Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
27 апреля 2012
Вид на Астраханский кремль
«вид на Кремль» на Яндекс.Фотках
В 1558 году в низовьях Волги, на высоком бугре, окруженном топями и болотами, военным инженером дьяком Разрядного приказа И.Г. Выродковым была заложена первая деревянная крепость, с мощными засыпными стенами, раскатами и башнями. Конфигурация Астраханского кремля была продиктована рельефом местности, в плане он получил форму прямоугольного треугольника, вытянутого вершиной на юго-запад.
Деревянная крепость была перестроена на каменную в период правления Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова – с 1582- 1589 гг.
Морфологический разбор наречия
Морфологический разбор наречия осуществляется по следующей схеме:
1. Наречие. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
— знаменательное/местоименное;
— разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени) / обстоятельственное (места, времени, цели, причины),
— степень сравнения (для качественных на -о/-е, для которых этот признак является постоянным),
— неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения),
б) непостоянные:
— степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).
3. Синтаксическая роль в предложении.
При разборе качественных наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных, надо обратить внимание на то, что признак степеней сравнения у некоторых из них может быть постоянным. Обычно эти наречия образованы от качественных прилагательных с постоянным признаком степеней сравнения. Так, например, наречие особо имеет постоянный признак положительной степени сравнения. При анализе наречий надо обратить внимание на то, что некоторые наречия, внешне похожие на форму сравнительной степени, таковой не являются, например: Ты больше не приходи или Ты лучше почитай книгу. В этих предложениях невозможна замена на *Ты много не приходи или *Ты хорошо почитай книгу без потери смысла. Начальной формой этих наречий будет больше и лучше.
Разбор слов категории состояния осуществляется по этой же схеме — либо с указанием на их предикативность в качестве разряда по значению, либо с указанием на категорию состояния как часть речи в начале разбора — в соответствии с принятым решением.
Образец разбора наречия:
Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков).
отчаянно — наречие, начальная форма отчаянно;
пост. признаки: знаменательное, определительное, качественное;
непост. признаки: в положительной степени сравнения;
синт. роль: обстоятельство.
Шкала перевода баллов в отметки (ГИА-2012)
На сайте ФИПИ опубликованы рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале в 2012 году.
Напоминаю, что максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы в 2012 году, – 42 балла.
Рассмотрим шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:
Рассмотрим шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:
- оценка «2»ставится, если набрано 0 – 17 баллов;
- оценка «3»ставится, если набрано 18 – 27 баллов
- оценка «4»ставится, если набрано 28 – 36 баллов, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4
- оценка «5»ставится, если набрано 37 – 42 балла, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4
Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы – 34 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).
Источник здесь
Сколько чуров в русском языке?
Сколько чуров в русском языке?
Один чур -- из выражений чур меня, чур чура -- "сгинь, убирайся". Так отгоняли в старину нечистую силу. Затем чур перешёл в детские игры. "Чур не я вода!" -- кричит шустрый малец, а товарищи ехидно отвечают ему: "Кто чурачил, тот и начал!"
Другой чур встречается в северных говорах, например в Архангельской области, и обозначает каменистую отмель.
Третий чур хорошо спрятался. Так хорошо, что сейчас встречается только в слове чересчур. Его значение -- "граница, рубеж, межа, мера". Слово слилось с предлогом через, предлог превратился в приставку, и по правилу правописания приставок на з/с слово стало писаться так: чересчур.
Наречие чересчур употребляется в основном в разговорной речи. Мы можем сказать, что суп был чересчур солёным, то есть излишне солёным. Есть примета: кто чересчур много смеётся, тот чересчур много плачет. Когда мы чем-то возмущены, то говорим: "Ну, это уж чересчур!"
26 апреля 2012
3 образца сочинения по тексту М.Горького "Хорошее дело" (задания С2.1 и С2.2)
Статья содержит текст, задания С2.1 и С2.2, три образца сочинения, в том числе сочинение по заданию С2.2. Ссылка здесь на странице "ГИА: образцы сочинений"
Наречия -- из существительных
Мы часто употребляем такие наречия, в которых даже не подозреваем этих самых наречий. Вот, например, дом. Все знают, что это существительное. И мы твёрдо говорим: "Когда я приду из школы (куда?) домой..." Говорим, а сами не догадываемся, что домой -- это никакое не существительное, а самое что ни на есть настоящее наречие. Почему?
Вспомним изменение существительного по падежам. Дом, дома, дому, дом, домом, о доме. Где окончание -ой? Нет такого. Значит, это не окончание, а суффикс.
Но вот другой пример: "Осенью в дождь я сижу (где?) дома". Вроде, вид слова совпадает с формой существительного в родительном падеже, и ударение одинаково падает. Но нет! Это наречие с суффиксом -а. Есть в этом предложении ещё одно наречие. Какое?
«Тотальный диктант-2012»: активность высокая, грамотность низкая
Подведены предварительные итоги «Тотального диктанта», который проводился по всей России и за рубежом в минувшую субботу, 21 апреля. На «двойки» написала большая часть участников – 61 %, «тройки» получили 28 %, «четверки» - 10 %, «пятерки» - 1 %. Всего в написании диктанта приняли участие около 14,5 тысяч человек.
Результаты акции по проверке грамотности русскоязычного населения планеты озвучила 24 апреля координатор мероприятия Ольга Ребковец. Она отметила, что соотношение хороших и плохих оценок по сравнению с прошлым годом не изменилось. А вот количество участников выросло в разы.
Первую часть диктанта (в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири) написали 1,7 тысячи человек, вторую (в Западной Сибири, Казахстане и на Урале) - 7,9 тысячи, третью (в европейской части России и странах зарубежной Европы) - 4,8 тысячи человек.
Сам Захар Прилепин, автор текста «Тотального диктанта», уверен, что написал бы его на 4 с плюсом. «Никогда не бывает 100 % отличников. А что вы хотите? Русский язык — вещь непростая, сложносочиненная. Нужно относиться к этому серьезно», - заявил он в эфире «Русской службы новостей».
Прилепин уверен, что популярность акции будет расти. «Что ни говорите, иногда у нации проявляются какие-то вещи, связанные с чувством самосохранения. Язык — это наша сфера обитания. Если организм говорит, что с этим есть проблемы, он начинает искать какие-то возможности поддержания себя в тонусе. У нас с языком есть проблемы, люди самоорганизуются вопреки всему происходящему и стараются себя держать на должном уровне», - оптимистично высказался писатель.
Результаты акции по проверке грамотности русскоязычного населения планеты озвучила 24 апреля координатор мероприятия Ольга Ребковец. Она отметила, что соотношение хороших и плохих оценок по сравнению с прошлым годом не изменилось. А вот количество участников выросло в разы.
Первую часть диктанта (в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири) написали 1,7 тысячи человек, вторую (в Западной Сибири, Казахстане и на Урале) - 7,9 тысячи, третью (в европейской части России и странах зарубежной Европы) - 4,8 тысячи человек.
Сам Захар Прилепин, автор текста «Тотального диктанта», уверен, что написал бы его на 4 с плюсом. «Никогда не бывает 100 % отличников. А что вы хотите? Русский язык — вещь непростая, сложносочиненная. Нужно относиться к этому серьезно», - заявил он в эфире «Русской службы новостей».
Прилепин уверен, что популярность акции будет расти. «Что ни говорите, иногда у нации проявляются какие-то вещи, связанные с чувством самосохранения. Язык — это наша сфера обитания. Если организм говорит, что с этим есть проблемы, он начинает искать какие-то возможности поддержания себя в тонусе. У нас с языком есть проблемы, люди самоорганизуются вопреки всему происходящему и стараются себя держать на должном уровне», - оптимистично высказался писатель.
Источник здесь
25 апреля 2012
Что такое эквивалент?
Слово эквивалент происходит из латинского языка и имеет значение "равноценный, равнозначный, способный полностью заменить что-то".
В разговорной речи это слово употребляется нечасто. Обычно его используют экономисты, говоря о том, что такое деньги. Считается, что деньги -- это всеобщий товарный эквивалент, то есть соответствующее количество денег можно обменять на любой товар.
24 апреля 2012
Мещёрская сторона. Презентация
По этой ссылке презентация ученицы 7 б класса нашей школы Зухры Шакировой. Работа подготовлена к уроку литературы по теме "К.Г. Паустовский. "Мещёрская сторона".
Результаты Всероссийских олимпиад
Шесть моих учеников приняли участие во Вторых всероссийских предметных олимпиадах, проводимых Центром поддержки талантливой молодёжи. Вот их результаты.
В олимпиаде по русскому языку участвовали девятиклассницы. Мартина Соколова выполнила задание на 86,7 процента и стала пятой в общероссийском рейтинге. У Насти Анфимовой 83,3 процента правильно решённых заданий и шестое место, у Татьяны Шапошниковой соответственно -- 66,7 процента и 11 место в рейтинге.
Шестиклассники отвечали на вопросы по литературе. Кирилл Гороховский -- пятый, Катя Ротанова -- шестая, Маша Равинская -- 22 в общероссийском рейтинге.
Молодцы!
Интеллект-экспресс: мои лауреаты
Наконец-то стали известны результаты зимнего тура конкурса "Любимый русский язык" на портале "Интеллектуальный потенциал России". Мои ученики второй раз приняли участие в олимпиаде "Интеллект-экспресс" и заняли 2 место, набрав 159 баллов (!) из 160 возможных. Это мои шестиклассники Катя Ротанова, Илья Михайлов и Кирилл Гороховский. Поздравляю, ребята! Вы взяли ещё одну высоту в познании русского языка.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)