Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 мая 2011
КРАСНЫЕ МАКИ
«Под Белой горой» на Яндекс.Фотках
Красные маки отвоевывают подножие травертинов Памуккале. Отдельные цветы забираются на сами белые склоны, пробивая известковую корку.
Виды рассуждений: к экзаменам
Существует несколько видов рассуждений.
Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) -- вопрос -- ответ (тезис) -- доказательство тезиса -- выводы.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача -- раскрыть содержание тезиса.
Рассуждение -- размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.
И кафтан, и сарафан
Кафтаны молодого Петра I, 1680-90. |
Кафтан -- заимств в др.-рус. эпоху из тюрк.яз., где кафтан, как полагают некоторые учёные, является сложением кап "мешок, облочка, футляр" и тон "вид мужской одежды". Кафтан -- старинная русская мужская длинная верхняя одежда.
Слово кафтан широко используется в русских народных пословицах и поговорках: В пашне огрехи, на кафтане -- прорехи. Кафтан золотой, а душка -- полушка. Пошёл в суд в кафтане, а вышел нагишом. И кафтан греет, когда шубы нет. Тришкин кафтан и др.
Сарафан -- др.-рус. заимств. из тюрк. яз., где sarapa из перс. "почётная одежда". В др.-рус. яз. -- "мужской кафтан".
Сарафан -- основной элемент русского национального костюма центральных и северных областей России. Это любимая женская одежда, которая воспевалась в песнях и романсах. Сарафаны можно увидеть на картинах художников В.М. Васнецова, А.Г. Васнецова, Д.Г. Левицкого.
18 мая 2011
"Попробовали" ГИА...
Наконец-то стали известны результаты пробного ГИА по русскому языку в 9 класее. У нас в школе есть и "пятёрка", и "двойки". Немного "двоек" -- меньше, чем на пробном по математике. Что же будет на экзамене? (Мне нынче проще, чем коллегам, которым придется "сдавать экзамен" вместе с учениками, -- у меня нет девятого класса).
"Жизнь слова" в художественном тексте
Все уровни языка (фонетический, лексический, грамматический) "работают" на порождение смысла, рождают асслциации, организуют контекстуальные значения языковых единиц. Прочитайте отрывки из стихотворений, и вы увидите, как различные языковые средства помогают поэтам создать художественный образ.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь -- и капли с крыши
Стекали по стене.
К.Д. Бальмонт
Когда умирают травы -- сохгут,
Когда умирают солца -- гаснут,
Когда умирают люди -- поют песни.
В. Хлебников
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь -- и капли с крыши
Стекали по стене.
К.Д. Бальмонт
Отростки ливня грязнут в гроздьях.
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
пуская в рифму пузыри.
Б.Л. Пастернак
Когда умирают кони -- дышат,Когда умирают травы -- сохгут,
Когда умирают солца -- гаснут,
Когда умирают люди -- поют песни.
В. Хлебников
Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
Молю, упрекаю, прощаю, кляну...
В.М. Тушнова
Воздушная войлочная вишня
«Войлочная вишня» на Яндекс.Фотках
К авторскому названию я прибавила слово воздушная. Получился почти оксюморон. Такое у меня нынче лирическое состояние духа.
Ворона, дерево, одуванчики
«...» на Яндекс.Фотках
Два одуванчика в траве и ещё один -- дерево, похожее на этот цветок. Посмотрите.
ЦВЕТУЩИЕ НА СКЛОНЕ
«Цветущие на склоне» на Яндекс.Фотках
Прострел, или сон-трава. Правда, обычно эти цветы бывают жёлтыми, а эти белёсые.
"Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно, ВОЛШЕБНО, НИ ТОЛКУ, НИ ПРОКУ,
Ни в лад, невпопад совершенно"-- строчки из песни на слова Юлия Кима из к\ф "Обыкновенное чудо". Такой комментарий дал к своему снимку автор. Подошло под моё настроение. ...А вообще-то, у меня сегодня день рождения. И кажется, у меня всё наоборот, но цветы эти очень понравились.
Пословица -- не понятие, а суждение
Национально-культурная семантика присутствует на всех уровнях языка. Однако наиболее ярко она проявляется в словах, фразеологизмах и языковых афоризмах (пословицах, поговорках и крылатых выражениях).
Под пословицами в широком смысле лингвисты понимают краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Познавательная ценность языковых афоризмов очень велика: это и свидетельство о далёкой старине, это и неписаные законы народной жизни, это и отражение обычаев, порядков, представлений. Афоризмы отражают народную культуру и национально-культурный компонент языка единицами своего состава.
Эх, лапти мои, лапоточки!..
