Данная статья посвящена не подробному разбору экзаменационных заданий, а тем мелочам, которые на первый взгляд кажутся неважными, но могут привести к ошибкам в решении заданий по орфографии на ЕГЭ.
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, нужно уметь различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях, узнавать корни с чередованием и отличать их от омонимичных корней.
Ловушка
Ловушкой для одиннадцатиклассников являются слова с чередованием -ИМ-, -ИН- // -А-, -Я-. Например: заниматься, понимание, снимать, начинать и т.д. Зачастую ученики забывают о таких чередованиях и не отмечают эти слова.
И если слова с -ИМ-, -ИН- еще так или иначе "опознаются", то вот их "пары" (типа нанял, начал, помянуть и т.д.) в большинстве случаев вообще никак не ассоциируются с чередованием в корне. Поэтому при подготовке к заданию 9 надо особое внимание уделить этим корням.
Задание 10. Правописание приставок
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо знать и применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на З, С и ПРЕ-, ПРИ-.
Ловушка 1
Наиболее частыми ловушками для ребят являются слова типа "несгораемый", "несговорчивый", “несдобровать”, "пересдать" и др. Ученики ошибочно применяют правило про приставки, оканчивающиеся на З, С. Однако надо помнить о том, что приставок нес- и перес- не бывает. В подобных словах по две приставки: НЕ- и С-, ПЕРЕ- и С-. А приставка С-, как известно, неизменяемая.
Ловушка 2
Также трудности вызывают иноязычные слова типа "адъютант", "конъюнктура", "конъюнктивит", "панъевропейский", так как АД-, КОН-, ПАН- не воспринимаются в них как приставки. На это следует обратить внимание при подготовке. Так же, как и на слово "подьячий", в котором пишется Ь, так как находится он в корне.
Ловушка 3
Как известно, после двух-, трех-, четырех- пишется разделительный твердый знак. Но не надо забывать о том, что это правило работает только перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Такие слова, как "трёхэтажный", "четырехосный" и др., пишутся без Ъ, так как корень начинается с других гласных.
Задание 11
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, а также знать и применять правила правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, деепричастий.
Ловушка 1
Суффиксы прилагательных -ЕВ- / -ИВ- и -ЧИВ-, -ЛИВ- на первый взгляд кажутся легкими. Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- неизменяемые, всегда пишутся с И. А суффиксы -ЕВ- / -ИВ- зависят от ударения. Но здесь есть тонкости, о которых следует помнить.
Если в предложенном слове перед пропущенной в суффиксе гласной стоят буквы Ч или Л, обязательно надо проверить, в какую морфему они входят. Если они принадлежат к суффиксу, то это неизменяемые -ЧИВ-, -ЛИВ- (например, разговорЧИВый, неприхотЛИВый). Если же они относятся к корню, то здесь работает другое правило: под ударением пишется И, без ударения - Е (например, тюлЕВый, лучЕВой).
И особенное внимание следует уделить слову "гуттаперчЕвый". В нем суффикс -ЕВ-, а не -ЧИВ-!
Ловушка 2
Очень распространенная ошибка - это неправильное написание прилагательных восьмЕричный, десятЕричный. Надо запомнить, что в них пишется буква Е.
Ловушка 3.
Эта ловушка связана с суффиксами -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА-. Часто, работая с такими словами, ученики пропускают очень важный шаг. Чтобы определить гласную в суффиксе, они сразу ставят глагол в 1 лицо единственного числа. Но это правило применяется только в том случае, если ударение НЕ падает на гласную в слоге -ВА-. Если ударение падает на слог -ВА-, то алгоритм рассуждения удлиняется.
Итак, если ударение падает на -ВА-, то проверяем, исключение это или нет. Вот список слов-исключений: затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, застревать, встревать, растлевать, подразумевать, недоумевать, намереваться. В них всегда перед -ВА- пишется буква Е.
Если слово не исключение, надо изменить несовершенный вид глагола на совершенный (убрать из слова -ВА-), и тогда сомнительная гласная окажется под ударением. Её-то мы и пишем в исходном слове. Например: заж...вать - зажИть, пол...вать - полИть.
Обратите внимание на слово "запечатлЕвать". Парой совершенного вида для него будет глагол "запечатлЕть" (ни в коем случае не запечатлИть, как часто думают ученики).
Если же подобрать пару совершенного вида к глаголу не удалось, тогда применяем правило про 1 лицо единственного числа. Например, ноч...вать (нет глагола совершенного вида), значит "ночУЮ" — "ночЕВАть".
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий