Сегодня у нас, учителей русского языка и литературы, и ещё учителей математики начался очный этап федеральных курсов по использованию ЭОР в образовательном процессе. О курсах (если придётся, разговор особый) -- сейчас о другом. Вхожу я в свой блог с компьютера в РЦДО... и открывается всё наполовину, картинка ужасная, всё с искажением. Одним словом, блог не узнаю. Не всеми браузерами поддерживается платформа Blogger, поэтому очень значительно изменяется интерфейс блога. Если у вас так -- приношу свои извинения. Попробуйте использовать Google Chrome. Кстати, по оценкам многих, достаточно быстрый и функциональный браузер.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
24 октября 2011
«Фото как хокку»: новый проект Бориса Акунина
«Фото как хокку» – новая книга, только что вышедшая в
издательстве «Захаров», и, более того, целый новый проект Бориса Акунина. Идея
родилась в блоге писателя, воплотилась там в виртуальном варианте, но
постепенно стала перерастать в нечто большее.
«Мы привыкли к тому, что тексты с бумажных носителей
переписывают на электронные, но уникальность этого проекта в том, что, пожалуй,
впервые в отечественном книгоиздании истории из блогосферы перешли в книгу, а
не наоборот. Это воспоминания обычных людей, наших с вами современников, о
родных и близких, воспоминания и фотографии из старых альбомов, – отметили в
издательстве. А почему именно «как хокку»? Фотографий каждого героя три (и
тогда перед нами возникает своеобразное хокку) или пять (и тогда это уже танка),
поясняет автор проекта.
«Давно я не читал ничего более интересного и значительного, –
прокомментировал книгу Борис Акунин в предисловии. – Интересного – потому что
все это было не художественным вымыслом, а правдой. Значительного – потому что
из коротких, по большей части очень простых рассказов о судьбах обычных людей
постепенно складывалась полифоническая и весьма непростая документальная
повесть о судьбе целой страны и целого века, да какой страны и какого века!».
Академ -- академия
Тесей, сын афинского царя Эгея, похитил прекрасную Елену, дочь Зевса и смертной женщины. Братья Елены, Кастор и Полидевк (их называют Диоскурами), отправились на поиски сестры. Но никто не знал, где Тесей спрятал Елену.
Тогда Диоскурам встретился афинский герой Академ. Он-то и открыл братьям, где укрыта их сестра. Диоскуры освободили девушку. Это была та самая Елена, из-за которой потом началась Троянская война.
Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.
Прошли столетия, и в 4 веке до нашей эры роща стала местом, куда стремились самые лучшие юноши, чтобы получить образование, потому что именно в этой роще перед учениками развивал свои взгляды Платон. Школа Платона получила название Академия.
Вслед за школой Платона академиями начали называть собрания выдающихся учёных. Спустя два тысячелетия имя мифического героя продолжает звучать в названиях высших научных и художественных учреждениях по всему миру. Лучшие научные силы России собраны в Академии наук, лучшие деятели искусств -- в Академии художеств.
Академ знал, где скрыта красота. Знают ли современные академики тайну красоты и гармонии? Смогут ли открыть её миру?
23 октября 2011
Старинный вальс "Осенний сон"
Какой корень в словах обуть/разуть/обуваться?
Обуваться
обуваться
Комментарий:
Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть.
Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать.
Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться.
Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать.
Источник здесь
Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать.
Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться.
Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать.
Источник здесь
Как правильно разбирать слова по составу
Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен, т.к. ведёт к ошибкам. Узнай порядок разбора.
Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись сначала к рубрике Русская грамматика. Раздел 4. Морфемика.
Порядок разбора
- Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
- Выделить основу.
- Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
- Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
- Определить и выделить корень слова. Источник здесь
Связанные корни
Суффиксы и приставки отличаются от корней тем, что они не имеют в языке самостоятельного употребления. Они всегда находятся при корне слова, как бы «привязанные» к нему. Корни же слова употребляются и в соединении с суффиксами и приставками (стол-ик, при-вкус, бес-сон-ниц-а), и самостоятельно (стол, вкус, сон). Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже живут в языке только в соединении с суффиксами и приставками, т.е. в связанном виде.
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?». (Е.А. Земская)
Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, постигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелище, обозревать, обозреватель. Когда-то в прошлом корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении «смотреть» употреблял Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX века Козьмы Пруткова встречается выражение «Зри в корень». Это выражение архаично, но широко известно, сейчас оно употребляется в телерекламе. Оно понятно современному человеку (= смотри в корень). Мы, однако, так не говорим. Нельзя сказать: «Зри в окно! Кто там идет?». (Е.А. Земская)
О коммуникативных качествах и профессионализме
Для того чтобы стать комментатором, нужно обладать многими качествами. Важно владение литературным языком, умение давать своевременные комментарии, быть коммуникабельным человеком и, конечно, обладать большой эрудицией, быть в курсе всего происходящего. Кроме того, найти подход к собеседнику, задать интересный вопрос, обсудить что-то -- просто необходимо. Это называется коммуникативными качествами. Комментатор должен быть готов к любой ситуации. Например, обычно он ведёт спортивные программы, но вдруг экстремальная ситуация -- его просят прокомментировать репортаж о спуске в подземные коммуникации Москвы. Профессионал и это сумеет сделать.
