Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
13 июня 2025
ОГЭ. Литература. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова
ОГЭ. Литература. Тема воспитания в "Недоросле"
"1984" Джорджа Оруэлла
13 июня в истории литературы
1949 — роман Оруэлла «1984» назван в США Книгой года.
«1984» — роман-антиутопия Джорджа Оруэлла. Произведение описывает тоталитарное общество, где власть принадлежит одной партии, а инакомыслие подавляется.
ru.wikipedia.org* chitai-gorod.ru
Сюжет романа
Действие происходит в вымышленном государстве Океания в 1984 году. Главный герой — Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды, который втайне ненавидит партию.
Некоторые особенности сюжета:- Контроль над жизнью. Партия следит за действиями и мыслями народа с помощью специальных устройств (телекранов), слежки и шпионажа.
- Запрет на любовь. Близость между мужчиной и женщиной разрешена только с целью рождения ребёнка — нового члена партии.
- Переписывание прошлого. Если факты в документах не соответствуют действующей пропаганде, их уничтожают и меняют на новые.
- Воспитание «мыслепреступников». Так называют людей, которые посмели хотя бы в мыслях сомневаться в партии. В стенах Министерства любви их морально и физически уничтожают.
История создания
Оруэлл задумал роман ещё в 1943 году. Изначально он хотел назвать его «Последний человек в Европе», но издатель Фредерик Варбург убедил автора поменять название, чтобы повысить интерес читателей.
Черновой вариант романа был закончен в октябре 1947 года, но работа была прервана из-за обострения туберкулёза. Оруэлл дописал книгу в 1948 году на шотландском острове Джура.
Впервые роман был опубликован в Лондоне 8 июня 1949 года, а спустя пять дней вышел и в Нью-Йорке.
Отзывы и критика
Отзывы о романе «1984» различаются. Некоторые читатели отмечают, что произведение заставляет задуматься о свободе выбора и роли государства в жизни. Другие считают роман мрачным, а мир, описанный в нём, утрированным.
Многие понятия из романа — «Большой брат», «новояз», «двоемыслие» — стали нарицательными.
Почему на туалете пишут WC?
12 июня 2025
План сочинения ОГЭ по литературе. Задание 5
Обозначение основной темы, проблемы, с которыми будут связаны дальнейшие рассуждения. Необходимо сформулировать чёткий ответ на поставленный вопрос (тезис), который нужно будет доказать в основной части.
Какие тайны человеческой души раскрыл М.Ю. Лермонтов в своей лирике?
М.Ю. Лермонтова всегда интересовали тайны человеческой души, внутренние конфликты личности, проблема нравственного выбора… Он размышлял об одиночестве и свободе, смысле жизни, воле человека и судьбе. Рассмотрим подробнее волнующие поэта темы на примере двух стихотворений.
Клише
Отвечая на поставленный вопрос, попытаюсь выразить своё видение этой проблемы…
Нельзя не отметить, что эта тема…
На мой взгляд…
Тема раскрывается…
Автор ставит проблему…
Это позволяет понять…
2-3 абзацы. Основная часть
Каждый абзац основной части строится по одной и той же схеме: тезис-аргумент-микровывод. Можно использовать цитаты для подтверждения своих мыслей. Необходимо опираться на конкретные эпизоды и обращать внимание на важные художественные детали. Нельзя забывать об употреблении терминов. Термины должны использоваться для анализа, а не просто упоминаться.
Тезис: В произведении «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения.
Аргумент:
Поэт пишет:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности.
Правильное использование термина:
Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста с целью противопоставления представителей современного поколения их «отцам».
Микровывод:
Таким образом, поэт, анализируя проблемы «лишнего человека», подчёркивает, что человеческая душа действительно полна загадок и противоречий.
Клише
Автор повествует о…
Автор делает акцент на…
Автор подчёркивает…
Лирический герой понимает, что…
Позиция автора проявляется в…
Поступок героя говорит о…
Судьба героя позволяет понять…
Автор утверждает…
Позиция автора созвучна с моей…
4 абзац. Заключение
Подведение итогов без повтора уже прозвучавших мыслей. В заключении не должно быть новых тезисов!
Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам, стремясь познать душу человека. Стихотворения М.Ю. Лермонтова меланхоличны и заставляют задуматься о смысле нашего существования, а также заглянуть в себя, понять наши собственные чувства и осознать свои жизненные цели.
Клише
Подведя итоги, хочется сказать…
Таким образом…
В заключение хочется сказать…
Тренировочные задания
5.1 Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)
Опера Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" в Астрахани
7 и 8 июня 2025 года в Астрахани состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре оперы и балета. astr.afishagoroda.ru
- В основе либретто лежит одноимённая повесть Николая Лескова.
- Шостакович назвал своё произведение «трагической сатирой».
- Катерину Измайлову композитор представил как героиню, борющуюся с жестокими условиями жизни. Она жертвует собой ради любви и идёт на убийство.
- Опера имеет несколько редакций, для премьеры выбрали классическую версию.
- На премьере вокальные партии действующих персонажей исполнили солисты Мариинского театра Александр Тимченко, МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Кирилл Матвеев и Дарья Филиппова, «Геликон-опера» Дмитрий Скориков, Астраханского театра оперы и балета Эмилия Аблаева, Дмитрий Шарманов.
- Начала свой пост с официальной информации об этом очень важном событии в культурной жизни нашего города. Я была на премьере. Почти неделю назад. Однако не стала писать об этом в блоге сразу, как я это обычно делаю. Не сложилось сразу, не получалось, что сказать о постановке. Почему?
- Музыка потрясающая. Исполнение на высочайшем уровне. Декорации, костюмы соответствующие -- сценография обеспечивает создание целостного зрительного образа. Однако, как сказала моя коллега -- учитель начальных классов -- впечатление сложилось двойственное И всё вроде хорошо, но... Что ж не будем тянуть: помешали высоко оценить постановку слишком откровенные интимные сцены. Совсем они ни к чему, по отзывам зрителей разных возрастов -- старых и молодых... с которыми мне удалось пообщаться.
В Астраханском кремле подняли флаг России
Сегодня, в День России, в Астраханском кремле прошло торжественное поднятие российского флага. В мероприятии принял участие губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
Великая и гордая, властная, народная, богатая и статная
11 июня 2025
ОГЭ. Литература. Мотив в литературе
- Труд А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». В нём мотив трактуется как основа повествования, отражающая стремления и первичные задачи человеческого мышления.
- Статья Б. М. Гаспарова «Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века». В работе мотив определяется как любой смысловой компонент текста, который не наделяется постоянными свойствами, но формируется непосредственно в развёртывании структуры произведения.
"Критик гоголевского периода" Виссарион Белинский
Родился в крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна, Финляндия). С детства интересовался изучением русского языка и литературы: читал всё, что печаталось тогда в журналах, переписывал стихотворения отечественных писателей.
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Цитата Виссариона Григорьевича Белинскогоиз статьи «Сочинения Александра Пушкина.Статья девятая» о поэме «Евгений Онегин"
ОГЭ. Литература. Задание 4. Сопоставление двух стихотворений
Задание 4 – сопоставление двух стихотворений
ОГЭ. Литература. Повторение терминов и понятий
10 июня 2025
ОГЭ. Литература. Некоторые литературоведческие термины
Жанры литературы:
повесть, притча, рассказ, роман;
драма, комедия, трагедия;
баллада, басня, поэма; лироэпические жанры;
стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет, элегия, эпиграмма
Средства художественной выразительности
Аллегория, гипербола, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет.
Антитеза, инверсия, риторические фигуры: вопрос, восклицание,
обращение; умолчание.
Анафора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор,
параллелизм.
Виртуальная экскурсия в музей-заповедник "Ясная Поляна"
10 июня в истории литературы
- 1921 — в Тульской области основан Государственный музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Писатель прожил в Ясной Поляне около 60 лет, написал здесь «Войну и мир», «Анну Каренину» и другие произведения.
- По ссылке https://disk.yandex.ru/i/0Q6wIhikglwWZg виртуальная экскурсия по музею-заповеднику "Ясная Поляна"
ОГЭ по литературе. Задание 3
стихотворение «Внимая ужасам войны…» Некрасова. Оно небольшое, приведем его здесь:
Какую роль играют? Собственно, они и создают этот святой образ матери, потерявшей своего ребенка «на кровавой ниве».
Помимо эпитетов что ещё есть?
Анафора – т.е. повтор в начале строки:
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Зачем нужны? Чтобы подчеркнуть, как глубоко лирический герой пропускает через себя эту скорбь по погибшему.
Обратите внимание: и в первом варианте, и во втором вполне уместно использовать одни и те же формулировки, дополняя или сокращая их в зависимости от задания.
09 июня 2025
ОГЭ по литературе. Задания 1 и 2
· задания 1 и 2 – работа с эпическим или драматическим текстом – в этой части могут попасться только тексты из списка А в кодификаторе;
· задания 3 и 4 – анализ лирики – стихотворения в этой части, как правило, не из кодификатора.
Сначала дается фрагмент эпического или драматического текста. В случае с демоверсией это отрывок из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина – диалог Гринева и Пугачева.
К этому фрагменту дано задание 1:
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведенного фрагмента.
Важно: не надо растекаться мыслью по древу. Написано 3-5 предложений – значит, 3-5 предложений. Можно даже 2 больших, если не запутаетесь с запятыми. Помните: в ОГЭ грамматика оценивается во всех сочинениях. Почему не надо больше: потому что, как правило, большинство начинает "лить воду", не расширяя анализ, а топчась на одной и той же мысли.
Внимательно читаем фрагмент, потом внимательно читаем к нему вопросы.
Вопросы чаще всего строятся по одной и той же схеме:
· темы 1.1. – вопрос по содержанию фрагмента;
· темы 1.2. – вопрос по какому-то литературоведческому термину.
В данном случае темы даны такие:
· 1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву?
· 1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играет приём контраста?
Всегда помните, что каждый из этих вопросов дополняет друг друга. Т.е., если вы останавливаетесь на теме 1.1. про нравственный выбор, то всё равно заглядываете в тему 1.2 и обращаете внимание на термин «контраст», который в данном вам фрагменте в любом случае есть, а значит, возможно, поможет вам ответить на первый вопрос (но можно обойтись и без него).
То же самое и наоборот: если решаете отвечать на вопрос 1.2. про роль контраста, смотрите в тему 1.1. и понимаете, в какую содержательную сторону должен двигаться ваш ответ, т.е., по всей видимости, прием контраста нужен в этом фрагменте для того, чтобы показать, кому из главных героев сложнее сделать нравственный выбор.
Схема ответа очень проста
Если выбирать тему 1.1.:
· 1 предложение – переформулировка самого вопроса в утверждение + четкий ответ на вопрос. Например: «С моей точки зрения, нравственный выбор сделать сложнее Гринёву, поскольку от того, как он поведет себя в сложившейся ситуации, зависит его дальнейшая судьба».
· 2-3 предложения – доказательство вашей мысли с опорой на текст. Что значит «опора на текст» – обращение к эпизоду и/или цитирование. Например: «Для главного героя романа вопрос чести и достоинства является самым важным в жизни, и поскольку он «присягал государыне императрице», то предать присягу ему не позволяет совесть. Также герою претит любая ложь, так что даже несмотря на явную угрозу жизни он смело отвечает, что, если «велят идти против тебя – пойду», тем самым подчеркивая свои твердые моральные принципы, хотя понимает, что его жизнь и свобода находятся во власти Пугачева».
Итого 3 предложения. Всё.
Если выбирать тему 1.2.: