18 декабря 2011

ЗОЖ: алкоголь -- минус

Вчера в нашей школе прошло мероприятие под девизом "За здоровый образ жизни". Нашему классу досталась одна из вредных привычек - а именно алкоголь. То есть по сценарию  ребята должны показать, насколько вредно потребление алкоголя. Мы выбрали форму  телевизионной программы с названием "Алкоголь минус", в которой "историки" представили, как появился алкоголь,  "врач" прокомментировал вред, который наносит употребление алкоголя человеческим органам, "аналитик" презентовала результаты исследования отношения к алкоголю учащихся 5-7 классов нашей школы. Не обошлось без накладок: парень в роли "маски откровения" опоздал на "передачу" -- пришлось срочно менять его, Саша Е. справился с задачей. Как и Сергей С,  Мартина С, Елена А., Таня Ш,  Парвана А., Ксения К.--  участники нашей   творческой группы. Далее видеоиллюстрация к их выступлению.

Наглый пассажир

Наглый пассажир
«Наглый пассажир» на Яндекс.Фотках

Пять шагов написания сжатого изложения


ГИА 9 класс. Аудиозапись для изложения


Вопросы к устному экзамену по русскому языку

По этой ссылке https://docs.google.com/document/d/16vcOQX7D63XYRIbEZLLJo_uDbeenLBF7yCzZ5lL1rlo/edit?hl=ru экзаменационные вопросы для устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Правда, пока окончательно не определено, будут ли девятиклассники сдавать этот экзамен, как прежде, в традиционной форме или нет. Однако иметь вопросы, как говорится, под рукой, думаю, что не вредно. Это как программа подготовки к экзамену, повторения курса русского языка. 

17 декабря 2011

Мальчишки заняли 3 место

Стало известно, что два моих 6-классника Кирилл Гороховский и Илья Михайлов  заняли 3 место в российском конкурсе "Любимый русский язык", став его лауреатами. Будем ждать теперь документального подтверждения. Результаты опубликованы на сайте "Интеллектуально-творческий потенциал России". 

14 декабря 2011

Фурсенко назвал страшилками слухи о планах сделать образование платным

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в категоричной форме вновь опровергает информацию о планах по переводу системы общего образования полностью на платную основу. "Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию", - заявил Фурсенко в понедельник журналистам в Мехико. 
По словам министра, человек, который попытается это сделать, закончит свою политическую карьеру. "Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Фурсенко отметил, что в этих слухах определенно присутствует политическая составляющая, так как эта тема очень благодатная. "Мы гарантируем в полном объеме финансирование из федерального бюджета всего государственного образовательного стандарта", - сказал министр. При этом в новом законе впервые прописаны условия обучения, что является законодательной основой для вложения бюджетных средств в систему общего образования, добавил он. "Этим людям (говорящим об отмене бесплатного образования) нужно просто лечиться", - подытожил Фурсенко.

Источник здесь


За участие в национальной образовательной программе

Вчера получила эту книгу. Огромное спасибо Валентине Викторовне Шуруто, которая мне её прислала. В книге на  120 странице значится моя фамилия как победителя Российского конкурса "Педагогическое наследие", посвящённого С.Т. Шацкому. 

Из истории допечатной книги. Книги на дереве


В музеях древней истории Китая часто можно встретить бамбуковые или деревянные дощечки с написанными кистью иероглифами. Это самые ранние книги в Китае. Их называют «цзянь». Возможно, что дощечки использовали уже с XVII в. до н.э. в течение 1600-1700 лет.
Процесс изготовления бамбуковых дощечек был нелёгким. Бамбук – растение, стебель которого (одревесневшая соломина) достигает высоты 40 метров и диаметра до 30 см. Стебель разрезали на коленца, а потом на полоски, которые сушили на костре, чтобы в древесине не заводились черви и полоска не сгнила. Готовые бамбуковые дощечки получались длиной от 20 до 70 см. Для нанесения записей чаще всего использовали деревянные палочки, обмакивая их в лак, сделанный из сока дерева. В случае ошибки неверный иероглиф соскребали маленьким ножом.
Читать дальше

Какие тут придаточные обстоятельственные?

По этой ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/61578/?interface=pupil&class=51&subject=8 несколько вариантов электронных заданий по теме "Придаточные обстоятельственные". В них необходимо расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточной части, определить вид придаточной части. Как и в любом интерактивном задании, ответы проверяются сразу, и если неправильно ответил, можно поискать и найти правильный ответ. Дерзайте, девятиклассники!

13 декабря 2011

Астрахань. Телебашня

Телебашня
«Телебашня» на Яндекс.Фотках

Понятие о причастиях. История изучения вопроса

Язык так же древен, как и сознание. Как и все в природе, он эволюционирует, подвергается изменениям. Изменяется количественный и качественный состав частей речи. Одним из интересных, дискуссионных лексико-грамматических классов слов, имеющих своеобразную историю, являются причастия. Приведем определения причастий.
«Причастия обозначают процесс как признак предмета и обладают общими с глаголами и прилагательными свойствами» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 212].
В.В. Виноградов считает, что в причастиях «глагольность выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного… со стороны глагола в грамматическое строение причастий входят категории вида, залога и времени. Со стороны же имен прилагательных присоединяются сюда формы согласования в роде, числе и падеже, выражаемые аффиксами - ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее и связанной с ними системой склонения» [Виноградов, 1972, с. 221].
Вывод: во всех определениях подчеркиваются многосторонние связи причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными. В связи с этим возникает вопрос о грамматическом статусе причастий, их месте в системе частей речи. Читать дальше

12 декабря 2011

Эти неуступчивые придаточные уступительные

1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
  • союзовхотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»),пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
  • союзных словкак, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:
Он выглядит опрятным, чистымнесмотря на то, что одежда его изрядно поношена(Федосеев).
3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
    Например:
  1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
    [   ], (хотя – союз).
    2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).
    (как ни – союз. слово), [   ].
    3.  У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).
    [   ], (что ни – союз. слово).
    Источник здесь

Дмитрий Быков. "Календарь-2"


Издательство Астрель выпускает тиражом 7 000 экземпляров книгу Дмитрия Быкова «Календарь-2. Споры о бесспорном".
«Календарь-2″ – это публицистическое произведение, в котором автор пишет о том, что происходит сегодня и сейчас в России, и одновременно – о давно минувшем. Книга наполнена рассказами о диссидентах и декадентах, о «понаехавших» и о «невыездных», о братьях Стругацких и братьях «Серапионовых», о Джеке Лондоне, Владимире Набокове, Артуре Конан Дойле и Агате Кристи, о Джамбуле Джамбаеве и о генерале Корнилове – о многих других и многом другом, объединенном волей писателя под одной обложкой. Источник здесь

Снег на полдня, а то и меньше

Детская площадка
«Детская площадка» на Яндекс.Фотках
У нас в Астрахани на днях был снег.  Нападало его достаточно. На аллее возле дома вечером ребятишки с родителями даже снежную бабу слепили. Но снег в наших краях тает быстро. Тепло и, к сожалению, слякотно. Полюбуемся на чистоту и белизну снежную хоть на снимке нашего земляка.

Шарики-фонарики

105_003.jpg
«105_003.jpg» на Яндекс.Фотках

Тест "Понятие о причастии"

Здесь интерактивный тест "Понятие о причастии. Отметьте правильные утверждения". Три варианта. Потренируйтесь. Это, несомненно, поможет вам лучше усвоить тему.
По этой ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5fd29eac-bff8-4a43-8085-ccd0694dae63/60253/?interface=pupil&class=49&subject=8 ещё интерактивные задания по теме "Понятие о причастии". В них надо найти причастия в тексте, отметить словосочетания с причастиями, отметить признаки причастия. Хорошие задания для тренировки. 

О причастии. В дополнение к материалам уроков

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
К признакам глагола относятся
— вид (СВ и НСВ),
— переходность (признак актуален для действительных причастий),
— возвратность,
— время (настоящее и прошедшее).
— залог (действительный и страдательный).
В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.
К признакам прилагательного относятся
— род,
— число,
— падеж (у полных причастий),
— полнота / краткость (только у страдательных причастий).
3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).
Читать здесь

Преобразователь письменной речи

Будучи почвенником и традиционалистом, Карамзин проявлял исключительную новаторскую энергию в делах, которые полагал полезными для Отечества и народа. Преобразование русской письменной речи было первым его шагом в литературе. Очень точно об этом сказал князь и поэт П. Вяземский:
Сперва попыткою искусства
На новый лад настроив речь,
Успел он мысль свою из чувства
Прозрачной прелестью облечь.
Россия речью сей пленилась,
И с новой грамотой в руке
Читать и мыслить приучилась
На карамзинском языке.
Читать полностью здесь
России необходимо укреплять свои позиции в европейском мире, но при этом сохраняя свою самобытность и духовную цельность. Н. Карамзин

245 лет со дня рождения Н.М. Карамзина


12-го декабря 2011-го года исполнилось ровно 245 лет со дня рождения русского классика Николая Карамзина. Именно с выходом его «Писем русского путешествия» – как считает ряд филологов – и начинается «настоящая» русская литература», какой мы ее знаем. И конечно, стоит отдельно отметить повесть Карамзина «Бедная Лиза», любимую многими поколениями и ставшую началом русского сентиментализма. Громких торжеств в день рождения Николая Михайловича не предполагается. Интересно, что и полтора века назад столетие Карамзина тоже отмечалось без помпы. Вот что писал об этом [...] ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ 

06 декабря 2011

Причина невыхода "в эфир"

Участвовала в  избирательной кампании в качестве секретаря участковой комиссии. Была, как все, страшно занята. В последние дни просто продыху не было, поэтому на блог совсем не оставалось времени.  Эти выборы оказались самыми "интересными" в моей практике. Но стоит ли об этом? Беспринципность и трусость  людей -- она неистребима.. 

02 декабря 2011

Получила сборник "Золотого пёрышка"

Сегодня получила этот замечательный сборник стихов и прозы в количестве 2 экземпляров. В нем опубликованы избранные произведения конкурса "Золотое пёрышко". Этот конкурс был проведён в 2011 году сайтом Сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su. В конкурсе приняли участие более 500 ребят из России и Казахстана. Я была в составе жюри этого конкурса. Работу пришлось выполнить поистине титаническую,  но было очень интересно. И такой замечательный результат. Спасибо Екатерине Пашковой -- организатора сообщества и учителю начальных классов из города Ступино Московской области Татьяне Касатиной, которые были организаторами и вдохновителями творческого конкурса "Золотое пёрышко".