сонет». Поэт противопоставляет свои идеальные воззрения и мечтания унылой безысходности действительности: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной». otvet.mail.ruobrazovaka.ru
Эволюция образа
Образ лирического героя в поэзии Лермонтова не является статичным. К концу творчества поэта всё чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, который не похож на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов и тем лирики, которые пронизывают всё творчество поэта. litra.ru

ОГЭ. Литература. Тема воспитания в "Недоросле"

Начинаем публиковать некоторые подсказки к ОГЭ  по литературе. Хоть говорят, что перед смертью не надышишься. Однако, может быть, кому-то наши подсказки помогут соориентироваться с ответом на экзамене.
Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается через образы героев, противопоставление двух взглядов на воспитание и методы воспитания.
Основные персонажи
Митрофан — главный герой, который воплощает результат неправильного воспитания. Он не хочет учиться, не уважает старших и не ценит труд. Такое поведение обусловлено воспитанием, которое он получил в основном  от матери  — госпожи Простаковой и дяди господина Скотинина.
Стародум, Правдин, Милон — положительные герои, которые стремятся к знаниям и саморазвитию. Они понимают важность образования и воспитания для формирования личности.
Простакова, Скотинин — отрицательные персонажи, которые не придают значения образованию и считают, что главное в жизни — богатство и власть.
Методы воспитания
Чрезмерная опека Простаковой. Она не даёт Митрофану самостоятельно развиваться, не приучает его ценить то, что для него делают другие. В итоге сын растёт ленивым, неблагодарным, избалованным.
Формальное обучение. Простакова заставляет Митрофана учиться, нанимает ему учителей, но сами педагоги не имеют образования и не способны обучить героя.
Сила примера. Митрофан видит, как живут его родители, и думает, что так и надо жить. Он подражает им, разговаривает с учителями и нянькой Еремеевной грубо, как мать.
Примеры из текста
Сцена экзамена Митрофана. Герой пытается притвориться умным, но искренне уверяет, что слово «дверь» может быть и существительным, и прилагательным, в зависимости от места нахождения.
Разговор Стародума с Софьей. Наставник даёт Софье правила, которые она внимательно слушает и запоминает. Это противопоставляется воспитанию Митрофана, который не ценит наставления и не стремится к саморазвитию.
Заключение
Фонвизин показывает, что образование и воспитание неразрывно связаны. Без нравственного и этического воспитания образование становится бесполезным или даже опасным, а без хорошего образования человек становится заложником невежества. botprofi.ru
Автор критикует систему образования того времени, которая не учитывала индивидуальные особенности учеников и заставляла их заучивать информацию без понимания её смысла. Комедия «Недоросль» призывает к осознанному подходу к воспитанию молодёжи, чтобы сформировать полноценную личность, готовую действовать на благо общества.

"1984" Джорджа Оруэлла

 13 июня в истории литературы

  • 1949 — роман Оруэлла «1984» назван в США Книгой года.

    «1984» — роман-антиутопия Джорджа Оруэлла. Произведение описывает тоталитарное общество, где власть принадлежит одной партии, а инакомыслие подавляется.
    ru.wikipedia.org* chitai-gorod.ru
    Сюжет романа
    Действие происходит в вымышленном государстве Океания в 1984 году. Главный герой — Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды, который втайне ненавидит партию.
    Некоторые особенности сюжета:
  • Контроль над жизнью. Партия следит за действиями и мыслями народа с помощью специальных устройств (телекранов), слежки и шпионажа.
  • Запрет на любовь. Близость между мужчиной и женщиной разрешена только с целью рождения ребёнка — нового члена партии.
  • Переписывание прошлого. Если факты в документах не соответствуют действующей пропаганде, их уничтожают и меняют на новые.
  • Воспитание «мыслепреступников». Так называют людей, которые посмели хотя бы в мыслях сомневаться в партии. В стенах Министерства любви их морально и физически уничтожают.
Уинстон пытается сопротивляться системе, но она поглощает его.
История создания
Оруэлл задумал роман ещё в 1943 году. Изначально он хотел назвать его «Последний человек в Европе», но издатель Фредерик Варбург убедил автора поменять название, чтобы повысить интерес читателей.
Черновой вариант романа был закончен в октябре 1947 года, но работа была прервана из-за обострения туберкулёза. Оруэлл дописал книгу в 1948 году на шотландском острове Джура.
Впервые роман был опубликован в Лондоне 8 июня 1949 года, а спустя пять дней вышел и в Нью-Йорке.
Отзывы и критика
Отзывы о романе «1984» различаются. Некоторые читатели отмечают, что произведение заставляет задуматься о свободе выбора и роли государства в жизни. Другие считают роман мрачным, а мир, описанный в нём, утрированным.
Многие понятия из романа — «Большой брат», «новояз», «двоемыслие» — стали нарицательными.

