Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
23 мая 2011
Нерадивый да ленивый всегда позади
А что означает слово нерадивый? И как объяснить правописание этого слова?
НЕРАДИ'ВЫЙ, ая, ое; -ди́в, а, о (книжн.).
Ленивый, незаботливый, небрежно относящийся к обязанностям. Н. ученик. Н. работник. А кто полезен вам, к тому вы нерадивы. Крылов. Толковый словарь Ушакова.
НЕРАДИВЫЙ -- не радеющий, ленивый, не старательный, беспечный, не усердный, небрежный, вялый и беззаботный, нерачивый, нерачительный. Нерадивость до босоты доводит. Нерадивец м. -вица ж. нерадивый человек. Нерадеть о чем или к чему, не прилежать, не стараться, не заботиться, не усердствовать, небречь, пренебрегать, лениться, быть беспечным, невнимательным, равнодушным к делу. Нерадение ср. бездействие по знач. глаг. Нерадетельный человек, нерадивый; нерадетель м. -ница ж. нерадельник, -ница ж. нерадивец кому, либо по какому делу. Мы ему нерадетели, не хотим служить на него. У нас народ все нередельщина, ленивый и беспечный. Толковый словарь Даля.
НЕРАДИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив (разг.). Небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный. Н. работник. Нерадивое отношение к делу.
сущ. нерадивость, -и, ж. Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
Этимология.
НЕРАДИВЫЙ. Искон. Преф. производное от радивый «старательный, усердный», суф. образования от рад «старание, усердие, работа», в др. слав. яз. еще известного. См. радеть.
Этимологический словарь, 2004 г.
Россияне выбрали самого нелюбимого министра
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко оказался чиновником правительства, к деятельности которого россияне относятся критичнее всего. О своем неодобрении работы главы Минобрнауки заявили 37 процентов населения, сообщают "Ведомости" со ссылкой на опрос ВЦИОМа. Положительно о деятельности Фурсенко отозвались лишь 19 процентов.
Источник здесь
Источник здесь
Изменения в шкале пересчёта баллов в Томской области
Произошли изменения в шкале пересчёта первичного балла в оценку.
В 2011 году решением ТЭК Омской области проведена коррекция рекомендуемой ФИПИ шкалы пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (протокол № 1 от 18 апреля 2011 года).
СНИЖЕНО количество баллов, которые необходимо набрать для получения результата «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» как по русскому языку, так и по математике.
Оценка "2" ставится, если выпускник набрал от 0 до 15 баллов (было от 0 до 18).
Оценка "3" - от 16 до 28 баллов (было от 19 до 28).
Оценка "4" - от 29 до 36 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4).
Оценка "5" - от 37 до 41 балла (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4).
Это баллы за экзаменацмонную работу по русскому языку на ГИА.
Посмотреть здесь
Есть ли, будет ли подобный приказ в Астраханской области, я не знаю.
22 мая 2011
"ДАРЫ ВОЛХВОВ"
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, "пришла испытать его загадками". В ответ Соломон также одарил царицу, дав "всё, чего она желала и чего просила". После этого визита, согласно Библии, Соломон стал получать от царицы Савской дань в размере 666 талантов золота.
Сопоставляя скромных обитателей нью-йоркской квартирки с героями Древнего мира, автор даёт понять, что перед душевной красотой этих "маленьких людей" меркнет богатство и могущество царей.
"Да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, -- замечает рассказчик, -- что из всех дарителей эти двое были самыми мудрыми. Среди тех, кто дарит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Так было и будет. Они и есть волхвы".
Уильям Сидней Портер -- О. Генри
Завтра в 6 классе будем читать О. Генри. Герои О. Генри -- миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные... Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, дичился светских приёмов, не давал интервью. По нескольку часов в сутки без видимой цели бродил по Нью-Йорку, потом запирал дверь комнаты и писал.
Постепенно он уставал и снижал темп. Тем не менее из-под его пера вышло 273 новеллы -- более чем по 30 в год. Они обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри -- непрактичного, привыкшего к полубогемной жизни.
Последние недели жизни О. Генри провёл в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он часто болел, много пил, уже не мог работать. На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он ушёл в мир иной, в отличие от своих героев так и не получив чудесную помощь свыше.
Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри -- ежегодная литературная премия за лучший рассказ.
Приколы из школы
Ответы у доски.
– С какой целью браконьеры уничтожают животных?
– Для добывания пищи или из-за ценного меха. Например, слонов.
– Что означает словосочетание "Сизифов труд"?
– Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!
– Придумай предложение с числительным "три".
– Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
– Скажи, чем питаются ежи?
– Кактусами.
– Какими видами животноводства занимается сельское население Средней Азии?
– Они занимаются овцеводством, барановодством, верблюдоводством...
Источник здесь
– С какой целью браконьеры уничтожают животных?
– Для добывания пищи или из-за ценного меха. Например, слонов.
– Что означает словосочетание "Сизифов труд"?
– Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!
– Придумай предложение с числительным "три".
– Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
– Скажи, чем питаются ежи?
– Кактусами.
– Какими видами животноводства занимается сельское население Средней Азии?
– Они занимаются овцеводством, барановодством, верблюдоводством...
Источник здесь
21 мая 2011
О войне через поколения
7 и 14 мая в Центре русского языка в Нюрнберге состоялись открытые уроки русского языка, посвящённые 66-летию Великой Победы. Участниками уроков были ученики 1, 2, 3, 4 и 5 классов немецких школ.
Подготовленная специально для этого презентация дала детям, родившимся в другое время и в другой стране, редкую возможность поговорить о трагическом, с одной стороны, и героическом, с другой, прошлом. Ребята смогли понять смысл таких русских слов, как «город-герой», «тыл и фронт», «блокада и паёк», «ветеран войны», «цена победы».
Во время беседы дети задавали самые разные вопросы, было видно, что, несмотря на огромную дистанцию во времени и пространстве, тема войны и мира волнует и сегодняшнее подрастающее поколение.
В конце уроков каждый ребёнок объяснил, почему он хочет мира на земле. А прочитанное детям стихотворение Натальи Найдёновой «Пусть будет мир» объединило всё ими сказанное:
Пусть пулемёты не строчат,И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Мы помним и благодарим всех павших и живых героев войны!
Источник здесь
Конгресс МАПРЯЛ
В Шанхае завершил работу 12-й конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В течение четырёх дней более тысячи русистов из 48 стран мира обсуждали проблемы преподавания русского языка как иностранного, популяризации русской культуры и литературы в мире, сообщает ИТАР-ТАСС.
– В последние годы мы наблюдаем рост интереса к русскому языку, – отметила президент МАПРЯЛ, президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая.
По её словам, имевшие место после распада СССР процессы по снижению использования русского языка в международном общении постепенно поворачиваются вспять.
– По мере укрепления самостоятельности России, роста достижений в политической и экономической сфере, растёт уважение к стране и растут уважение и интерес к языку, – сказала Вербицкая.
Тема проходившего с 11 по 14 мая в Шанхайском университете иностранных языков конгресса МАПРЯЛ – «Русский язык и литература во времени и пространстве».
Читать дальше
КРАСОТА!
«РОМАШКИ для НАТАШКИ )))» на Яндекс.Фотках
...и прост цветок, но чувством добрым
в сияньи царственных полей
прекрасен он на сердца троне –
чудесен в простоте своей!
Самое трудное -- это эпитеты
...В стихах и прозе самое трудное -- это эпитеты, прилагательные. Существительное что! Подумаешь! Ну, дом, парус, пирог, дама, базар, закат, площадь... А вот эпитет -- это, прошу не спорить, самое главное. На эпитете всякое сочинение держится. Попробуйте напишите без эпитетов! Существительное -- это спящий. Прилагательное -- тот, кто его будит. Подойдёт, дёрнет за суффикс и скажет: "Вставай, беспомощное существительное! На работу пора!"
А.А. Грин
Прилагательные и существительные
Существительное -- это изображение. Глагол -- действие. По соотношению количества существительных с количеством глаголов можно судить о качестве прозы. В хорошей прозе изобразительное и повествовательное уравновешено. Боюсь, что я злоупотребляю существительными и прилагательными. Существительное, впрочем, включает в себя часто и эпитет. К слову "брильянт" на надо придавать слово "сверкающий". Оно уже заключено в самом существительном. Излишество изображений -- болезнь века... Почти всегда в хорошей современной прозе изобразительное превышает повествовательное.
В.П. Катаев
Как работать с книгой
При чтении текста нужно решить 4 задачи:
-- ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь;
-- продумать прочитанное, т. е. разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль;
-- сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект;
-- дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Вызвала ли новые мысли, настроения, желания.
Источник здесь
Не лишайте детство беспечности
Статья доктора психологических наук Владимира Кудрявцева.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Недавно в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой и вот уже стоит на руках и одновременно поет в микрофон.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.
– Нет, – ответила малышка.
А еще до передачи ей задавали такой вопрос:
– Кем бы ты хотела быть?
– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.
Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.
Им невдомек, что сами дети удовольствия от жизни получают, увы, все меньше. Без тех «журавлей», которые всегда в небе, – без неспешных сказок, спонтанного художественного творчества, своих игр, с точки зрения взрослых, «глупых» – нормальное детство не случается.
Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. Будем считать, что это и есть плата за по-настоящему не прожитое и не пережитое детство. Как психолог скажу: она несоразмерно велика.
Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, невротическая тревожность, эмоциональная расторможенность, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых.
О том, что таковы последствия ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, результат занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, – многие даже не подозревают, да и мало кто готов согласиться, что это вредно, ведь побуждения родителей самые благие. Нередко они, начитавшись пособий типа «Математика, не отрываясь от груди», берутся выполнять функцию «дошкольного репетитора».
К тому же и общество одобряет вундеркиндов! Но драгоценное время детства отпущено человеку совсем для другого.
Это время ловить своих «журавлей» в небе, заниматься «всем», играть беззаботно и радоваться беспричинно. Чего и хочется пожелать каждой девочке, каждому мальчику.
20 мая 2011
Вот такие бывают собаки!
«Вот такие бывают собаки....» на Яндекс.Фотках
Рассматриваешь подобные фотографии -- и удивляешься, и восторгаешься, и стараешься в подробностях всё разгдядеть. Так, случается, и отвлечёшься от суеты каждодневной и время найдёшь свою собаку обиходить: расчесать, когти подрезать, парикмахера к ней пригласить...
Безграмотность и её причины
Лев Владимирович Щерба |
В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Полностью статья известного русского лингвиста Л.В. Щербы здесь
Орфографический тренажер «ГРАМОТЕЙ: Класс»
Грамотей-Класс" - это система из нескольких взаимосвязанных программ: орфографического тренажера ученика и двух учительских программ - которые способны работать как автономно на множестве машин, так и в локальной сети. В настоящий момент поддерживается до 99 рабочих мест учеников, каждым из которых может пользоваться большое количество учеников.
Подробно здесь
Подробно здесь
Если леди покидает экипаж...
Фразеологизмы, по мысли известного русского языковеда Ф.И. Буслаева, своеобразные микромиры, они содержат в себе "и нравственный закон, и здравый смысл..." Эту мысль можно подтвердить множеством примеров. А вот любопытное задание.
Прочитайте английские пословицы и найдите аналог в русском языке. Сделайте выводы.
Почувствовать себя, как вошь у уха. Если леди покидает экипаж, скорость увеличивается. Муха в бальзаме. Не насвистывай, пока не выберешься из лесу. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах. Молчаливые собаки опасны. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет.
Но панталоны, фрак, жилет...
Панталоны -- заимств. в 18 в. из франц.яз, где pantalons из собст. имени героя итальянской комедии масок Панталоне, носившего широкие штаны. Хотя одежда претерпела значительные изменения, название осталось.
Жилет -- заимств. в 18 в. из франц. яз., где gillet -- суффиксальное производное от собственного имени известного шута Gill, начавшего носить такой род одежды.
По имени ярмарачного паяца -- владельца несуразной безрукавки -- и была названа жилетом вошедшая вскоре в моду мужская одежда без рукавов, которую надевали под сюртук, фрак или пиджак.
19 мая 2011
Шум дождя
И дети, и взрослые устали от уроков, от школы, контрольных диктантов и тестов. Хочется отдохнуть, отвлечься от надоевшей повседневности и... послушать музыку.
КРАСНЫЕ МАКИ
«Под Белой горой» на Яндекс.Фотках
Красные маки отвоевывают подножие травертинов Памуккале. Отдельные цветы забираются на сами белые склоны, пробивая известковую корку.
Виды рассуждений: к экзаменам
Существует несколько видов рассуждений.
Рассуждение-доказательство представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) -- вопрос -- ответ (тезис) -- доказательство тезиса -- выводы.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача -- раскрыть содержание тезиса.
Рассуждение -- размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)