пятница, 22 августа 2014 г.

Чему и как учить на уроках литературы?

Вопрос в заголовке сообщения с мастер-класса Михаила Александровича Нянковского. Поделюсь со своими читателями кое-какими заметками с этой встречи.
Составляя конспекты к урокам, мы, как требуется, прописываем подробно цели и задачи вроде такой, например, воспитать духовно нравственную личность. И не замечаем, что взваливаем на себя непосильную ношу, ставим неразрешимую задачу, которую почему-то физики или химики, или математики, к слову, и не подумают  ставить перед собой. Они просто учат законы физики или химии на уроках, учат считать, решать уравнения и т.д. А мы за всех пытаемся работать. Так ведь, уважаемые мои коллеги?
Нянковский не открывает америк, он просто очищает наш замыленный взгляд на рутинное целеполагание: на уроках литературы надо научить детей читать художественные тексты. Как? 
Научить видеть то, что раскрывает смысл произведения, дать ученикам инструментарий, с помощью которого можно раскрыть этот смысл (иными словами, научить анализировать тексты). При этом что важно? Чтобы ребёнок, читая текст, самостоятельно раскрывал все эти тайны содержания и формы, а не получал от нас готовое знание. Разумеется с помощью учителя, его вопросов, направляющей руки при анализе текста. Михаил Александрович показал нам это на примере анализа стихов А. Блока из его "Трилогии вочеловечивания".
Второй болезненный вопрос для учителя литературы: как объять необъятное. Например, "пройти" Серебряный век. Здесь наш гость тоже не претендовал на  глашатая истины в последней инстанции (это предлагают, правда,  как-то незаметно, завуалированно стандартные программы по предмету). Следует  подробно изучить творчество ОДНОГО представителя каждого литературного направления того же Серебряного века, чтобы в умах учеников отложились типологические особенности  всяких там непонятных символизма, акмеизма, футуризма и пр. и они, наши подопечные, могли потом "узнать стишок" и судить о нём не с позиций "лестничной клетки", не на бытовом уровне, а понимая смысл заложенных в произведении символов, деталей, смыслов.
Зачем изучать романы? Этим вопросом Михаил Александрович аудиторию  несколько озадачил. И дальше больше: зачем изучать роман "Мать", "Доктор Живаго". Последний вовсе и не роман... --Я, -- сообщил наш гость, -- в 11 классе изучаю три романа: "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита" и "Приглашение на казнь". Можно, наверное и поспорить, но также можно и согласиться. Хотя бы исходя из жестокой реальности согласиться: кто это из учеников читает романы...
О плане анализа художественного произведения. Нянковский дал совет (опять же это общеизвестно, просто опытнейший учитель сделал акцент) перевернуть существующие памятки анализа  стихотворения с ног на голову. Начинать надо с последнего пункта: моё чувственное ощущение, восприятие произведения. А дальше, поднимаясь снизу вверх по этой самой стандартной памятке: а как автору удалось  пробудить во мне эти чувства, то есть заняться анализом художественных особенностей текста (тот пункт, что стоит предпоследним в стандартной памятке по анализу произведения)...
Был ещё в этой встрече интереснейший фрагмент урока по Блоку...
Я вела, как видно из этих заметок, конспект встречи, но не стану больше вас напрягать (так теперь ведь говорят), приведу лишь три высказывания М.А. Нянковского, которые, как мне кажется, определяют стратегию и тактику в деятельности учителя литературы. Вот эти высказывания.
Культурный человек -- это прежде всего человек начитаннный.
Метапредметность -- это выход на мировоззренческий уровень. Однако уделять больше внимания метапредметным целям и задачам в ущерб предметным неблагоразумно, нерационально, однобоко. (Учат ведь физики своим законам на уроках, почему литераторы не должны  изучать с учениками теорию литературы.)
Выпускное сочинение, считает наш тьютер, ввели правильно. Это  заставит нас  хоть как-то (не до жиру -- быть бы живу) научить выпускников связывать слова в предложения, излагать свои мысли грамотно и понятно. Только почему опять эта непосильная ноша взваливается на учителя литературы? С этого, помните, я начала свои заметки с мастер-класса Михаила Александровича....

Комментариев нет:

Отправить комментарий