При
написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 4-5 страниц;
• суммарный объем введения и
заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
• почерк
должен быть разборчивым;
• соблюдать поля;
• писать желательно синей или фиолетовой
пастой;
·
на выбор
темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно
пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
• выбрав тему, конспективно
записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события,
эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
• на черновике составить план
(переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика,
чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для
перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия
произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;
• строго придерживаться избранной
темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на
основной вопрос-тезис;
• не сбиваться на пересказ текста;
• не увлекаться длинными цитатами и
не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
• не тратить драгоценное время на
поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно
обойтись косвенной цитатой;
• если не приходит в голову нужный
эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
• если не помнишь автора критической
работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику
(«Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение
восторженно...» и т.п.);
• то же относится к именам героев,
датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале
века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из
героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
• главное
умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике
изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение,
отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами ;
·
«По моему
мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ
«маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его
беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
·
удобно
пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты
ответов;
·
привлекать
материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом
обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
·
рассчитать
время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не
забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы.
В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с
эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами
искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться
доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках,
разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без
кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если
анализируете стихотворение.
В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно
сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем,
вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой,
о месте произведения или героя в жизни общества.
Подготовка к сочинению по темам,
предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века. Браться на
выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем
только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода
сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи,
формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть
интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан
ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка.
Обращаем учеников кконспектам уроков, на которых рассматривались
поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку
(в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине
страницы, без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными
цитатами.
Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе
поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте
творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует
обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это
формулировка темы.
Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое
название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом
стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с
данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не
получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения
это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно
разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного
исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы
можете действовать по следующим пунктам:
1) «просто» проанализировать
стихотворение;
2) сопоставить его с каким
либо другим стихотворением (этого или другого автора);
3) проследить определенную
идею или образ в лирике или творчестве автора;
4) объяснить роль каких-либо
поэтических средств (тропов в стихотворении).
Основная трудность состоит в том,
что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило,
для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:
1) время и место создания
произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;
2) предмет изображения
(тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея)
произведения;
3) образы произведения и средства
(тропы) их создания;
4) композиция
стихотворения.
Последовательность
изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого
произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на
первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к
одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова). Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой
работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на
заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий