Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 декабря 2010
Выйдут ли 25 тысяч учителей на забастовку?...
25 тысяч учителей разгневаны обещанным повышением зарплаты на 6 процентов. О том, выйдут ли они на забастовку, здесь
01 декабря 2010
Где возможно двоякое написание?
Правильно запишите словоформы. В каких случаях возможно двоякое написание? Почему?
Иззазабора, иззазадачи, изподворотни, изподворот, иззагрима, иззавода, иззаглавия, иззазавода, иззазависти, иззависти. иззазаглушки, иззазаварки.
Задача взята из сборника упражнений для 6 класса И.А. Громова.
Иззазабора, иззазадачи, изподворотни, изподворот, иззагрима, иззавода, иззаглавия, иззазавода, иззазависти, иззависти. иззазаглушки, иззазаварки.
Задача взята из сборника упражнений для 6 класса И.А. Громова.
Переделанная песня "Ожившая кукла"
Вчера в продолжении темы "Предлоги"
учитель обрадовал нас, мол, сейчас
придётся удвоить усилия многим --
за счёт производных расширим запас.
В течение, и вследствие,
и в продолжение - я
от этих слов, от этих слов,
от этих слов чумею.
Должна писать -е на конце,
предлог в виду имея,
а в существительных -ии,
но как мне их отсеять?
Как долго? Когда? В продолжение часа,
в течение суток, а то и всегда.
Вопрос без ответа, увы, не остался,
понятно - предлог, пишем -е, господа.
"Я дома сижу (из-за) вследствие ливня" --
заменят предлоги друг друга вполне,
"в" вместе в предлоге пишу инстинктивно,
естественно, вновь окончание -е.
"В течении речки" - тут дело другое,
"Кто в следствии занят, хвала им честь".
Тут можно спросить: а в каком? а какое? --
ведь свойства у всех существительных есть.
В течение, и вследствие,
и в продолжение - я
от этих слов, от этих слов,
уж больше не чумею,
всегда пишу -е на конце,
предлог в виду имея,
а в существительных -ии,
их различать умею.
учитель обрадовал нас, мол, сейчас
придётся удвоить усилия многим --
за счёт производных расширим запас.
В течение, и вследствие,
и в продолжение - я
от этих слов, от этих слов,
от этих слов чумею.
Должна писать -е на конце,
предлог в виду имея,
а в существительных -ии,
но как мне их отсеять?
Как долго? Когда? В продолжение часа,
в течение суток, а то и всегда.
Вопрос без ответа, увы, не остался,
понятно - предлог, пишем -е, господа.
"Я дома сижу (из-за) вследствие ливня" --
заменят предлоги друг друга вполне,
"в" вместе в предлоге пишу инстинктивно,
естественно, вновь окончание -е.
"В течении речки" - тут дело другое,
"Кто в следствии занят, хвала им честь".
Тут можно спросить: а в каком? а какое? --
ведь свойства у всех существительных есть.
В течение, и вследствие,
и в продолжение - я
от этих слов, от этих слов,
уж больше не чумею,
всегда пишу -е на конце,
предлог в виду имея,
а в существительных -ии,
их различать умею.
Опрос "Зачем нужно ходить в школу"
На главной странице блога справа помещены вопросы по актуальной теме, зачем нужно ходить в школу. Призываю вас обратить на них внимание и поспешить ответить . Всем же интересно знать, насколько современная школа привлекательна.
30 ноября 2010
Морфологический состав предлогов
По морфологическому составу различаются предлоги непроизводные и производные.
1. Непроизводные, так называемые первообразные, предлоги не могут быть соотнесены по образованию с какой-либо частью речи: в, с, к, о, у, на, за, от и др. Разновидностью этих предлогов являются сращенные (сложные) предлоги: из-за, из-под и др.
2. Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи.
Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) - Было поздно, около полуночи (М. Г.) (предлог).
Некоторые из таких слов в современном русском языке уже не употребляются в качестве наречий: вопреки, кроме, среди, близ.
По сравнению с непроизводными предлогами наречные предлоги имеют гораздо более узкое и определенное значение (ср.: у города и вблизи города). Наречные предлоги, соотносительные с обстоятельственными наречиями, в большинстве сочетаются с родительным падежом, за исключением предлогов вопреки, вслед, навстречу, наперекор, сочетающихся с дательным падежом. Предлоги, связанные с качественными наречиями, обладают различным управлением: относительно, касательно - управляют родительным падежом; подобно, согласно, соответственно и др. - дательным падежом.
