16 апреля 2023

Со светлой Пасхой! Храни вас Бог!

Роль православной книги в образовании и воспитании

 Читать здесь

    В одном из древнерусских сборников XI века говорится: «Ум без книги аки птица опешена (без крыльев), якоже она взлететь не может, такоже и ум не домыслится совершена разума без книги. Свет дневной есть слово книжное, егоже лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет в веки». Книга была в те времена величайшим чудом: драгоценным кладезем знаний и важнейшим средством воспитания личности. Книжное дело было сосредоточено в монастырях, где монахи-книжники терпеливо и скрупулезно переводили византийские источники, создавали свои собственные труды и переписывали их в множестве экземпляров, чтобы потом распространять книги по всей Русской земле. Книга Н. Розова «Русские мастера рукописной книги» рассказывает о византийских традициях в работе над списками книг, о том, как постепенно книжные переписчики отходили от них и вырабатывали свой, оригинальный славянский стиль, о самых известных рукописных книгах.

Читать полностью

Материал взят из блога 

15 апреля 2023

14 апреля 2023

Атлас профессий будущего на ближайшие 15-20 лет

 https://atlas100.ru/catalog/


«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

Читать полностью

Примечание. Публикую, потому что являюсь классным руководителем 10 класса. Сделала запрос -- получила список любопытных профессий. Например, системный биотехнолог, архитектор живых систем, урбанист-эколог, парковый эколог, специалист по краудсорсингу общественных проблем (что это такое?!)., модератор платформы общения с госорганами... Дальше не стала любопытничать...

13 апреля 2023

Предикативная основа предложения, или Какими бывают подлежащее и сказуемое

 ИСТОЧНИК

В учебнике под редакцией М.В. Панова для 8 класса вводится понятие предикативная основа предложения.  В дополнение к  материалу учебника данная статья, в которой представлены различные формы подлежащего и сказуемого. Также публикация может быть полезной  при подготовке к экзаменам выпускников 9 и 11 классов.
Грамматическая основа (иначе – предикативная основа) – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует. Вот почему любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения его грамматической основы. При определении грамматической основы, разграничении подлежащего и сказуемого возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.

12 апреля 2023

В Тотальном диктанте ― 2023 приняли участие 456 307 человек

 ИСТОЧНИК

Восьмого апреля в 43 странах прошла акция «Тотальный диктант». Четыре фрагмента текста Василия Авченко написали онлайн и на очных площадках. По оценкам организаторов, акция собрала 456 307 участников.

«Участники из 43 стран написали двадцатый диктант в очном формате, 103 страны присоединились к акции в рамках онлайн-марафона и онлайн-диктанта. В России диктант фирменной юбилейной ручкой xGold на очных площадках написали более 125 000 человек. Больше всего участников в России традиционно собралось в Москве, куда пришли чуть больше 10 000 человек. В тройку лидеров по количеству пишущих также вошли Санкт-Петербург и Казань — 7500 и 5970 человек соответственно. В Нижнем Тагиле, столице акции этого года, участниками стали 2708 человек. Странами-лидерами по числу написавших текст за рубежом стали Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Молдова и Турция», — рассказала директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец.

«Порфирьевич» — сайт, который продолжит любую фразу на русском, осмысленно и неожиданно

 https://porfirevich.ru/

В жизни всякого человека бывают ситуации, когда трудно найти нужные слова: ресторан в Турции, кресло стоматолога, похмелье четвертой степени, скрэббл. Выход есть! Нейросеть «Порфирьевич» продолжит любую фразу по-русски — быстро, связно, небанально.

Разработка российского программиста из Москвы Михаила Гранкина — наш (ну как наш, его) ответ нейросети GPT-2 компании OpenAI Илона Маска. Имя получила от «полицейско-литературного» робота Порфирия Петровича из романа Виктора Пелевина «iPhuck X».

В обращении сайт прост и неприхотлив: вводишь фразу или целый кусок текста и нажимаешь «Дополнить». Если предложенное не устроило, жмешь «Варианты» до получения идеала.

11 апреля 2023

Выразительные средства языка. Для задания 26 ЕГЭ по русскому языку

 Источник

 По ссылке очень информативный материал о выразительных средствах языка. В частности, представлены тропы и фигуры речи, изобразительные возможности лексики, экспрессивно-эмоциональная лексика, изобразительные возможности морфологии и синтаксиса, звуковые средства выразительности. Для успешного выполнения задания 26 ЕГЭ ("Выразительные средства языка") необходимо знать эти термины. Думаю, что познакомиться с материалом, прочитав его полностью, будет не лишне. Каждый термин проиллюстрирован примерами.

Здесь презентация по теме

Примеры сочинений 9.2

 Здесь есть рекомендации, как писать сочинение 9.2, и примеры сочинений. Они помогут вам  написать сочинение в соответствии с критериями к сочинению 9.2.

Сочинение-рассуждение 9.2

Как обычно, самым актуальным перед сдачей экзаменов, становится вопрос написания сочинения-рассуждения 9.2, 9.3. Кто-то не срвзу вникает в смысл текста, чтобы найти необходимые аргументы, кому-то еще не хватает жизненного опыта... Надеюсь, что эта презентация поможет в подготовке к успешной сдаче экзаменов. 

Презентация "Написание сочинения-рассуждения 9.2" ссылка 

10 апреля 2023

Экология по Арсеньеву. Урок третий. Текст Тотального диктанта

     В комментарии  к сообщению "Диктант написан и проверен" меня попросили напечатать текст, который 8 апреля писали в нашей часовой зоне. Выполняю эту просьбу. Текст находится в открытом доступе, поэтому я не нарушаю требований конфиденциальности. Текст с разметкой возможных вариантов правописания и постановки знаков препинания. Вариативность в современном русском языке -- это, если можно так сказать, фишка, весьма значимая особенность существования языка.

Экология по Арсеньеву

 Урок третий

 1 Путешественник, учёный, писатель [0 / , / ] Владимир Арсеньев оставил огромное наследие, часть которого,1 как ни странно,1 не осмыслена до сих пор, – имею в виду прежде всего дневники и письма[1].

2 Арсеньев продолжил начатое русскими первопроходцами [0 / –] открытие Дальнего Востока.По-настоящему освоенным становится только то, что переплавлено в художественные образы. Именно Арсеньев [,2 / –3] этот очарованный странник [,2 / –3] рассказал миру об Уссурийском крае, сделав его фактом культуры.

5 Самоучка, не имевший академического образования, он стал учёным широчайшего, воистину ломоносовского профиля[2]. 6 За его плечами были только два года юнкерского пехотного училища [, / ;] всё остальное – самообразование, которое военный географ[3] Арсеньев продолжал всю жизнь. 7 Изучал языки коренных народов [, / ;] занимался археологией, этнографией и полутора десятками других наук.

8 Составлял геополитические прогнозы, часть из которых сбылась уже после его смерти, а часть [0/–] [небезынтересна / не безынтересна] и поныне [, / ;] помогал царской и советской властям заселять и развивать дальневосточные периферии.

Банк сочинений 9.1 ОГЭ

 Источник

Сочинение 1

Русский филолог Ф.И.Буслаев утверждал: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». 

 Эту фразу я понимаю так. Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многозначное или омоним. Приведу примеры из текста К.Г.Паустовского.

Во-первых, в предложении №30 (Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.) встречается многозначное слово «судить». В данном предложении оно имеет следующее значение: «Рассматривать чье-нибудь дело в судебном порядке, а также в общественном суде».

Во-вторых, в предложении №32 (Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо.) употребляется омоним «почитать» в значении «то же, что чтить».Если осознать его в значении «провести некоторое время, читая», то нарушится смысловое значение предложения.

Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение Ф.И.Буслаева справедливо.


09 апреля 2023

Диктант написан и проверен

     В нашей школе  несколько лет действует площадка, на которой пишут Тотальный диктант взрослые и дети. Кстати, наших учеников немного: они либо боятся получить двойку, либо пишут онлайн. Приходят дети из других школ, пенсионеры, учителя, журналисты. Некоторые не  первый раз. Замечено, что у таких людей  с каждым годом результаты становятся лучше.