22 октября 2011
Ференц Лист. "Шум леса"
"Да как посмели!" (Давно не было котов)
«Да как посмели!» на Яндекс.Фотках
Кота зовут Тимофей, уже в почтенном возрасте, по происхождению четвертьперс остальное- русская бойцовская порода, производит магическое воздействие на соседских кошек.
Карточка для соседа по парте
Приготовить карточку со словарными словами или примерами на какое-либо правило -- такое задание на дом мои ученики-семиклассники получают не редко. С огромным удовольствием они меняются карточками друг с другом. Не замечала, чтобы подсказывал сосед соседу по парте. Вставляют пропущенные буквы с особым тщанием. Примеры тоже стараются подобрать не из учебника, а из словарей, из художественных произведений, сами составляют словосочетания или придумывают словоформы, которых порой и нет в русском языке. Мне думается, так можно поднять интерес ребят к работе со словарными словами, а также, не тратя много времени, закрепить изученное. Сегодня на уроке вставляли, к примеру, суффиксы -ива-(-ыва-), -ова-(-ева-).
«Шифровка». Из заданий конкурса "Любимый русский язык"
Если в каждом слове заменить последнюю букву другой, чтобы получилось новое слово (имя существительное в начальной форме), то по вновь вписанным буквам можно прочитать слова В.Г. Белинского.
БРАТ ПОЛ ЭТАП ТРОС СОЛЬ
СЛОГ К ОБО ТЕМП КРОТ
ОЧК БАРД Д МАРТ ЛАВА
О ОБЕД СКАТ МОР А
СТОЛ ЛОС КРАБ С ГРОТ
РОСТ К ПЕНС ВРАЧ ГОРА
КЛИ Ч ПЕР О
БРАТ ПОЛ ЭТАП ТРОС СОЛЬ
СЛОГ К ОБО ТЕМП КРОТ
ОЧК БАРД Д МАРТ ЛАВА
О ОБЕД СКАТ МОР А
СТОЛ ЛОС КРАБ С ГРОТ
РОСТ К ПЕНС ВРАЧ ГОРА
КЛИ Ч ПЕР О
О букве Ё
Впервые
применять на письме букву ё предложила княгиня Дашкова
на заседании Академии наук в 1783 году. Видимо, перед этим она
разглядывала этикетку на бутылке Moët & Chandon.
В названии
этого шампанского точки над E стоят для того, чтобы у читателя не было
соблазна прочитать OE одним звуком Œ (получится «мё» вместо правильного
«моэ»).
Читать полностью здесь
Читать полностью здесь
Поезжай быстрее: мы опаздываем. Или: Ехай быстрее: мы опаздываем?
Правильно ли мы говорим? По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/66 интерактивный тест, какая из предложенных в заголовке фраз является литературной нормой. Полюбопытствуйте, решите тест и затвердите правильную форму. Удачи!
"Скоро Хэллоуин !"
«Скоро Хэллоуин !» на Яндекс.Фотках
Америка , штат Флорида . Ярмарка-продажа предпраздничная во дворе церкви в г.Нейплз . Есть тыквы очень большие , просто великаны . У столика . где сидят продавцы , приготовлены тележки .Такую тыковку кладут на тележку , расплачиваются и везут к машине .
21 октября 2011
Родному городу посвящается
В составе жюри городского конкурса творческих работ учащихся ко Дню города проверяла сегодня сочинения астраханских школьников. Мне достались работы восьмиклассников (эссе, очерки -- так определены жанры авторами). Работы не особенно впечатлили. Поставила одному мальчику из интерната 38 баллов (из 54): он, по-моему, неплохо представил историю своего микрорайона, расположенного на острове с необычным для города названием Заячий, который омывают большая Волга и маленькая Воложка. Что было и что есть теперь в этом месте и как тут жили и живут люди. Работ на конкурс представлено много. Ещё на английском языке, а также фотографии и рисунки уголков родного города. Рядом художник и фотограф оценивали эти работы.
20 октября 2011
Вновь о блогах и... деньгах
Сегодня снова "делилась опытом" о том, как создать и вести образовательный блог. В этот раз с работниками дошкольных образовательных учреждений. Подумала: людям нужен толчок, чтобы они начали какое-то совершенно незнакомое до этой поры дело. Не научились мы в массе своей жить интересно и разнообразить серые будни и суету их чем-то необычным, нестандартным.
И ещё об одном. Когда, подводя итог, сказала, что ведение блога может прибавить баллов в учётной ведомости по начислению стимулирующих выплат, в зале засмеялись. Зарплата наша действительно, несмотря на все заявления о её повышении, смех сквозь слёзы. Но это уже другая история.
19 октября 2011
Вопрос к коллегам-блогерам
Почему, если вставляю в окно скопированный текст, получается большой пробел между названием и сообщением? Как это исправить? Посоветуйте, пожалуйста. С уважением, Валентина Саблина.
Юрий Буйда: "Дюжина лучших романов XX века"
Аугусто Роа Бастос, «Я, Верховный»
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
Франц Кафка, «Процесс»
Джозеф Конрад, «Лорд Джим»
Фланнери О'Коннор, «Мудрая кровь»
Джузеппе Томази ди Лампедуза, «Леопард»
Юкио Мисима, «Золотой храм»
Итало Свево, «Самопознание Дзено»
Луи-Фердинанд Селин, «Контракт со смертью»
Ганс Фаллада, «Железный Густав»
Уильям Фолкнер, «Медведь»
Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
Ну еще можно добавить штучку, чтоб получилась чертова дюжина: «Волшебная гора», «Улисс», «Жизнь Клима Самгина», «Мост на Дрине», что-то еще...
Источник здесь
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
Франц Кафка, «Процесс»
Джозеф Конрад, «Лорд Джим»
Фланнери О'Коннор, «Мудрая кровь»
Джузеппе Томази ди Лампедуза, «Леопард»
Юкио Мисима, «Золотой храм»
Итало Свево, «Самопознание Дзено»
Луи-Фердинанд Селин, «Контракт со смертью»
Ганс Фаллада, «Железный Густав»
Уильям Фолкнер, «Медведь»
Михаил Шолохов, «Тихий Дон»
Ну еще можно добавить штучку, чтоб получилась чертова дюжина: «Волшебная гора», «Улисс», «Жизнь Клима Самгина», «Мост на Дрине», что-то еще...
Источник здесь
Юрий Буйда -- современный русский писатель, весьма популярный.Произведения, включённые им в список, не новые, написаны большей частью в первой половине и в середине прошлого века. Мы по ним изучали зарубежную литературу в институте.Конечно, дело вкуса, кого включать в подобный список. Однако я была бы неизмеримо счастлива, если бы мои ученики прочли хотя бы пять произведений из него.
Сегодня Царскосельскому лицею -- 200 лет
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен --
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Источник здесь
Эти строки знает каждый. Они из известного стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор") и посвящены были очередной годовщине Царскосельского лицея. Сегодня знаменитому лицею исполнилось 200 лет. Пушкин на всю жизнь остался верен лицейскому братству и в этом стихотворении вспоминает своих друзей-лицеистов, учителей и наставников. Если вы пройдётесь по указанной ссылке, то обнаружите, кроме текста стихотворения, комментарий, который значительно расширит ваш кругозор и позволит лучше понять стихотворение. К слову, есть вещи, который должен обязательно знать всякий культурный человек. Информация, о которой идёт речь, из таких вещей. Полюбопытствуйте.
Попробуем создать блоги
Сегодня давала мастер-класс... по теме "Создание и ведение образовательного блога"... (ещё одна пауза)... для учителей информатики школ города. Городской комитет по образованию и науке решил провести конкурс блогов, поэтому потребовался такой ликбез. Некоторые из присутствующих заинтересовались, подходили, уточняли детали, давали оценки моему выступлению. В общем-то, лестные.
18 октября 2011
Царскосельская художественная премия
Царскосельская художественная премия вручена сегодня в Санкт-Петербурге. 19-я церемония по традиции прошла в канун лицейской годовщины и была посвящена 200-летию Императорского Лицея.
Настоящей королевой вечера стала актриса Татьяна Доронина. Премия вручена ей "за изящество и одухотворенность образов в театре и кино", однако все члены жюри были единодушны во мнении, что ее талант всегда оказывается выше любых формулировок.
Актер Армен Джигарханян удостоен награды "за самобытный актерский почерк и уникальный путь в театре и кино", а его прибалтийский коллега Юозас Будрайтис - "за тонкий интеллигентный психологизм" и неповторимую харизму, которой он обладает, покоряя сердца миллионов зрителей.
За долгое и преданное служение поэтической музе, яркую лиричность и открытую гражданственность в книгах последних лет отмечен поэт Андрей Дементьев. Писатель Анатолий Найман, в прошлом личный секретарь Анны Ахматовой, награжден за книгу рассказов о великой поэтессе ХХ века "и преданность русской поэзии".
Читать дальше
Тексты для изложения: полезная ссылка
По этой ссылке http://www.vishime.ru/blogs/2010/01/28/teksty-dlya-szhatogo-izlozheniya/ тексты для сжатого изложения. Это хороший помощник девятиклассникам в подготовке к ГИА. Здесь не только опубликованы тексты, но и разъясняется, как с ними работать, как, используя разные приёмы компрессии текста, выполнить первую часть экзаменационной работы -- написать сжатое изложение
Подписаться на:
Сообщения (Atom)