Отыменные предлоги представляют собой результат перехода существительных в состав предлогов (непосредственно или через посредство наречий).
Чаще всего это бывшие имена существительные с предлогами ввиду, вследствие, наподобие и др.: У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.); Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.).
Отыменные предлоги типа путем, посредством являются образованиями из форм творительного падежа существительного. Среди отыменных предлогов выделяются предложные сочетания: в течение, в продолжение, в отношении, в деле, в силу, в отличие от и др. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.); В силу своего движения на север, в бассейн Оки, вятичи оказались в ближайшем соседстве и в тесном сожительстве с севернорусами (Шахматов).
Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (Кор.).
Источник здесь
1. Непроизводные, так называемые первообразные, предлоги не могут быть соотнесены по образованию с какой-либо частью речи: в, с, к, о, у, на, за, от и др. Разновидностью этих предлогов являются сращенные (сложные) предлоги: из-за, из-под и др.
2. Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи.
Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) - Было поздно, около полуночи (М. Г.) (предлог).
Некоторые из таких слов в современном русском языке уже не употребляются в качестве наречий: вопреки, кроме, среди, близ.
По сравнению с непроизводными предлогами наречные предлоги имеют гораздо более узкое и определенное значение (ср.: у города и вблизи города). Наречные предлоги, соотносительные с обстоятельственными наречиями, в большинстве сочетаются с родительным падежом, за исключением предлогов вопреки, вслед, навстречу, наперекор, сочетающихся с дательным падежом. Предлоги, связанные с качественными наречиями, обладают различным управлением: относительно, касательно - управляют родительным падежом; подобно, согласно, соответственно и др. - дательным падежом.
Отыменные предлоги представляют собой результат перехода существительных в состав предлогов (непосредственно или через посредство наречий).
Чаще всего это бывшие имена существительные с предлогами ввиду, вследствие, наподобие и др.: У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.); Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.).
Отыменные предлоги типа путем, посредством являются образованиями из форм творительного падежа существительного. Среди отыменных предлогов выделяются предложные сочетания: в течение, в продолжение, в отношении, в деле, в силу, в отличие от и др. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.); В силу своего движения на север, в бассейн Оки, вятичи оказались в ближайшем соседстве и в тесном сожительстве с севернорусами (Шахматов).
Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи (Кор.).
Источник здесь
Производные предлоги -- что-то трудновато...
Cегодня 6-классники с трудом осваивали производные предлоги. Мешает, как мне кажется, явление вездесущей омонимии в русском языке. Попробую разобраться.
27 ноября 2010
Отец и отчизна
Впиши нужные слова.
Наследственное земельное владение на Руси до 18 столетия -- ____________________________
Наименование человека по отцу -- _________________________________
Неродной отец, муж матери по отношению к её детям от прежнего брака -- _________________
Родина -- _____________________.
Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит, -- ____________.
Для справок: отечество, отчизна, отчим, вотчина, отечество.
Наследственное земельное владение на Руси до 18 столетия -- ____________________________
Наименование человека по отцу -- _________________________________
Неродной отец, муж матери по отношению к её детям от прежнего брака -- _________________
Родина -- _____________________.
Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит, -- ____________.
Для справок: отечество, отчизна, отчим, вотчина, отечество.
Русь -- россы -- Россия -- россияне
Русь впервые была названа Россией только в 1817 году, и возникло такое название под влиянием греческого языка, на котором были созданы древние богослужебные книги.
В текстах, написанных в 17 веке для царя, русские стали именоваться россами, а русская земля -- росской. Возникло также прилагательное российский.
В современной России живут не только русские; её населяют представители самых разных национальностей. Все они называются россиянами.
В текстах, написанных в 17 веке для царя, русские стали именоваться россами, а русская земля -- росской. Возникло также прилагательное российский.
В современной России живут не только русские; её населяют представители самых разных национальностей. Все они называются россиянами.
Много слов на Земле
Много слов на Земле. Есть дивные слова --
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова, словно раны, слова -- словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу --
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Когда радость -- как буря, иль горе -- как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь.
Вадим Шефнер, русский советский поэт.
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова, словно раны, слова -- словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу --
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Когда радость -- как буря, иль горе -- как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь.
Вадим Шефнер, русский советский поэт.
26 ноября 2010
25 ноября 2010
И ещё раз про ОТ и ДО
Я пыталась выучить во втором классе таблицу умножения, но не смогла. Канючила у мамы: "Можно не буду учить... Или выучу вот столечко -- от и до..." Но мама велела учить всё по порядку и пообещала меня проверить. Я всё-таки выучила таблицу умножения и получила "пятёрку". Всегда нужно учить всё полностью, а не от и до, немного.
Это написала Залина А.
Это написала Залина А.
По и без
Ваня Б. вчера сочинил такой рассказ, выполняя домашнее задание написать рассказ с названием, состоящем только из служебных слов.
Стоял жаркий солнечный день. Ребята захотели искупаться. Посоветовались, пешком пойдут на пляж или поедут на велосипедах. Поехали на велосипедах. На речке быстро разделись. Рома сразу бросился в воду, а Коля помедлил, поплескал водой на грудь, спину и только потом окунулся. Рома бултыхался, плавал без всяких правил, а Коля, размеренно размахивая руками, по правилам, которым учил его тренер, поплыл от берега.
Стоял жаркий солнечный день. Ребята захотели искупаться. Посоветовались, пешком пойдут на пляж или поедут на велосипедах. Поехали на велосипедах. На речке быстро разделись. Рома сразу бросился в воду, а Коля помедлил, поплескал водой на грудь, спину и только потом окунулся. Рома бултыхался, плавал без всяких правил, а Коля, размеренно размахивая руками, по правилам, которым учил его тренер, поплыл от берега.
Что? Где? Когда?
А это написала Сабина М.
В нашей стране есть игра "Что? Где? Когда?. Теперь она проводится и в нашей школе, и наш класс в ней участвует. Там очень интересные познавательные вопросы. Что? Что это -- человек, предмет, событие, понятие, явление... Где? Вопрос о месте события или явления. Когда? Это о времени. Мы в школьном рейтинге в этой игре сейчас на четвёртом месте.
В нашей стране есть игра "Что? Где? Когда?. Теперь она проводится и в нашей школе, и наш класс в ней участвует. Там очень интересные познавательные вопросы. Что? Что это -- человек, предмет, событие, понятие, явление... Где? Вопрос о месте события или явления. Когда? Это о времени. Мы в школьном рейтинге в этой игре сейчас на четвёртом месте.
От и до
Рассказ Зухры Ш.
Паше задали выучить алфавит. Он целый день учил все буквы, но у него не получалось. Он сказал маме: "Мама, если у меня не получается учить буквы в алфавитном порядке, я буду их учить вразнобой" Мама возразила: "Нет! Учи по порядку -- от А до Я!" Паша послушал маму. Приложил усилия и выучил алфавит от и до!
Паше задали выучить алфавит. Он целый день учил все буквы, но у него не получалось. Он сказал маме: "Мама, если у меня не получается учить буквы в алфавитном порядке, я буду их учить вразнобой" Мама возразила: "Нет! Учи по порядку -- от А до Я!" Паша послушал маму. Приложил усилия и выучил алфавит от и до!
Или -- или
Как выполнили задание написать рассказ под заголовком, состоящим только из служебных слов, наши ребятя. Вот рассказ Леры Б.
За завтраком мама уточнила у детей: "Вы будете молочный омлет или кашу?" Маша попросила омлет, а Катя -- кашу. "А что будете пить -- сок или какао?" "Сок", -- ответили девочки.
После завтрака мама спросила Машу с Катей: "Вас в школу отвезти или сами поедете?" Сёстры пожелали ехать самостоятельно.
За завтраком мама уточнила у детей: "Вы будете молочный омлет или кашу?" Маша попросила омлет, а Катя -- кашу. "А что будете пить -- сок или какао?" "Сок", -- ответили девочки.
После завтрака мама спросила Машу с Катей: "Вас в школу отвезти или сами поедете?" Сёстры пожелали ехать самостоятельно.
Издан уникальный учебник без слов
Создать рассказ без единого самостоятельного слова нынешние умельцы-писатели, наверное, смогут -- языковую свободу их никто ведь не ограничивает. Но понятен ли такой текст будет читателям? Однако.... Вы уже прочитали название этого сообщения. А теперь об этом самом "учебнике без слов" подробно.
В Омской области в августе 2010 года вышел из печати первый учебник по векторной графике. Его автор – руководитель студии компьютерной графики, живописи и дизайна «ПанковА».
Уникальность учебника в том, что он не содержит слов, но, как уверяют создатели, должен быть понятен без перевода всем людям мира, в котором, как известно, существует более 6000 языков.
По словам автора, А. П. Панкова, при создании первого учебника по компьютерной (векторной) графике пришлось применить 22 технологии. «Все наработки за последние 10 лет в итоге уместились на 10 страницах. Эта технология позволила вдвое сжать количество страниц, на которых этот же учебник был изложен в виде текста», – уточняет Анатолий Петрович.
В тестировании учебника самое активное участие приняли дети. Язык рисунков и пиктограмм оказался им гораздо интереснее, чем текст, где излагалось, по сути, то же самое. Аналогов созданному в Омске учебнику нет.
Презентация нового учебника состоялась в рамках Международного информационного конгресса «МИК-2010» в сентябре 2010 года.
Источник здесь
В Омской области в августе 2010 года вышел из печати первый учебник по векторной графике. Его автор – руководитель студии компьютерной графики, живописи и дизайна «ПанковА».
Уникальность учебника в том, что он не содержит слов, но, как уверяют создатели, должен быть понятен без перевода всем людям мира, в котором, как известно, существует более 6000 языков.
По словам автора, А. П. Панкова, при создании первого учебника по компьютерной (векторной) графике пришлось применить 22 технологии. «Все наработки за последние 10 лет в итоге уместились на 10 страницах. Эта технология позволила вдвое сжать количество страниц, на которых этот же учебник был изложен в виде текста», – уточняет Анатолий Петрович.
В тестировании учебника самое активное участие приняли дети. Язык рисунков и пиктограмм оказался им гораздо интереснее, чем текст, где излагалось, по сути, то же самое. Аналогов созданному в Омске учебнику нет.
Презентация нового учебника состоялась в рамках Международного информационного конгресса «МИК-2010» в сентябре 2010 года.
Источник здесь
Можно ли сочинить рассказ только из служебных слов?
-- Мы с папой и с мамой сидели-сидели, в интернет лазили,-- рассказывал сегодня Артём М.,-- пытались выполнить домашнее задание.
-- А почему же и папа, и мама?-- спрашиваю.
-- Так рассказ не получался только из служебных слов чтоб! Родители пытались мне помочь, а потом самим интересно стало.
-- У меня тоже ничего не получилось, -- пожаловался Максим Д.
-- А только из служебных слов рассказа не может получиться, -- безапелляционно заявила Алёна. Т., -- они не обозначают ни предметов, ни признаков.
-- Их можно употреблять без самостоятельных слов лишь в разговорной речи и в заголовках, -- констатировал Ваня Б.
Вот такой состоялся сегодня разговор в 6 б на перемене перед уроком русского языка. А можно ли сочинить рассказ только из служебных слов -- совсем без самостоятельных?..
-- А почему же и папа, и мама?-- спрашиваю.
-- Так рассказ не получался только из служебных слов чтоб! Родители пытались мне помочь, а потом самим интересно стало.
-- У меня тоже ничего не получилось, -- пожаловался Максим Д.
-- А только из служебных слов рассказа не может получиться, -- безапелляционно заявила Алёна. Т., -- они не обозначают ни предметов, ни признаков.
-- Их можно употреблять без самостоятельных слов лишь в разговорной речи и в заголовках, -- констатировал Ваня Б.
Вот такой состоялся сегодня разговор в 6 б на перемене перед уроком русского языка. А можно ли сочинить рассказ только из служебных слов -- совсем без самостоятельных?..
Интернет -- это зло, или добро?
Интернет, глобальная сеть, всемирная паутина... Вот именно – сеть и паутина. Интернет опутывает нас, затягивает в свои сети.
Безусловно, интернет это зло, если его присутствие нарушает наш образ жизни, вырывает из реального общения, затрудняет, а то и сводит на нет встречи с друзьями, родными и близкими. Мы поселяемся в нём. Теряем связь с реальностью. Сеть дает нам свободный доступ к любой информации, которая пресыщает нас, развращает наших детей.
Но в то же время задумайтесь, что полезного мы получаем из глобальной сети интернет? Как её соседство рядом с нами облегчает нам жизнь?
Читать дальше здесь
Безусловно, интернет это зло, если его присутствие нарушает наш образ жизни, вырывает из реального общения, затрудняет, а то и сводит на нет встречи с друзьями, родными и близкими. Мы поселяемся в нём. Теряем связь с реальностью. Сеть дает нам свободный доступ к любой информации, которая пресыщает нас, развращает наших детей.
Но в то же время задумайтесь, что полезного мы получаем из глобальной сети интернет? Как её соседство рядом с нами облегчает нам жизнь?
Читать дальше здесь
24 ноября 2010
Триба -- трибун -- трибуна
В Древнем Риме существовало слово триба. Сначала оно обозначало племя, а затем -- территорию и избирательный округ. Народ каждый год выбирал своих представителей на должность народных трибунов. Они представляли беднейшие слои населения и обладали правом вето, то есть правом налагать запреты на решения патрициев. Оно влекло за собой появление влиятельных врагов, и поэтому личность трибуна считалась неприкосновенной.
В армии были военные трибуны -- так называли людей, которые занимали командные должности.
Древний Рим стал объектом изучения историков, но латинское слово трибун не исчезло. В 19 веке так стали называть общественных деятелей -- блестящих ораторов и публицистов.
У слова трибуна развилось несколько значений:
1. Возвышение для оратора. Произнести речь с трибуны.
2. Место, сфера осуществления чьей-либо общественной деятельности. Газета -- трибуна партии.
3. Сооружение с рядами скамеек для публики, например, на стадионе. Трибуны заполнены до отказа.
В армии были военные трибуны -- так называли людей, которые занимали командные должности.
Древний Рим стал объектом изучения историков, но латинское слово трибун не исчезло. В 19 веке так стали называть общественных деятелей -- блестящих ораторов и публицистов.
У слова трибуна развилось несколько значений:
1. Возвышение для оратора. Произнести речь с трибуны.
2. Место, сфера осуществления чьей-либо общественной деятельности. Газета -- трибуна партии.
3. Сооружение с рядами скамеек для публики, например, на стадионе. Трибуны заполнены до отказа.
23 ноября 2010
Поэма о любви
Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую
солидарность.
Но пока мне рот
не забили глиной,
Из него раздаваться будет
лишь благодарность.
И. Бродский
О разных подходах к классификации частей речи
Научная классификация частей речи производится по совокупности всех этих трех признаков, но в зависимости от того, какой из них принимается за исходный, основополагающий, классификация получает ту или иную «окраску». Так, в истории русского языкознания концепция частей речи, которую разделяли Ф. Ф. Фортунатов и его ученики, может быть охарактеризована как преимущественно морфологическая, а для А. А. Шахматова важнейшими критериями в классификации частей речи были представления (т. е. понятия!) о субстанциях, качествах-свойствах, действиях-состояниях и отношениях. В трудах А. А. Потебни, И. И. Мещанинова и других языковедов разрабатывалась синтаксическая концепция.
Источние здесь
Источние здесь
Признаки для распределения слов по частям речи
Синтагматическое и парадигматическое единство части речи обеспечивается сочетанием нескольких взаимообусловленных признаков. Эти признаки и служат основанием для распределения слов по частям речи. Назовем их условно так: а) понятийный; б) синтаксический; в) морфологический. В соответствии с этим подразделением содержание, допустим, части речи «имя существительное» в современном русском языке должно быть определено следующим образом:
а) это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности»); такому определению не противоречит в общем и семантика слов типа бег или красота;
б) это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;
в) это слова, которые обладают формами и значениями грамматических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразовательным моделям.
Источник http://lingeru.ru/chasti-rechi-%97-grammaticheskie-klassyi-slov
а) это слова, общее значение которых сводится к понятию предметности («субстанциональности»); такому определению не противоречит в общем и семантика слов типа бег или красота;
б) это слова, для которых в предложении наиболее типична роль подлежащего или дополнения;
в) это слова, которые обладают формами и значениями грамматических категорий рода, числа, падежа, одушевленности и при этом образуются по определенным, специфическим словообразовательным моделям.
Источник http://lingeru.ru/chasti-rechi-%97-grammaticheskie-klassyi-slov
Подписаться на:
Сообщения (Atom)