     Каковы же впечатления от Тотального диктанта -- 2023? Подготовка к нему, организация проведения, предоставление презентации и других  материалов, вебинары накануне диктанта и после него -- всё на высоком уровне, оперативно, чётко и понятно. С 27 марта по 2 апреля для организаторов и экспертов диктанта штаб провёл курсы повышения квалификации -- кстати, весьма полезные, информативные, в какой-то мере просветительские и побуждающие к саморазвитию, повторению пройденного.

      О тексте диктанта. В этом году он был, по мнению участников и экспертов, труднее, чем в прошлые годы. Много орфограмм, даже таких, которые вызвали споры между экспертами на вебинаре в субботу вечером. И по результатам этих дебатов были внесены поправки в заранее подготовленную разметку, сделанную членами Филологического совета Тотального диктанта.

    Вариативность постановки знаков препинания с годами уменьшается, однако и вчера таких вариантов было достаточно. Например в предложении Уроженец Петербурга, он по собственному желанию навсегда перебрался на Дальний Восток [,/:/--/;] городу всю жизнь предпочитал тайгу можно было поставить и запятую (как у автора), и двоеточие, и тире, и точку с запятой.. И подобные примеры были ещё более чем в десяти предложениях. Богатство выражаемых языком смыслов и отношений между частями высказывания требует того, чтобы учитывать их разноообразие и вследствие этого использовать разные знаки препинания. По-разному поставили знаки участники диктанта, поэтому эксперты соглашаются с их вариантами, находят обоснование в словарях и справочниках. Главные среди них -- Полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" (ПАС)  и "Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация" Д.Э. Розенталя. Именно  по ним участники видеоконференции сверяли  разные варианты написания и постановки знаков препинания.

    Диктант называется "Экология по Арсеньеву. Урок третий". Мы находимся в третьей часовой зоне Тотального диктанта. Вместе с нами эту часть диктанта писали 52 региона России и 27 стран. Оценки на нашей площадке нормальные. Не всё так печально с  грамотностью в нашем королевстве. 

Внизу страницы с диктантом просят написать или нарисовать что-нибудь о диктанте.

08 апреля 2023

12 сложных слов Тотального диктанта 2023

 Публикуем 12 слов ТД-2023: БРАКОНЬЕР, АНТИПОД, ТАЙГА, СОКРОВЕННЫЙ, ЛАНДШАФТ, КАРДИНАЛЬНО, ПАССИОНАРИЙ, СЫЗМАЛЬСТВА, ИНТЕЛЛИГЕНТ, ПРЕДРЕКАТЬ, КАПИТАЛ, ПЕРИФЕРИЯ

Приходите на мурчащий диквтант!

Источник

Дорогие дррррузья! Мы рады сообщить, что в этом году Тотальный диктант впервые напишут на кошачьем языке 🐈
Коллеги из Института мурррологии и котогрррафии взяли на себя рабовту по переводу текста Василия Авченко — и теперь его можжно написавть на базе института на кошачьем как родном и иностррранном.
🐾 Ректор института Б. А. Рсик прокомментировал сивтуацию: «К нам обратилась Ольга Ррребковец, поэтому с радостью включились в работу. Совтрудники института выступят диктующими на площавдке. Однако у нас есть ррряд ограничений по написванию: диктант можно будет писать лежжа (в кресле, коррробке или на куче вывстиранных и выглажженных вещей), кажждый участник должен взять с собой молоко, рррыбу и сосивски, а также быть готовым задержжаться после диктанта, чтобы поиграть с шуррршалками и коробками (и сделать тыгыдык). Приходите на мурчащий диквтант!»

Обновление поста: друзья, в наш аккаунт прокрался котик SMM-специалиста! Это он выдумал, чтобы получить сосиски, рыбу и молоко, хотя вообще он на диете. Не принимайте сообщение всерьез! И не ругайте за текст: хоть ректор… то есть Барсик и тотальный котик, у него лапки, которыми не так уж просто набирать текст. С первым апреля!