Выпускникам на тренировочном итоговом
сочинении 20.11.14 года было предложено 3 темы: одна из списка заявленных
направлений («Какие произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова») и две темы вне
заявленных направлений («Можно ли обойтись без книг» и «Почему важно сострадать
другому?»)
Если в
сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные),
то такая работа считается невыполненной
и оценивается 0 баллов. Комиссия тем не менее проверила и такие работы, для
того чтобы оценить выполнение задания по всем критериям. С другой стороны, учащимся следует
избегать излишнего многословия, детального пересказа произведения, что может
затруднить понимание экспертом
коммуникативного замысла ученика, может «потеряться» рациональное зерно его
рассуждений.
Критерии
№ 1 и № 2 являются основными. Выставление «незачёта» по
одному из них автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом.
Критерий
№ 1 «Соответствие теме».
По этому критерию выпускники рассуждали на предложенную тему, выбрав один из
путей её раскрытия: либо отвечали на поставленный в теме вопрос, либо
размышляли над предложенной проблемой, либо строили высказывание на основе
связанных с темой тезисов. По первому критерию все учащиеся получили «зачёт».
Однако им следует обратить внимание на точность и ясность формулировок тезиса,
соблюдение речевых норм, необходимо избегать повторения одной и той же мысли
разными способами её выражения.
Критерий
№ 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный
материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации
своей позиции. Ученики, справившиеся с этой задачей, показали разный уровень
осмысления литературного материала, проанализировав, например, проблематику произведения, характеры
персонажей. Есть достаточно хорошо
аргументированные работы. Мы советуем учащимся использовать и такой путь, как
комплексный анализ текста в единстве его формы и содержания и его интерпретацию
в аспекте выбранной темы.
Работы, оцененные оценкой «незачёт», не
зачтены как раз по критерию № 2. Есть
сочинения, либо написанные без привлечения литературного материала, либо в
них просто названо произведение, но оно не стало опорой для рассуждения.