Некоторые произведения: рассказы «Конь с розовой гривой», «Жизнь прожить», «Ясным ли днём», повести «Перевал», «Кража», «Царь-рыба», «Васюткино озеро», «Последний поклон», романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты», пьеса «Прости меня».1
Награды: Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2003 — посмертно), двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975), кавалер ордена Ленина (1989).
О своём, о школьном и не только.
Буквально на этой неделе читали в восьмом классе рассказ Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". И что же? Мне пришлось переводить с русского на русский, объясняя значения непонятных, устаревших слов и рассказывая о вышедших из употребления предметах и жизненных реалиях. Особого отклика в душах моих юных подопечных это не вызвало. И даже школа тогдашняя, где был "один букварь на весь первый класс и один красный карандаш...Счёту учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины". Современные дети при самостоятельном чтении даже на обратили внимание на эти описания в рассказе. Только после моих наводящих вопросов кое у кого появилось чувство удивления и неожиданного открытия: а что так было, такое возможно.
Нет, наши дети отнюдь не бесчувственнын индивиды, они просто не представляют себе другую жизнь, кроме жизни в достатке, когда всё есть: ешь, что хочешь; выбрасывай сломавшийся карандаш, только вчера купленный; вставляй буквы в упражнение в школьном учебнике или задачу прямо там решай -- ещё приобретут родители и школа.
А ведь современное потребительское отношение к жизни, основанное на постоянном приобретении и потреблении, может иметь разрушительные последствия. Оно ведет к поверхностности в отношениях, обесцениванию опыта и культурных ценностей, а также к экологическим проблемам из-за перепроизводства и утилизации. Стремление к материальным благам может привести к психологическому дискомфорту, неудовлетворенности и социальной разобщенности.
И ещё об одном. О памяти, о связи поколений.
Рассказ "Фотография, на которой меня нет" заканчивается фразой "Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история". Автор подчеркивает важность памяти о простых людях и их жизни. Это напоминание о том, что история — это не только великие события, но и повседневные моменты, которые составляют суть человеческого существования. Астафьев показывает, что каждая жизнь, каждое лицо и каждый момент имеют значение, и именно они формируют наше общее наследие.
Мы живём в преддверии великого праздника -- 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией. В школе делается очень многое, чтобы донести до детей всё, что связано с этой датой. Нас радуют окна "Радость Победы", украшенные победными символами (вспомнилось, как украшала свои окна в зиму бабушка Витьки); ребята выучили много стихов и читают их, снимая видео; каждую неделю проводятся школьные линейки, посвящённые памятным событиям военных лет и современности, на них звучат военные песни в исполнении детей. О своих прадедах и прабабушках они рассказывают на классных часах и линейках. Атмосферой приближения великой даты пронизано всё пространство школы. Старые фотографии родных фронтовиков стоят в классных уголках Победы. И горят свечи в их память.
Вот такие мысли навеяла на меня дата рождения Виктора Петровича Астафьева -- писателя-фронтовика, своими произведиями призывающего читателей хранить память об ушелших поколениях, знать о трудностях и испытаниях, которые переживали простые люди прошлого времени.
О фронтовых произведениях В.П. Астафьева я постараюсь тоже написать в своём блоге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий