Своеобразие жанра «Мёртвых душ» Николая Васильевича Гоголя заключается в его уникальном сочетании черт поэмы, романа и сатирической комедии. Произведение совмещает в себе эпический размах, характерный для поэмы, с реалистичным изображением русской жизни, присущим роману, и сатирическим обличением пороков общества. Гоголь использует гротеск, гиперболу и другие художественные приемы, чтобы создать яркие образы помещиков и чиновников, высмеять их недостатки и показать глубину нравственного падения. Жанр «Мертвых душ» также отличается незавершенностью, что подчеркивает его открытость для размышлений о будущем России.
Характеристика персонажей и событий. Через лирические размышления Гоголь показывает своё отношение к России, народу, чиновничеству. Например, сатирические отступления о чиновниках и помещиках раскрывают их пороки и недостатки.
Создание образа автора. Гоголь предстаёт как страстный патриот, глубокий мыслитель и острый сатирик. Он не просто рассказывает историю, а переживает её вместе с читателем, делится своими сомнениями и надеждами.
Композиционная роль. Отступления помогают автору переключать внимание читателя, вносить разнообразие в повествование, создавать контраст между сатирическими сценами и лирическими размышлениями.
Виды лирических отступлений
В поэме «Мёртвые души» выделяют, например, такие виды лирических отступлений:
Противопоставленные эпической части. Раскрывают положительный идеал автора — Россию народную, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной. multiurok.runsportal.ru
Примеры лирических отступлений
Некоторые примеры лирических отступлений в «Мёртвых душах»:
«Об оттенках и тонкостях нашего обращения» (третья глава). Говорится о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед начальством и высокомерном отношении к подчинённым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий