Контрольные
измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования.
В рамках разрабатываемой модели ЕГЭ по
русскому языку проверяются следующие
виды предметных компетенций:
-
лингвистическая компетенция, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;
-
языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его
словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-
коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой
деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания;
-
культуроведческая компетенция, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
ЕГЭ по русскому языку в школе сдавал 21
выпускник. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в
2014-2015 учебном году в целом схожи с
результатами ЕГЭ предыдущих лет. Средний тестовый балл участников ЕГЭ 2015 года
составил 66. Все выпускники преодолели
минимальную границу. Две выпускницы
(10%) получили за экзаменационную работу
87 баллов. Десять выпускников,
или 50 %, получили тестовые баллы выше, чем в среднем по классу. Ещё пять выпускников (25 %) получили от 60 до 65 тестовых баллов.
20 выпускников 11 а класса выполнили 25
задание (прежнее задание части С –
сочинение). 21 балл из 23 за сочинение набрали 3 ученика. По 20 баллов набрали двое учеников, 19 баллов – один ученик. Средний балл за
сочинение по классу – 15 – остаётся
постоянным на протяжении последних трёх лет. Также стабильным является состояние подготовки
выпускников по русскому языку.
В связи с задачей совершенствования экзаменационной модели
ЕГЭ по русскому языку,
необходимостью дифференциации форм
государственной итоговой аттестации в 2015 году по сравнению с 2014 годом были внесены следующие изменения:
-
изменилось количество частей КИМ и число заданий;
- изменён формат заданий;
- изменён формат заданий;
-
изменён первичный балл выполнения работы;
-
при проверке понимания лексического значения слова в КИМ включена работа со
словарной статьёй.
Вариант КИМ ЕГЭ по русскому языку 2015
года включает задания:
-
базового уровня сложности -- №№ 1 - 6, 8 – 22;
-
высокого уровня сложности -- №№ 7, 23, 24;
-
повышенного уровня сложности – задание № 25.
На основании результатов проведения
экзамена выявлены повторяющиеся из года в год проблемы в освоении отдельных
элементов содержания, а также типичные ошибки экзаменуемых при выполнении
заданий одинаковой тематики.
Статистика показывает, что много ошибок
сделали выпускники в следующих заданиях базового уровня:
№
5 – «Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости)» – 10 человек;
№
12 – «Правописание НЕ и НИ» -- 12 человек;
№
14 – «Правописание Н и НН в различных частях речи» -- 13 человек;
№
16 – «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями,
обстоятельствами, приложениями, дополнениями)» -- 11 человек;
№
19 – «Знаки препинания в предложениях с разными видами связи» -- 9 человек;
№
21 – «Функционально-смысловые типы речи» -- 9 человек;
№
22 – «Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Группы слов по происхождению и употреблению» -- 9 человек.
При выполнении задания № 23 (высокий
уровень сложности) «Средства связи предложений в тексте» допустили ошибки 15
выпускников.
Статистика показывает, что практически
не изменился и остался невысоким процент выполнения заданий, проверяющих
сформированность лингвистической и языковой компетенции. Остаются недостаточно
усвоенными разделы речеведения, связанные с формированием коммуникативной
компетенции. Так, 11 учеников (55 %) недостаточно полно прокомментировали
проблему исходного текста, 9 учеников (42 %)
получили 0 – 1 балл (вместо 3-х) по критерию К4 (аргументация своей
позиции).
Недостаточно развитые навыки аналитической
работы со словом и с текстом, отсутствие должной практики анализа языковых
явлений сказываются на качестве
выполнения экзаменуемыми 25 задания экзаменационной работы, проверяющего основные
коммуникативные навыки экзаменуемых («Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в
зависимости от речевой ситуации»). В частности, 11 учеников (55 %) допустили
нарушения смысловой цельности, логичности и связности своих текстов (К5), 17
учеников (80 %) получили 0 –1 балл по
критерию К6 (точность и выразительность речи). Эти показатели были точно такими
же и в прошлом учебном году.
Результаты ЕГЭ показали, что у экзаменуемых
недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового
анализа на функционально-семантической основе, то есть с учетом семантической
характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный
анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности
выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать
языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно
употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении
требует повышенного внимания к семантической стороне языка, выяснению
внутренней сути языкового явления, знакомству с разными типами языковых
значений и формированию способности опираться на него при решении разнообразных
языковых задач.
Многие просчеты в формировании языковой
компетентности экзаменуемых, вероятно, связаны с отсутствием представления о
многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и
эстетического феномена. Необходимо развивать языковой эстетический вкус
учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснять
языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у
учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к
эстетическим речевым нормам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий