Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
29 мая 2011
Летнее чтение для подростков
Что читать не по программе ЗДЕСЬ Полюбопытствуйте, пожалуйста, и попробуйте что-нибудь прочитать из этого списка. Уверяю вас, непременно увлечётесь. См. не с самого начала, а ЧАСТЬ 2.
Дерево. Библ, Ливан
Библ (греч. βύβλος, Библос) — библейский город Гебал (Губл), древний финикийский город, расположенный на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — нынешней столицы Ливана. В настоящее время на месте древнего Библа находится арабский город Джебейль. Являлся одним из крупнейших портов древности, через который, в частности, в Грецию экспортировался папирус ,также известный в Древней Греции под названием библос (греч. βύβλος), и обязанный городу Библ своим названием. В Библе были найдены надписи, составленные особым, предположительно слоговым «линейным письмом» (протобиблское письмо). Письмо содержит ок. 100 знаков. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нем отсутствовали словоразделы, что сильно затрудняло чтение. Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во 2 тыс. до н. э. До сих пор ни одна из предложенных дешифровок (М. Дюнан, Э. Дорм и др.) не признана большинством лингвистов; дешифровку затрудняет крайне небольшое количество надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира. Источник здесь |
Всё меньше людей, умеющих читать
...это только кажется, будто читать умеют все, кто знает кириллические буквы и умеет складывать их в слова. По моим наблюдениям, людей, способных воспринимать текст на уровне не только отдельных слов или словосочетаний, но и цельного высказывания, становится все меньше и меньше. Все меньше и меньше становится людей, умеющих воспринимать индивидуальную интонацию и порядок слов в предложении как содержательную категорию.
И это не только мое наблюдение. Как-то я провел вечер в обществе двух школьных учителей. Словесник жаловался, что большинству нынешних подростков совершенно невозможно объяснить, в чем прелесть, например, прозы Гоголя. Они, видите ли, воспринимают текст лишь с точки зрения конкретного сообщения - информации, внеположной художественным задачам. Им надо непременно знать "о чем". Если это сразу же не понятно, любой текст воспринимается как смертная тоска и вообще отстой.
Математик сказал, что да, с подобной проблемой сталкивается и он. "Как это? - удивились мы со словесником. - Математика же вроде как точная дисциплина. Какой уж там "порядок слов"?" "Не скажите, - ответил математик. - В последние годы я все чаще и чаще замечаю, что некоторые ученики, причем вовсе не тупые, с большим трудом понимают условие задачи. Им необычайно трудно воспринять смысл более чем одного предложения. Я давно заметил, что условие задачи гораздо легче понимают те, кто читает книжки. А с этим, как я понял, большие проблемы".
Я не учитель. Я автор. И я все чаще замечаю, что очень многие воспринимают любой текст лишь на уровне отдельных слов. Более того, многие всерьез убеждены, что бывают слова хорошие или плохие сами по себе. Мне приходилось слышать что-то вроде того, что бывают "пошлые слова". Под "пошлым" очень часто понимается "неприличное", хотя хорошо известно, что пошлым как раз чаще всего оказывается именно "приличное". Приходилось ли тебе, читатель, слышать нечто вроде того, что "это хороший анекдот, но пошлый"? Я уверен, что да, приходилось. И довольно часто. Хотя, если задуматься над этой расхожей формулой, нельзя не задаться законным вопросом: "Так хороший он или все-таки пошлый?" Что-нибудь одно.
Лев Рубинштейн.
Читать дальше
28 мая 2011
Получить "двойку" нереально
У нас в Астраханской области шкала пересчёта отметок на работу на ГИА осталась прежней: по русскому языку отметка "2" ставится за 0 -- 18 баллов. Позанимавшись, даже совсем себя не утруждая, нереально на экзамене получить "двойку". Набрать 19 баллов каждому человеку, который учил русский язык девять лет, вполне по силам. Этому во многом способствует система оценивания каждой части по критериям. Убедилась на собственном опыте, проверяя последние два дня экзаменационные работы.
Без правки и комментариев
Пунктуационные знаки конца предложения несут дополнительную информацию, которую нельзя высказать словами, ведь она касается всего высказывания в целом. Вопросительные знаки ставят, когда автор спрашивает у читателя ту или иную информацию. Во фторых точку автор ставит, когда повествует свою мысль.
Эти люди сделали в молодости ошибки, которые с ними теперь расправляются.
Эти люди сделали в молодости ошибки, которые с ними теперь расправляются.
Афтогравы, проффесия... Чежело!
Боюсь растерять перлы из проверенных сегодня экзаменационных работ. Вот они: Впервые в жизни он поставил афтограв. Я знаю знаменитого актёра Иннокентия Смохтуновского. Проффесия. Работа -- это процесс труда. Чежело.
Действительно, ТЯЖЕЛО. Очень тяжело читать такое нам, учителям. Публикуя это, я ничуть не ёрничаю и не допускаю даже малую толику иронии. Меня тревожит, просто распирает вопрос, почему при нынешнем уровне доступности самой разнообразной информации дети столь не развиты, имеют такой ограниченный кругозор. Почему такое возможно? Кто виноват и что делать? Кому -- учителям? Родителям? Самим детям...
27 мая 2011
Школьники пользуются запрещенными на ЕГЭ мобильниками
Рособрнадзор сообщает о первых выявленных нарушениях в ходе стартовавшего в пятницу Единого государственного экзамена: первые случаи использования мобильных телефонов и размещения контрольно-измерительных материалов (КИМ) в интернете зафиксированы во время сдачи ЕГЭ по биологии, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Экзамены прошли в штатном режиме, без технологических сбоев. Однако в ряде регионов были замечены случаи использования мобильных телефонов на госэкзамене. Так, в Челябинской области и Бурятии были удалены несколько участников, нарушивших запрет на их наличие в местах проведения ЕГЭ", - сообщает в пятницу пресс-служба ведомства.
Читать полностью здесь
Владимира Крупина наградил патриарх Кирилл
26 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла торжественная церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Голосование проходило тайно среди членов Палаты попечителей премии. В бюллетнях были имена семи номинантов:
- Вознесенская Юлия Николаевна (Берлин),- Ганичев Валерий Николаевич (Москва),
- Крупин Владимир Николаевич (Москва),
- Малягин Владимир Юрьевич (Москва),
- Разумовская Людмила Николаевна (Санкт-Петербург),
- Сегень Александр Юрьевич (Москва),
- протоиерей Владимир Чугунов (Нижний Новгород).
Пока шло голосование, на экране показывали видеоролики о номинанатах. После подсчета голосов патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что первым лауреатом стал наш земляк, который сейчас живет в Москве, Владимир Крупин. Писателю вручили диплом, нагрудный знак и памятные подарки.
Без внимания не оставили и остальных номинантов - каждый получил подарок, грамоту и букет цветов. А после был праздничный концерт.
Источник здесь
Познавательные тесты
В этом разделе вы найдете интересные тесты, которые не только развлекут вас, но и, возможно, позволят узнать что-то новое. Все тесты познавательны и бесплатны, как и другие материалы нашего журнала. Если вы сами составляете тесты и хотите предложить их для данного раздела, свяжитесь с нами.
... берёзовый мосток
«Оковцы» на Яндекс.Фотках
Южнее Селижарово есть деревня Оковцы, а рядом течёт маленькая речушка Пыршня, которая впадает в Песочню, а затем в Волгу. Выше уровня речки метра на два на три бьёт ключ, макание в котором считается целебным.
Получены учебники и рабочие тетради
Из издательства "Русское слово" получены учебники русского языка под ред. М.В. Панова и рабочие тетради по литературе к учебнику Г.С. Меркина для 7 б класса. Как водится, со скидкой: учебник русского языка стоит 170 рублей, две рабочих тетради по литературе -- 110 рублей. Выдавать буду их после 6 июня, когда освобожусь от экзаменов и соберём деньги.
Эксперты: в России избыток плохих учителей
В современной России очень хорошие молодые учителя, однако засилье старых кадров делает их невостребованными. Об этом явлении говорили в пятницу участники круглого стола на тему: «Новая российская школа: свобода или тирания?», состоявшегося в московском пресс-центре «Росбалта».
Как рассказала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, качество молодых выпускников российских педагогических вузов на удивление высоко. Об этом свидетельствуют результаты крупномасштабного международного исследования, проведенного в 2009 году под руководством заместителя директора Федерального института педагогических измерений Галины Ковалевой. Исследование охватило многие десятки стран мира и касалось профессионализма и компетенции молодых учителей математики. По этому критерию, выпускники 88 российских педагогических вузов и факультетов оказались на втором месте в мире, уступив лишь коллегам с Тайваня.
А кто же плохой? Читать дальше
Раскастчится
Хотите верьте, хотите не верьте, но слово, вынесенное в заголовок, я встретила сегодня в ответе на один из вопросов теста ГИА по русскому языку. Так ученик или ученица написал(а) слово рассказчица. Ответ правильный, но он не засчитан, так как допущены орфографические ошибки.
Сегодня у нас в городе началась проверка экзаменационных работ. Я проверила работы учеников какой-то одной школы. Результаты разные, но все работы могут быть оценены положительно в соответствии с критериями оценки, рекомендованными минобром.
Пожалуюсь: проверять трудно. Требуется максимум внимания и на эксперте лежит очень большая ответственность. И ещё об одном. Оценивание осуществляется по критериям для каждой части экзаменационной работы. Так вот по критериям получается высокий балл, а на взгляд учителя, проверившего за свою жизнь массу подобных работ, -- сочинение-то никакое, ни мысли в нём, ни чувства, ни слова порой человеческого нет. Что ж посмотрим, что будет дальше. Завтра с восьми утра снова заступаем на ударную вахту.
26 мая 2011
Да сиди спокойно! Я только поглажу...
Да сиди спокойно, я только поглажу...» на Яндекс.Фотках
О чём может "рассказать" слово?
Слово -- корень тот же, что в "слава", "слыть", "слух". Лат. clueo -- "зовусь", греч. cleos -- "слава".
Слово -- двусторонняя значимая единица языка. Формой слова является одновременно его звуковое выражение и грамматическая структура, содержанием -- лексическое значение. Кроме того, у слова есть смысл, т.е. то внутреннее значение, которое имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. За словом стоят не только мысль, но и цель, мотив высказывания, эмоция. Через слово и посредством слова человек обретает связь с миром, со Вселенной, с самим собой. Средой для слова выступает весь арсенал культурных знаний. Таким образом, слово выступает и как носитель значения, и как часть национальной и мировой культуры, инструмент познания мира, аккумулирующий в себе своеобразную "историческую память". Поэтому, "рисуя портрет" слова, вы окунаетесь в его глубины, осознаёте красоту слова, его полифункциональность, творческую и духовную энергию. Попробуйте раскрыть для себя новые моменты в слове, так как в слове "бьётся ритмический пульс" жизни.
П. Флоренский.
(Павел Александрович Флоренский (1882-1937) -
русский религиозный философ и ученый).
ГИА: начало сделано
Сегодня 9-классники сдавали экзамен по русскому языку. В нашей школе прошло всё спокойно, хотя учителя очень волновались из-за озвучивания текста для сжатого изложения при помощи аудидиска. -- Немного фонило, -- отозвался один из ребят, -- это отвлекало от содержания текста. Другой сказал, что чуть не уснул: так чтение диктора его успокоило. В общем, текст был известный, он из популярного пособия по подготовке к ГИА по русскому языку. Задачи с выбором ответа -- те знакомы до боли, их решали-решали, они аж надоели. Что ж дождёмся результатов. А пока удачи всем на других экзаменах!
25 мая 2011
ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО
Волшебное озеро» на Яндекс.Фотках
"Большая книга" за 2010 год
Экспертный совет объявил короткий список претендентов на литературную премию «Большая книга» за 2010 год: в списке не нашлось места нон-фикшну, зато за приз соревнуются Дмитрий Быков, Владимир Сорокин и сценарист Юрий Арабов.
этот раз на победу претендуют ровно десять книг: «Орлеан» Юрия Арабова, «Синяя кровь» Юрия Буйды, «Осторомов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова, «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова, «Хоровод воды» Сергея Кузнецова, «Легкая голова» Ольги Славниковой, «Большая книга перемен» Алексея Слаповского, «Игра в ящик» Сергея Солоуха, «Метель» Владимира Сорокина и «Письмовник» Михаила Шишкина.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2011/05/25/a_3628945.shtml
Нет мобильникам на экзамене
В этом году при проведении ЕГЭ применяются три новых законодательных нормы. Отныне участникам ЕГЭ запрещается иметь при себе мобильный телефон, присутствие общественных наблюдателей на ЕГЭ становится обязательным и, кроме того, контрольно-измерительные материалы (КИМы) получили статус документа с информацией ограниченного доступа.
"В этом году в соответствии с законом нельзя иметь при себе мобильный телефон или другие средства электронно-вычислительной техники, которые могут быть использованы как источник информации. Раньше эта норма формулировалась как "нельзя пользоваться", сейчас мы ее формулируем как "нельзя иметь при себе во время проведения экзамена", - уточнила глава Рособрнадзора. По ее словам, способы борьбы с мобильниками на экзаменах будут применяться самые разные, по усмотрению местных властей. В одних пунктах сдачи экзамена поставят рамки металлодетекторов, в других будут глушить сотовую связь, в третьих повесят плакаты, информирующие выпускников об ответственности за нарушение правил сдачи экзамена.
Если же нарушитель все же посмеет воспользоваться запрещенным мобильником, его ждет удаление с экзамена, и он, в лучшем случае, сможет придти на пересдачу в один из резервных дней.
Источник здесь
Последний звонок
24 мая 2011
О происхождении тюля, кашемира, джерси
Свои названия ткани, как правило, получили от географических мест, где их вырабатывают. Например, тюль -- лёгкая сетчатая ткань -- впервые выработана в местечке Тюлль в юго-западной Франции; по иракскому городу Мосуду названа ткань муслин; Кашемир -- горный край в западной части Гималаев -- дал своё имя мягкой шерстяной материи кашемир; материал джерси (или джерсе) и изделия из него названы по английскому острову в проливе Ламанш; имя создателя -- фламандского мастера 13 века Батиста де Шамбре -- носит ткань батист.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)