понедельник, 13 мая 2013 г.

Аргументы для сочинения на ЕГЭ: война -- преступление против разума

Предлагаем материал, который может  стать подспорьем при написании сочинения по тезису "Война  -- преступление против разума" (Л.Н. Толстой).
Наверное, нет человека, который  не согласился  бы с высказывание Л.Н. Толстого. И вспоминая историческое прошлое нашей страны, мы всё больше утверждаемся в этой мысли.
Существует мнение, что лучшие книги о войне написаны на русском языке, потому что именно Россия воевала больше всех и больше всех теряла в этих войнах.
"И был плач по всей Руси...". Эти строки из "Повести  о битве на реке Калке" о событиях русской истории 13 века в последующие годы и столетия будут сказаны много раз. И не важно, на какой территории, против кого шли или идут боевые действия, потому что война -- всегда преступление против человечности, против разума.
"На Кавказк тогда война была" -- так начинается одно из произведений русской литеературы. Так (или примерно так) могли сказать Державин и Жуковский в 18 веке, Пушкин, Лермонтов, толстой -- в 19 веке, Маканин, Искандер, Прилеппин -- в 20 и 21 веках.
Что такое война для русского человека? Азарт? Стремление проявить себя? Пушкин отмечает, говоря о воюющих горцах: "скучен мир одноообразный сердцам, рождённым для войны". Для русских же времён Толстого война -- служба, русские убивают в бою, но пленных не продают, времён Маканина война -- словно игра по установленным правилам, с пленными, в общем-то, делать нечего. Вспоминается Пьер, который, став свидетелем убийства пленных, осознаёт, что в нём "уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога".
В рассказе В. Маканина чеченец, взятый в плен, погибает. Рубахмн сдавливает рукой его горло, несколько конвульсий -- и всё.  В опи сании этой смерти -- нарочитая обыкновенность, мол, на войне как на войне, оправдывает свой поступок герой. Маканин называет пленным не только чеченца, но и Рукбахина, находящегося в плену у войны с её жестокой необходимостью убивать других, чтобы выжить самому.
Война героев Александра Проханова разная.  Вот лейтенант Молдованов, что едва из училища, готов воевать "по классической схеме". Он рвётся в бой, чтобы проявить себя, но перед лицом неизбежной смерти кричит, что не хочет умирать зря. Вдруг становится ясно, что никаких правил нет, есть ужасная бессмысленная смерть на чужой земле: "будто истинный скрытый человеквырвался вдруг на свободу и покзал на мгновение свой страшащийся, растерянный лик". Разве его смерть -- не преступление против матери, невесты, оставшихся где-то там, в прежней жизни?
Рядовой Птенчиков, собирающийся стать клоуном, мечтающий научиться восточным фокусам, погибает, прикрывая своего незадачливотго командира-лейтенанта.
Бывший детдомовец апрапорщик Кологривко идёт на войну, потому что пытается найти дело, ради кот орого он родился. В какой-то момент он осознаёт, что "меняя занятия, мотаясь по земле, не имея угла и дома, он словно выпущен в этот мир для того, чтобы им проверили, испытали все самые угрюмые и невероятные проявления жизни". Среди таких проявлений -- страшная  сцена расправы моджахедов над уже мёртвыми  телами его сослуживцев, а затем схватка врукопашную с таким же, как и он, безоружным человеком. Можно ли говорить о разумности происходящего, если продолжают  мучить и убивать  даже после смерти:
Советуем прочитать:
1. А. Проханов. "Знак девы".
2. А.С. Пушкин. "Кавказский пленник".
3. В.П. Астафьев. "Весёлый солдат".
4. В.С. Маканин. "Кавказский пленник".
5. Е. Носов. "Памятная медаль".
6. З. Прилепин. "Патологии".
7. Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник"
8. Л.Н. Толстой "Война и мир".
9. М.Ю. Лермонтов. "Кавказский пленник"
10. С. Алексиевич. "Последний свидетель (соло для детского голоса)".
11. Ф. Искандер. "Мальчик и война"..
Источник: Ирина Добротина."Русский язык. Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России