Почему на туалете пишут WC?

 Источник

Почему на дверях туалета по всему миру красуются загадочные буквы «WC»? Эта привычная аббревиатура встречается в отелях, ресторанах, торговых центрах — да где угодно! Но что же она означает и откуда появилась?
Секрет в том, что «WC» — это сокращение от английского Water Closet, что в дословном переводе означает «водяной шкаф». Такое название появилось в XIX веке, когда в Великобритании начали устанавливать специальные небольшие помещения с туалетом, который смывался водой. Это был настоящий прорыв: до этого человечество довольствовалось куда более примитивными средствами.
Поначалу «водяной шкаф» был новинкой, гордостью домовладельцев. Со временем сама аббревиатура стала общеупотребительной, а выражение «WC» перекочевало на таблички и схемы. Оно оказалось удобным для международного общения: две буквы, которые понятны практически в любом уголке мира.
Интересно, что некоторые эвфемизмы становятся потом устойчивыми русскими словам. Так, русское слово «сортир» произошло от французской фразы Je dois sortir (Мне необходимо выйти). Именно с такой фразой в туалет удалялись знатные люди дворянского происхождения.
Интересно, что в некоторых странах употребляют и другие термины: например, во Франции — toilettes, в Германии — Toilette, а в США чаще встречается слово Restroom. Однако «WC» остается универсальной, лаконичной и узнаваемой меткой для обозначения заветного места уединения.

12 июня 2025

План сочинения ОГЭ по литературе. Задание 5

 Источник

1 абзац. Вступление
Обозначение основной темы, проблемы, с которыми будут связаны дальнейшие рассуждения. Необходимо сформулировать чёткий ответ на поставленный вопрос (тезис), который нужно будет доказать в основной части.
Пример:
Какие тайны человеческой души раскрыл М.Ю. Лермонтов в своей лирике?
М.Ю. Лермонтова всегда интересовали тайны человеческой души, внутренние конфликты личности, проблема нравственного выбора… Он размышлял об одиночестве и свободе, смысле жизни, воле человека и судьбе. Рассмотрим подробнее волнующие поэта темы на примере двух стихотворений.

Клише
Отвечая на поставленный вопрос, попытаюсь выразить своё видение этой проблемы…
Нельзя не отметить, что эта тема…
На мой взгляд…
Тема раскрывается…
Автор ставит проблему…
Это позволяет понять…
2-3 абзацы. Основная часть
Каждый абзац основной части строится по одной и той же схеме: тезис-аргумент-микровывод. Можно использовать цитаты для подтверждения своих мыслей. Необходимо опираться на конкретные эпизоды и обращать внимание на важные художественные детали. Нельзя забывать об употреблении терминов. Термины должны использоваться для анализа, а не просто упоминаться.
Пример:
Тезис: В произведении «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения.
Аргумент:
Поэт пишет:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Правильное использование термина:
Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста с целью противопоставления представителей современного поколения их «отцам».
Микровывод:
Таким образом, поэт, анализируя проблемы «лишнего человека», подчёркивает, что человеческая душа действительно полна загадок и противоречий.

Клише
Автор повествует о…
Автор делает акцент на…
Автор подчёркивает…
Лирический герой понимает, что…
Позиция автора проявляется в…
Поступок героя говорит о…
Судьба героя позволяет понять…
Автор утверждает…
Позиция автора созвучна с моей…
4 абзац. Заключение
Подведение итогов без повтора уже прозвучавших мыслей. В заключении не должно быть новых тезисов!
Пример:
Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам, стремясь познать душу человека. Стихотворения М.Ю. Лермонтова меланхоличны и заставляют задуматься о смысле нашего существования, а также заглянуть в себя, понять наши собственные чувства и осознать свои жизненные цели.

Клише
Подведя итоги, хочется сказать…
Таким образом…
В заключение хочется сказать…
Тренировочные задания
5.1 Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)

Опера Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" в Астрахани

 7 и 8 июня 2025 года в Астрахани состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре оперы и балета. astr.afishagoroda.ru 

Некоторые факты о постановке:
  • В основе либретто лежит одноимённая повесть Николая Лескова.
  • Шостакович назвал своё произведение «трагической сатирой».
  • Катерину Измайлову композитор представил как героиню, борющуюся с жестокими условиями жизни. Она жертвует собой ради любви и идёт на убийство.
  • Опера имеет несколько редакций, для премьеры выбрали классическую версию.
  • На премьере вокальные партии действующих персонажей исполнили солисты Мариинского театра Александр Тимченко, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Кирилл Матвеев и Дарья Филиппова, «Геликон-опера» Дмитрий Скориков, Астраханского театра оперы и балета Эмилия Аблаева, Дмитрий Шарманов.
  • Начала свой пост  с официальной информации об этом  очень важном событии в культурной жизни нашего города.  Я была на премьере. Почти неделю назад. Однако не стала писать об этом в блоге сразу, как я это обычно делаю. Не сложилось сразу, не получалось, что сказать о  постановке. Почему?
  • Музыка потрясающая. Исполнение на высочайшем уровне. Декорации, костюмы соответствующие -- сценография обеспечивает создание целостного зрительного образа. Однако, как сказала моя коллега -- учитель начальных классов -- впечатление сложилось двойственное  И всё вроде хорошо, но... Что ж не будем тянуть: помешали высоко оценить постановку слишком откровенные интимные сцены. Совсем они ни к чему, по отзывам зрителей разных возрастов --  старых и  молодых... с которыми мне удалось пообщаться.
    • Есть и противоположная точка зрения: «Непривычно смелая постановка для нашего театра. С откровенными сценами, которые уместны, передают дух, мятежность, динамичность момента драмы. Тем и понравилось» ссылка
      В Дзене  же вот такая статья  "Астраханский театр оперы и балета выпустил пронзительную премьеру" ссылка  Фото из этой статьи

В Астраханском кремле подняли флаг России

Сегодня, в День России, в Астраханском кремле прошло торжественное поднятие российского флага. В  мероприятии принял участие губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Великая и гордая, властная, народная, богатая и статная

 День России — это государственный праздник Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 12 июня. Он посвящен принятию Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 году. Праздник символизирует единство страны, уважение к ее истории и культуре. В этот день проводятся различные торжественные мероприятия по всей России, включая концерты, фестивали и народные гуляния. Это важный день для всех граждан России, подчеркивающий важность национальной гордости и патриотизма.

11 июня 2025

ОГЭ. Литература. Мотив в литературе

Мотив в литературе — это повторяющийся элемент, тема, образ или идея, которые присутствуют в произведении и играют важную роль в его структуре и значении.
История возникновения термина
Термин «мотив» пришёл в литературоведение из музыкальной культуры. Впервые применительно к литературе его употребил И. В. Гёте в статье «Об эпической и драматической поэзии» (1797).
Виды мотивов
В литературоведении выделяют, например:
Тематические мотивы. Любовь (романтическая, дружба, любовь к семье), смерть и смертность, власть и амбиции, свобода и порабощение.
Сюжетные мотивы. Путешествие, поиск, возвращение, испытания и преграды.
Индивидуальные мотивы. Встречаются в творчестве конкретного писателя чаще, чем у других, или только у него.
Примеры мотивов
Некоторые примеры мотивов в литературе:
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
Мотив холода в «Лёгком дыхании» и «Холодной осени» И. А. Бунина.
Мотив полнолуния в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова.
Мотив зеркала в прозе В. Набокова, который выполняет несколько функций: характеризует персонажа, выступает в роли границы между мирами и выражает нравственные ценности.
Где прочитать о мотиве подробнее
О мотиве как литературоведческом термине можно прочитать, например, в следующих работах:
  • Труд А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». В нём мотив трактуется как основа повествования, отражающая стремления и первичные задачи человеческого мышления.
  • Статья Б. М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века». В работе мотив определяется как любой смысловой компонент текста, который не наделяется постоянными свойствами, но формируется непосредственно в развёртывании структуры произведения.

"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский
 (1811–1848) — русский литературный критик, публицист, философ.
Родился в крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна, Финляндия). С детства интересовался изучением русского языка и литературы: читал всё, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей. 
В 1829–1832 годах учился на словесном отделении Московского университета. Участвовал в студенческом кружке «Литературное общество 11-го нумера». Инициатор ряда студенческих протестов. 
С марта 1833 года работал в журнале «Телескоп» и газете «Молва» Н. И. Надеждина. Постепенно стал ведущим критиком изданий, во время отъездов Надеждина — их фактическим редактором. 
В 1839 году переехал в Санкт-Петербург, где стал уважаемым критиком и редактором двух крупных литературных журналов: «Отечественные записки» и «Современник». 
Как литературный критик Белинский разработал теорию реализма, ввёл новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». В статьях он пропагандировал принципы народности, требовал изображения действительной жизни, протестовал против фальши. 
culture.ru
Умер от чахотки 7 июня 1848 года. Похоронен на Волковом кладбище.
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Цитата Виссариона Григорьевича Белинского
из статьи «Сочинения Александра Пушкина.
Статья девятая» о поэме «Евгений Онегин"

 

"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский ссылка

ОГЭ. Литература. Задание 4. Сопоставление двух стихотворений

 Задание 4 – сопоставление двух стихотворений

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

Здесь уже объем ответа увеличивается до восьми предложений. Почему? Потому что надо параллельно проанализировать уже два стихотворения. Но как показывает практика, лучше ориентироваться на лаконичность в пяти предложениях, чтобы опять-таки не сбиваться на пересказ и не повторять одни и те же мысли. Но, конечно, если вы сможете написать в восьми предложениях четкий, ясный, композиционно выверенный анализ, то не бойтесь увеличивать объем своего ответа. Предложений вообще может быть хоть десять, хоть два, главное – чтобы в них было проанализировано то, что нужно.

К тексту Некрасова "Внимая ужасам войны" прибавляется текст Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме», тоже приведем его:
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как двадцать лет назад…
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят…
Разных —
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тезок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Парни там —
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли
Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?

Задание звучит так: "Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?"

Естественно, если спрашивают про мотивы и образы, то исходя из темы 3.1. уже становится понятно, что совпадать будет мотив войны и образ матери. Оно и видим:
Письма… Фотографии в альбоме
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят –
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как двадцать лет назад…
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли Россию!
Ну, а что свершили мы с тобой?

Ну то есть общий мотив: ужас войны, когда за страну погибали красивые, смешливые, совсем ещё молодые люди.
Общий образ: матери, которые не могут забыть своих сыновей и как будто даже до сих пор надеются, что они к ним вернутся.
Нашли две точки соприкосновения, пишем ответ:

4. Стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» со стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближают мотив войны и образ любящей матери, не способной забыть погибшего ребёнка. Некрасов благодаря эпитетам и метафорам («святые, искренние слёзы», «кровавая нива») описывает глубокую печаль и трагедию, что приходит в дом к женщине, которая потеряла своего ребенка на войне. Она не сможет «утешиться», как жена, не сможет найти другого, как лучший друг. Так и Дементьев пишет о невозможности смириться с гибелью сыновей, которые «смотрят матерям в глаза» с фотографий в альбоме. Оба поэта отмечают, что жизнь продолжается («среди лицемерных наших дней»; «А в округе на родное имя / Столько откликается ребят…»), и только матери, как «плакучие ивы», всё «глядят на карточки в альбомах».

Пять предложений. И все сказали.
Подведём итог. При выполнении задания 4 необходимо:
1) внимательно прочитать оба стихотворения (не один раз; как впрочем, и во всех заданиях);
2) определить общий  мотив в   стихотворениях (мотив в литературе — это повторяющийся элемент, тема, образ или идея, которые присутствуют в произведении и играют важную роль в его структуре и значении);
3)  определить общий образ;
4)  описание мотива и характеристика образа развёрнутыми предложениями;
5)  вывод: чем закнчиваются оба стихотворения.

ОГЭ. Литература. Повторение терминов и понятий

 Источник  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по организациисамостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года (актуально и в 2025 году).

Повторение терминов и понятий
Ниже сформулированы вопросы, которые помогут понять, владеете ли Вы необходимой терминологией.
1. Все ли теоретико-литературные понятия, включённые в кодификатор, Вам известны? Умеете ли Вы их использовать, анализируя произведения?
2. Какие элементы художественного текста можно отнести к формальным элементам, а какие – к содержательным? Как связаны форма и содержание произведения? Из каких элементов складывается художественная картина мира, отражённая в литературном произведении?
3. Какие литературные роды и жанры Вы знаете? По каким признакам Вы отнесёте произведение к определённым роду и жанру?
4. Умеете ли Вы находить в произведении художественные образы? Какие средства создания художественного образа Вы знаете?
Внимание!
Недостаточный уровень владения литературоведческой терминологией может
быть выявлен по следующим признакам:
 незнание ключевых понятий, непонимание их сути;
 неумение различать понятия (например, неразличение понятий: «антитеза» и «контраст»; «ритм» и «рифма»; «автор», «герой», «рассказчик»; «сюжет» и «композиция», «реплика» и «ремарка»);
 неумение иллюстрировать понятие конкретным примером;
 неготовность использовать понятия как инструмент анализа литературного произведения в том или ином аспекте;
 неуместное, формальное упоминание понятий вне связи со смыслом задания.
При подготовке к экзамену рекомендуется выделить понятия, значение которых Вам не в полной мере ясны, и найти определения не освоенных Вами понятий.
Не все понятия включены в формулировки заданий. Их следует самостоятельно привлекать при анализе произведений. Например, к таким понятиям относятся: «историко-литературный процесс», «вымысел» и «факт», «содержание» и «форма», «авторское мировоззрение», «фабула», «ритм», «рифма», «стихотворный метр» («хорей», «ямб», «дактиль», «амфибрахий», «анапест») и др.
Многие понятия, названные в кодификаторе, включены в формулировки заданий.
На данные понятия рекомендуется обратить особое внимание, так как без их освоения невозможно выполнить конкретное задание.
Ниже приведены примеры заданий, формулировки которых опираются на те или иные понятия (они выделены подчёркиванием). Формулировки заданий части 1 даются в сокращённом виде (без указания писателя и произведения, без информации в скобках) в целях обозначения принципиального подхода, связанного с опорой на терминологию 12 и задачей показать возможность использования разных понятий. Исчерпывающее представление может дать открытый банк заданий ОГЭ.
Примеры заданий части 1 по эпосу, драме, лироэпосу с опорой на терминологию
 Какую роль в данной сцене играют авторские ремарки?
 Какую роль в монологе играет повтор?
 Какие черты характера данного персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?
 Выберите другой фрагмент комедии, в котором важную роль играет(-ют) второстепенный(-ые) персонаж(и).

10 июня 2025

ОГЭ. Литература. Некоторые литературоведческие термины

Авторская позиция в литературе (авторская точка зрения) — отношение автора произведения к отображаемой действительности, рассматриваемым явлениям, персонажам, проблемам и прочим художественным аспектам.
· Авторская позиция отражает личные взгляды, убеждения и чувства, что делает каждое произведение уникальным.
· Автор использует свою позицию, чтобы передать идеи или критически оценить социальные и культурные явления.
· Пример. Николай Гоголь, «Ревизор». Использование сатиры и иронии для критики коррупции и взяточничества в государственной службе России.

Ремарка в театре, в драматическом произведении
Ремарка — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Они могут касаться возраста, внешнего облика, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, поведения, движений, жестов, интонаций.

Тема в литературеэто основная идея или проблема, которую автор раскрывает в своём произведении. Она может быть выражена одним словом или фразой, например, «любовь», «война», «одиночество» или «поиск смысла жизни».
Тематика в литературе совокупность тем, затрагиваемых в произведении. Она может включать в себя несколько взаимосвязанных или контрастирующих тем, создавая многогранную картину художественного мира.

Идея в литературеэто главная мысль произведения, послание автора читателю. Она выражает смысл и замысел текста, раскрывает отношение автора к изображённым событиям, персонажам и миру в целом.

Лирический герой в литературеэто вымышленный персонаж лирического произведения, через которого автор выражает свои переживания, чувства и мысли.
Лирический герой не тождествен самому поэту, но является носителем его эмоционального и идеологического содержания.

Конфликт в литературе это столкновение противоположных интересов, идей, личностей, которое лежит в основе действия художественного произведения.
Конфликт проявляется через противоречие, борьбу между героями, группами героев, героем и обществом, героем и судьбой или через внутреннее противоборство героя с самим собой. Именно конфликт служит движущей силой сюжета.
Некоторые виды конфликтов в литературе:
· Внутренний — борьба героя с собственными сомнениями, страхами, желаниями или моральными дилеммами.
· Межличностный — столкновение интересов, взглядов, чувств или действий между двумя или более персонажами.
· С обществом — конфликт между индивидом и социальными нормами, традициями, законами или общественными ожиданиями.
· С природой — столкновение человека с силами природы, выживание в экстремальных условиях или борьба с природными катастрофами.
Роль конфликта в произведении
· Конфликт создаёт ситуацию ожидания и предвкушения, удерживает внимание читателя, помогает показать внутренний мир персонажей, их мотивации и взаимоотношения, позволяет автору затрагивать социальные, психологические, этические и философские вопросы, делать произведение многогранным.

Приёмы. Пейзаж, портрет, интерьер. Художественная деталь.
Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика,

Литературные роды (драма, лирика, эпос).

Жанры литературы:
повесть, притча, рассказ, роман;
драма, комедия, трагедия;
баллада, басня, поэма; лироэпические жанры;
стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма

Средства художественной выразительности
Аллегория, гипербола, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет.
Антитеза, инверсия, риторические фигуры: вопрос, восклицание,
обращение; умолчание.
Анафора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор,
параллелизм.

Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Ясная Поляна"

 10 июня в истории литературы

  • 1921 — в Тульской области основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения.
  • По ссылке  https://disk.yandex.ru/i/0Q6wIhikglwWZg виртуальная экскурсия по музею-заповеднику "Ясная Поляна"

ОГЭ по литературе. Задание 3

 Задания 3, 4, в которых нужно анализировать лирическое произведение. Ориентироваться будем опять на демоверсию ОГЭ по литературе, в которой в качестве образца для заданий дано 
стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Задание 3

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
К стихотворению даны две темы на выбор – по содержанию/идее и по терминологии:
3.1. Как в стихотворении Н.А. Некрасова связаны тема войны и образ матери?
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?

Снова та же схема: вне зависимости от того, какую тему выбрали, всё равно взглянули на вторую и сделали мысленно галочку, что для темы войны и образа матери явно важны эпитеты, в то время как эпитеты должны осветить тему войны и образ матери. Т.е. всё взаимосвязано.
Вопрос про войну и матерей. Про что пишет автор, в чём идея стихотворения?
В том, что война отнимает детей, которых матери никто не вернёт. Говорится, что все остальные, будь то друг или жена, долго горевать по погибшему не будут, потому что замену найти всегда можно. Но любовь матери и её скорбь – вот самое страшное последствие войны, потому что никто и никогда не заменит ребёнка. Суть поняли? Отлично. Смотрим, а благодаря каким художественным средствам это всё сделано?
Про эпитеты вам уже подсказали в теме 3.2. Ищем эпитеты:
Средь лицемерных наших дел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».