Лапти носились с портянками (онучами). |
Лапоть -- общеслав. -- короткая плетёная обувь из лыка, коры. Лапти -- самая древняя обувь на Руси. Лапотниками называли крестьян, причём употреблялось это слово с неодобрительным оттенком. Лапти были очень распространённой обувью. Существовало даже выражение "лапотная Россия". Со словом лапоть связано немало пословиц и поговорок: В дорогу идти пять пар лаптей плести. Жениться -- не лапоть надеть. В рай в лаптях не дойдёшь. Бог лаптей не износит. Променял сапоги на лапти. Лаптем щи хлебать и др.
17 мая 2011
Начнём, пожалуй, с пармезана...
Что могут "рассказать" нам следующие слова: лапоть, кафтан, сарафан, панталоны, жилет, макинтош, галифе, френч, пломбир, пармезан, рокфор, тюль, муслин, кашемир, джерси, батист, полоний, германий, франций, америций, рутений? В сообщениях блога я попытаюсь помочь разобраться в значении этих слов своим ученикам. И всем желающим это сделать, разумеется, тоже. Итак, в дополнение к материалам уроков. И начнём со съедобного...
Сыры пармезан и рокфор наименованы по итальянскому городу Парма и французскому местечку Рокфор. Название по месту получил пломбир -- от французского города Пломбьер, где впервые стали изготовлять сливочное мороженое с добавлением цукатов, орехов, ягод.
Рокфор, Камамбер, Пармезан, Бри и |
Истуканы Улинъюаня
«Истуканы Улинъюаня 102_4324.jpg» на Яндекс.Фотках
Господи! Неужели бывает такое? И как это снимали?
Что такое ТЕЗАУРУС?
Тезаурус (греч. сокровище) -- одноязычный (толковый или тематический0 словарь, стремящийся максимально охватить лексику данного языка. Тезаурусный уровень отражает картину мира, смыслов, духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями. Язык обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определённую культурную и историческую информацию. (Ю.Н. Караулов.)
Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.
В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами её употребления в текстах.
Также термин тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект.
Источник здесь
"...растите и увеличивайте ассоциации"
Восприятие -- непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явлениея внешнего мира.
Ассоциация -- связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация, по словам Ломоносова, "есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые". Физиолог И.П. Павлов полагал, что "каждая маленькая ассоциация -- это есть момент рождения мысли" и что "мышление становится шире и глубже, когда растут и увеличиваются ассоциации".
Как воспринимается текст?
Лингвисты выделяют три уровня восприятия, закреплённые в самом художественном тексте.
Первый уровень -- это внимание, при котором достигается сосредоточенное вовлечение читателя в художественное повествование, знакомство с внешними очертаниями реальности, запечатлённой в тексте. Как говорят психологи, этот уровень связан с временным или ситуационным интересом, возникающим в процессе чтения и угасающим с его завершением.
Уровень соучастия способствует созданию длительного заинтересованного отношения к тексту. Это уровень узнавания в тексте "своего", "близкого" путём сравнений и уподоблений; всякого рода ассоциации с собственным жизненным опытом.
Третий уровень связан с постижением авторского пафоса, приобщением к художественным тайнам бытия, обнаружением истины, выстраданной художником и запечатлённой в тексте.
16 мая 2011
НЕСТРАШНЫЙ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Поиграйте в весёлый ЕГЭ, ведь всем им в будущем предстоит серьёзное испытание настоящим тестированием. Убедитесь, что такое нестрашное занимательное тестирование будет для них страшно полезным.
w Какой словарь действительно существует?
А. Словарь трудностей русского языка. В. Словарь ошибок русского языка.
Б. Словарь несуразностей русского языка. Г. Словарь проблем русского языка.
w Какой вид словаря существует?
А. Скоростной. В. Частотный.
Б. Силовой. Г. Оптический.
(В нём приводятся числовые характеристики употребительности слов какого-либо языка.)
w С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?
А). К. В). О.
Б). П. Г). Р.
w Какая буква русского алфавита на письме может быть факультативной?
А). Ь. В). Ы.
Б). Й. Г). Ё.
(Е вместо Ё.)
w Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?
А. «Операция «Ы». В. «Задание «Ч».
Б. «Программа «Э». Г. «Шифровка «Ё».
Дальше здесь
w Какой словарь действительно существует?
А. Словарь трудностей русского языка. В. Словарь ошибок русского языка.
Б. Словарь несуразностей русского языка. Г. Словарь проблем русского языка.
w Какой вид словаря существует?
А. Скоростной. В. Частотный.
Б. Силовой. Г. Оптический.
(В нём приводятся числовые характеристики употребительности слов какого-либо языка.)
w С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?
А). К. В). О.
Б). П. Г). Р.
w Какая буква русского алфавита на письме может быть факультативной?
А). Ь. В). Ы.
Б). Й. Г). Ё.
(Е вместо Ё.)
w Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?
А. «Операция «Ы». В. «Задание «Ч».
Б. «Программа «Э». Г. «Шифровка «Ё».
Дальше здесь
Дождь не помешал велопробегу в Астрахани
Массовый велопробег стал главным событием состоявшейся 14 мая в Астрахани акции «Я живу». Она посвящена 66-летию Победы в Великой Отечественной войне. В числе полутора тысяч велосипедистов, стартовавших от улицы Боевой, был и губернатор Александр Жилкин.
Так как подобный велопробег проводился впервые, его предваряла большая агитационная кампания. К участию приглашались все желающие – от мала до велика. Организаторы - управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и министерство спорта и туризма Астраханской области рассылали письма на предприятия и в учебные заведения. В результате на старт вышло немало команд, одетых в единую форму. От перекрестка улиц Боевой и Богдана Хмельницкого их провожали многочисленные болельщики, укрывавшиеся под зонтами от дождя, а также духовой оркестр.
Непогода не испортила спортивного настроя, хотя и скорректировала маршрут гонки. Колонна велосипедистов доехала до стелы у аэропорта и повернула к центру города, финишировав на площади Ленина. По условиям пробега победители не определялись, ведь участники были самого разного возраста и использовали они велосипеды самого разного класса, но желающих получить первые аплодисменты горожан, собравшихся на площади Ленина, оказалось немало. К тому времени дождь закончился и завершившие пробел гонщики не хотели расходиться, общались, фотографировались, наслаждались атмосферой праздника.
Через час последние преодолевшие тринадцатикилометровый путь принимали поздравления. Акция продолжилась минутой молчания в память павших в Великой Отечественной. Затем состоялись награждение победителей фотоконкурса на спортивную тематику и концерт. Целью акции было привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, нравственно-патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения.
Источник здесь
Цветочный дождь. Ливень просто!
«Глициния» на Яндекс.Фотках
И вновь цветением глициний
Пронизан свет небесно-синий,
И снова Жизнь,
И снова Май........
Источник здесь
Семиотика и лингвистика
Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков, показать, что язык – самый совершенный и универсальный знак в истории человечества.
Читать дальше
Письмо по памяти на уроках русского языка
Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.
Далее тексты для записи по памяти.
Повторение в 6 классе
В дополнение к материалам урока.
На какие правила орфографии подобраны примеры? Используйте примеры в словосочетаниях.
Научно-фантастический, отчетно-перевыборный; бледно-зеленый, темно-карие, изжелта-красные, золотисто-желтый, серебристо-серый, длиннохвостый, светлоголовый, белобокий; древнерусский, железнодорожный.
Этимологическая страничка
Вы уже знаете что значит этимология. Существуют специальные этимологические словари, в которых подробно толкуются происхождение слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь и др. Фрагменты одного из них перед вами. Познакомьтесь с ними.
ЕДИНЫЙ. Заимств. из старославянского языка, где оно является местоименной формой общеславянского *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (ср. едва) и числительного inъ «один» (ср. иной). ЕДИНЫЙ буквально – «один-единственный».
ЗАБОР. Исконное. Производное от исчезнувшего «забороть» < *zaborti, суффиксального образования от borti > – «бороть». Ср.: забрало, бороться, брань. Исходное значение – «то, что защищает».
ЗАЛП. Заимствовано в начале XVIII в. из нем. яз., где Salve «залп» < лат. salve «здравствуй, будь здоров». См. салют.
САЛЮТ. Заимствовано в первой четверти XVIII в. из нем. яз., где Salut < латин. salus, salutis «здоровье». Ср.: будьте здоровы, за здравие, здравствуй.
ШКОЛА. Древнерусское, заимств. через польское посредство из лат. языка, в котором schola восходит к греческому schol–e «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебой», т.е. «школа».
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
Школьный этимологический словарь русского языка.
Трудности в выделении аффиксов. Повторение
Иногда трудно определить, какой суффикс участвовал в образовании слова – -ник или -ик. Например: лесник. Некоторые рассуждают так: лесник – это человек, который работает в лесу; значит, выделяем суффикс -ник. Но это будет не совсем верно: в лесу могут работать и тракторист, и врач, и учитель. (К примеру, если заготавливают дрова для отопления собственного жилья, – это ведь тоже работа!) Поэтому правильнее такое толкование: лесник – тот, кто служит в лесном хозяйстве. И тогда словообразовательным средством выступает суффикс -ик.
Проверьте: во всех ли словах словообразовательным аффиксом является суффикс -ник?
Школьник, ударник (= барабанщик), истопник, двойник, плотник (кажется, с этим словом мы уже встречались), конник, веник, подводник, чайник, воспитанник, шутник, пикник, сапожник, ремесленник, волшебник, полуночник, половник, подойник, отстойник, бумажник, безбожник, ветреник.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)