27 сентября 2011

Лес, точно терем расписной

Лес, точно терем расписной...
«Лес, точно терем расписной...» на Яндекс.Фотках

О русском классицизме. Что должны знать 9-классники

Первым направлением в искусстве и литературе, с которым произошло ваше знакомство ещё в 7 классе, был классицизм.. Он утверждал приоритет разума и гражданских добродетелей и требовал от человека отказа от всех личных стремлений во имя высших государственных интересов. Идеи классицизма основывались на призыве к борьбе за национальное государство, культуру и просвещение.. Классицисты были убеждены в необходимости  "просвещенного абсолютизма" -- государственного устройства, при  котором преобразования совершаются на благо общества под властью монарха.
Основными признаками русского классицизма были:
-- закрепление строго определённой системы норм и правил, которыми был обязан руководствоваться в своей практике деятель искусства. В драматургии, например, должна была соблюдаться идея трёх единств: места, времени и действия. В целом же эта идея упорядоченности нашла отражение в теории М В. Ломоносова "трёх штилей";
-- резкое деление персонажей на "положительных" и "отрицательных";
-- утверждение патриотического служения Отечеству, вера в богатые возможности национального языка;
-- использование национального фольклора;
-- обращение к сюжетам не из античности, а из национальной истории  и даже современности.

Вот я какой!

Вот я какой!
«Вот я какой!» на Яндекс.Фотках

Коварство, кузнецы и козни

Коварство -- это "злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством". Никто из на не хотел бы иметь в числе друзей такого, кто обладает подобным качеством, -- коварного человека.
Но давайте присмотримся не к понятию -- к слову. Как оно образовалось? Если мы сопоставим два слова: коварство и коварный, выделим в них суффиксы, то увидим общую часть: ковар-.. В некоторых славянских языках, родственных русскому, ковар означает "кузнец". Слово образовано от ковать, кую с помощью суффикса -ар (-арь) (сравните в русском: ключарь, букварь, звонарь). Следовательно, корень -ков-.
Но ведь ковать -- значит ударами молота придавать какую-то форму куску металла! Это значение, на первый взгляд, совершенно не соотносится со  старинным смыслом существительного ковъ -- "интрига, дурное намерение, обман" (замышлять ковы).
Всё встанет на свои места, если мы вспомним, как в древности относились к кузнецам. Люди считали, что кузнецы связаны с потусторонними силами, что они занимаются колдовством и могут навредить человеку, навести на него порчу. Слишком уж необычайным казалось людям превращение руды в железное орудие. Об этом восприятии говорят старинные выражения ковать зло, ковать крамолу.
С исторической точки зрения однокоренными слову коварный будут не только глаголы ковать, кую, но и существительное кознь (строить козни),  в котором мы выделим суффикс -знь (жизнь).

26 сентября 2011

Правило-алгоритм. Интерактивная таблица

Интерактивная таблица "Запятая перед союзами И, ДА ( в значении И), ИЛИ по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a941-0a01-00ee-00f9-b48e0177ede6/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_017A%5D.swf

Интерактивные тексты "Простое и сложное предложения"

По  этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8fb-0a01-00ee-01fe-7574f63601a0/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011A%5D.swf и по этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/79d2a8ff-0a01-00ee-013d-31119267da3e/%5BRUS89_03_162%5D_%5BIM_011%5D.swf размещены интерактивные тексты по теме "Простое и сложное предложение".

Сферы деятельности и научные труды М.В. Ломоносова

Химия. Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения.
Физика атмосферных явлений. Работа "Теория  электричества, разработанная математическим путём" (1756).
Астрономия. Труд "Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии  Наук майя 26 дня 1761 года".
Минералогия. "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763) -- руководство для специалистов горнорудной промышленности.
Оптическое производство, производство цветных стёкол.  Мозаичные портреты, мозаичная картина "Полтавская  баталия".
История. "Древняя российская история" (1754 -- 1758).
Экономика и политика. "О сохранении и размножении российского народа".
Грамматика. "Российская грамматика" (1755). Статья "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757).
Риторика. "Краткое руководство к красноречию". (1744). 
Подробно здесь

Николо БУАЛО и его "Поэтическое искусство"


БУАЛО — (Boileau) Никола (1636 1711), французский поэт, теоретик классицизма, законодатель французского парнаса . Был королевским историографом. Трактат Поэтическое искусство (1674; в форме поэмы) иерархический свод правил и предписаний поэтики...

25 сентября 2011

Дмитрий Шостакович. Песня о встречном

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (19061975) — советский композиторпианистдирижёрпедагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Сегодня у Дмитрия Дмитриевича день рождения

"Газпром Добыча Астрахань" -- 30 лет

Картинка 157 из 305

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Источник здесь

Досто-. Что это такое?

Достоверный, достославный, достопамятный, досточтимый, достохвальный. Большинство из этих прилагательных в современном русском языке звучат как высокие, но несколько устаревшие. Мы без труда сможем выделить в них корни, но останется первая часть досто-, которая не выглядит как корень. Что же это за "деталь"?
В словаре В.И. Даля говорится, что досто- -- это часть слова, сходная с приставкой, ставится она перед существительными или прилагательными для усиления их достоинства и значения. Достославный -- очень славный, досточтимый -- всеми чтимый.

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

Под осенним дождём

под осенним дождем
«под осенним дождем» на Яндекс.Фотках

О Елизавете Петровне, парусе и дожде...

Вспомнила своего преподавателя по  русской литературе 19 века Елизавету Петровну Николаеву. Небольшого роста, дородная, но не полная, всегда безупречно одетая, непременно с каким-то элементом старины русской в дворянском этаком стиле, она  по имени-отчеству заставляла нас вспомнить Елисавету Петровну, незабвенную, прославленную Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а по стати, походке, манере передать нам своё неограниченное знание русской литературы и любовь к ней, конечно же, Екатерину Великую.  Царственный вид, кафедра вроде трона... и желание образовать нас незнающих. Так вот вспомнила об Елизавете Петровне, как  она, выслушав мой пространный ответ о Лермонтове на экзамене, попросила  прочитать что-нибудь наизусть.-- А что Вы хотите? -- выпалила я. (Самоуверенная была, однако.) -- "Парус", например, -- был ответ. "Белеет парус..."  прозвучало очень театрально, выразительно и с чувством. Я получила свою "пятёрку". А сейчас, готовя презентацию о живописном наследии поэта, я слушаю  романс  в исполнении И. Козловского и не могу наслушаться. Бывают же на свете голоса! И учителя... А ещё Елизавета Петровна Николаева любила гулять под дождём.  -- Под ногами бы не хлюпало, -- говаривала  она, --  тогда полное удовольствие... У нас сегодня идёт дождик.

24 сентября 2011

КАК В ЗЕРКАЛЕ


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Всероссийский конкурс "Интеллект-экспресс"


По этой ссылке КОНКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ОСЕНЬ, 2011-2012 учебного года.
ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА для учащихся 3-4 классов и
ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК для учащихся 6, 7 и 8 классов.
Здесь размещены задания конкурсов, таблицы  для ответов, ус ловия участия в конкурсе. Чем больше участников в руппе, тем дешевле  оплата участия в конкурсе. Посмотрите задания. Они вам по силам. И, возможно, вы станете призёрами этого престижного всероссийского конкурса. Удачи!

Премию Перельмана отдадут молодым математикам во Франции и США

Специальную должность для молодых математиков учредили институт Анри Пуанкаре в Париже и американский математический институт Клэя. Зарплата будет оплачиваться из Премии тысячелетия. Именно от нее год назад отказался петербургский ученый Григорий Перельман.
Как сообщает «Росбалт», назначенные на должность ученые будут занимать ее от полугода  до года. Вакансия будет финансироваться в течение пяти лет из призового фонда. Видимо, пока не кончатся деньги, предназначавшиеся Перельману, а это, как сообщалось ранее, $1 млн.
Напомним, что на днях математик-отшельник Григорий Перельман был выдвинут в академики Российской академии наук на заседании ученого совета Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН. Сам ученый в этом не участвовал.
Источник здесь 

23 сентября 2011

Собор святой Софии в Киеве. Виртуальное путешествие

Собор Святой Софии (София Киевская)
«Собор Святой Софии (София Киевская)» на Яндекс.Фотках
Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества.
Собор был заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма.
Читать дальше

УЧИТЕЛЬ -- НАСТАВНИК, А НЕ ПРИСЛУГА

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг. «Мы должны реанимировать то правильное отношение к образованию, которое существовало в России, в том числе и до революции», - сказал патриарх в Воронежском государственном университете на церемонии присуждения ему степени почетного доктора. Это отношение он описал так: «Преподаватель - не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни». Предстоятель Русской Церкви отметил, что образование, как и оборона, могут быть «только общенациональным делом», отметив кстати, что не может процветать экономически страна с безграмотным населением.
По мнению патриарха, уровень трудовой дисциплины, трудовой культуры, знаний сегодня в России "находится не на той высоте, на которой все это должно находиться", и в совокупности с отсутствием нравственной ответственности "мы имеем перед собой проблему человеческого фактора - и на воде, и в воздухе, и на земле, где совершаются техногенные катастрофы". 
Источник здесь

ИНТЕРНЕТ - ВИКТОРИНА "Я ЗНАЮ О ЛОМОНОСОВЕ"

Интернет-викторина «Я знаю о Ломоносове» проходит на нашем сайте в 2011 году празднования 
300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Приглашаем всех желающих принять участие в Викторине, попробовать свои силы в ответах на интересные вопросы и, став победителем, выиграть призы!
Призовой фонд Викторины:
          1 место: iPad;
           2 место: нетбук;
           3 место: устройство для чтения электронных книг;
           4-300 места: по 300 рублей на мобильный телефон, указанный при регистрации. 

Выставка картин, посвящённых М.В. Ломоносову


К 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова

Снова с нами – очередная осень - время подведения итогов, когда можно считать цыплят.
Но нынче – в 2011 году – с нами особая осень - Ломоносовская юбилейная осень, когда исполняется 300 лет со дня рождения одной из самых удивительных фигур в отечественной истории – Михаила Васильевича Ломоносова.
Историки до сих пор спорят, когда именно в осеннюю пору 1711 года родился на острове в дельте Северной Двины в нескольких десятках километров от её впадения в Белое море – на Курострове - будущий первый русский академик. 
По одной версии, это мог быть интервал между 1 и 4 сентября (по старому стилю). Более затверждённой считается дата – 8 ноября 1711 года - по старому стилю или 19 ноября 1711 г. – по новому. 
Именно 19 ноября 2011 года мы отмечаем 300-летний юбилей со дня рождения самого известного помора всех времён и поколений по имени Михайло, родившегося в семье черносошного крестьянина, морехода и добытчика рыбы Ломоносова Василия Дорофеевича и его жены, дочери дьякона Елены Ивановны (в девичестве – Сивковой).
Читать дальше

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий — по смешанному: третий-,треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:
И. п. две тысячи второй год
Р. п. две тысячи второго года
Д. п. две тысячи второму году
В. п. две тысячи второй год
Т. п. две тысячи вторым годом
П. п. (одве тысячи втором годе.
Источник здесь