Помимо эпитетов что ещё есть?
Анафора – т.е. повтор в начале строки:
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...

Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.
Риторическое восклицание: «Увы!»
Метафора: «кровавая нива», т.е. понятно, что говорится про поле боя, но как увеличивает эта метафора само значение – это уже не просто поле, это необъятный простор (нива), окрашенный кровью, что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.
Ну и сравнение матери с плакучей ивой. Зачем оно нам нужно? Вспомним, как выглядит плакучая ива: всегда печальное дерево, как будто согбенное под тяжестью потерь и невзгод.
Вот и пишем по той же самой схеме:
Первое предложение – переформулировка вопроса + ответ на вопрос;
Второе-третье предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст.
Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.
3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова тема войны и образ матери связаны мотивом огромных потерь, которые несет не только страна, но и отдельно взятая женщина. Особенное звучание глубокой печали стихотворению придают эпитеты («святые, искренние слёзы», «поникнувшие ветви»), которые и создают образ страдающей женщины, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет. Анафора «мне жаль» показывает искреннее сочувствие лирического героя, а метафора «кровавая нива» ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.
3.2. В стихотворении «Внимая ужасам войны…» эпитеты создают образ страдающей матери, которая, в отличие от друга и жены героя, своего ребёнка никогда не забудет и утешиться не сможет. Лирический герой глубоко сочувствует женщинам, страдание которых на фоне «лицемерных наших дел» особенно выделяется, что подчеркивает эпитет «поникнувшие ветви» при сравнении тоскующей женщины с плакучей ивой. Особенную трагичность придает эпитет внутри метафоры «кровавая нива», что ещё раз подчеркивает, насколько ужасна война, раз приносит столько потерь.

В обоих ответах по три предложения. Емких, лаконичных, без лишней воды.

09 июня 2025

ОГЭ по литературе. Задания 1 и 2

 КИМ ОГЭ по литературе состоит из двух частей и пяти заданий. Первая часть тоже разделена на две:

· задания 1 и 2 – работа с эпическим или драматическим текстом – в этой части могут попасться только тексты из списка А в кодификаторе;

· задания 3 и 4 – анализ лирики – стихотворения в этой части, как правило, не из кодификатора.

Сначала дается фрагмент эпического или драматического текста. В случае с демоверсией это отрывок из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина – диалог Гринева и Пугачева.

К этому фрагменту дано задание 1:

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведенного фрагмента.

Важно: не надо растекаться мыслью по древу. Написано 3-5 предложений – значит, 3-5 предложений. Можно даже 2 больших, если не запутаетесь с запятыми. Помните: в ОГЭ грамматика оценивается во всех сочинениях. Почему не надо больше: потому что, как правило, большинство начинает "лить воду", не расширяя анализ, а топчась на одной и той же мысли.

Внимательно читаем фрагмент, потом внимательно читаем к нему вопросы.

Вопросы чаще всего строятся по одной и той же схеме:

· темы 1.1. – вопрос по содержанию фрагмента;

· темы 1.2. – вопрос по какому-то литературоведческому термину.

В данном случае темы даны такие:

· 1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?

· 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?

Всегда помните, что каждый из этих вопросов дополняет друг друга. Т.е., если вы останавливаетесь на теме 1.1. про нравственный выбор, то всё равно заглядываете в тему 1.2 и обращаете внимание на термин «контраст», который в данном вам фрагменте в любом случае есть, а значит, возможно, поможет вам ответить на первый вопрос (но можно обойтись и без него).

То же самое и наоборот: если решаете отвечать на вопрос 1.2. про роль контраста, смотрите в тему 1.1. и понимаете, в какую содержательную сторону должен двигаться ваш ответ, т.е., по всей видимости, прием контраста нужен в этом фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор.

Схема ответа очень проста

Если выбирать тему 1.1.:

· 1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».

· 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например: «Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».

Итого 3 предложения. Всё.

Если выбирать тему 1.2.: