01 января 2012

В.М. Панов: «Все основные орфографические правила имеют широко фонематический характер»

В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический принцип: система букв и орфографические правила их использования обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
1.Безударные гласные проверяются ударными: голова, так как головы и головушка; домом, так как орлом, трудом и т.д. Это означает, что фонемы в слабых позициях возводятся к сильной позиции и обозначаются в соответствии со своей основной разновидностью.

2. Глухие и звонкие согласные на конце слова и перед другими глухими или звонкими проверяются положением перед гласными, сонорными и [в] – [в’]: косьба, так как косить; трубка, так как трубок; отбросить, так как отрезать; сбить, так как свить. Здесь также фонемы в слабых позициях определяются и обозначаются по сильной.

3. Мягкость согласных перед другими согласными обозначается мягким знаком лишь в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или в конце слова (т.е. является фонематической непозиционной: снова фонема в слабой позиции проверяется сильной позицией: бросьте, так как брось – но мостик, кости; встаньте, так как встань, ванька-встанька – но бантик, о гиганте. Эти основные правила (а также фонематический характер правил графики, в частности, правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, т.е. необозначенность твердости-мягкости согласных фонем, если она нефонематична) обусловливают достаточно последовательный фонематический характер нашей орфографии. По подсчетам, около 90% всех написаний в текстах являются фонематически обоснованными.

Отступления от этого принципа единичны. Нефонематичны такие написания (указываются типы орфограмм): 1) черт, шелк, желудь (но фонематичны: врачом, межой, девчонка, медвежонок, чокнуться, трущоба и пр.); 2) дочь, мышь, отрежь, не плачь; стричь, беречь; сидишь, идешь и пр.; 3) адъютант, объем и пр., при рожью, мышью, семья и пр.; 4) все написания с ы после ц: отцы, сестрицын и пр.; 5) орфограммы заря (при зори), пловчиха (при плавать), гореть, загорелый (при гарь, загар) и некоторые другие написания, касающиеся отдельных слов или отдельных морфем.

29 декабря 2011

Предновогодняя дискотека

Были сегодня с девятиклассниками на дискотеке в культурно-развлекательном комплексе "Даир".   Отметили приближение Нового года. Было  весело.

28 декабря 2011

Долгожданный финал!

Получила сегодня по электронной почте диплом, которым 
                                                     удостоверяется, что
Саблина Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ №49" г.Астрахани,
прошла обучение с 15 августа по 22 декабря 2011 года
в творческой группе «Мастер-класс по созданию
виртуальной экскурсии с помощью MS Power Point»
на портале «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru
и в дистанционном режиме выполнила итоговую работу
«Виртуальная экскурсия «Лермонтов - художник»,
которая опубликована на портале и используется 
    педагогическим сообществом. 
Диплом подписан руководителем портала "Сеть творческих учителей" А.Б. Драхлером и организатором мастер-класса Л.Б. Беленькой. Хочу отметить, как серьёзно и ответственно подходят коллеги с портала к обучению  учителей, насколько строгими  являются требования к выполняемой работе и какую  детальную общественную профессиональную экспертизу она проходит, прежде чем получить гриф  портала и быть опубликованной в библиотеке сообщества. И конечно же, с огромным удовольствием выражаю глубокую  признательность и благодарность нашему замечательному тьютору Людмиле Владимировне Беленькой.

26 декабря 2011

Премии журнала "Октябрь"

     Сегодня, 26 декабря, в Московском театре «Эрмитаж» состоится церемония вручения наград литературного журнала «Октябрь» за лучшие публикации 2011 года. Среди лауреатов награды – сценарист Юрий Арабов, награжденный за роман «Орлеан», поэт и прозаик Анатолий Найман, который получит премию за повесть «Любезное отечество», уникальная публикация «В бесконечном объятии» - переписка Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с Василием и Майей Аксеновыми, а также подборка стихов Веры Павловой «За спиной у музыки».
         Журнал «Октябрь» - старейший в России, он выходит с мая 1924 года. У истоков его формирования стояли Серафимович, Фурманов, Фадеев. Членами редколлегии были Шолохов, Светлов, Афиногенов, Горбатов, Сурков. В нем публиковались самые разные писатели: Маяковский и Платонов, Есенин и Олеша, Зощенко и Пришвин, Гайдар и Паустовский. По сей день авторами «Октября» являются ведущие мастера российской словесности, а читателями - истинные ценители современной литературы. 
         Источник здесь
        Из всех произведений-лауреатов я прочитала роман "Орлеан" и даже попыталась его оценить здесь.  

Ещё раз об обособлении причастных оборотов

Основными нормами обособления причастных оборотов на 1 этапе являются следующие:
1. Одиночные причастия не обособляются. Обособляется только причастный оборот. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами, т.е. со словами, к которым идет вопрос от причастия.
Например: Лежащая на столе книга. Причастие - лежащая (та, которая лежит). Зависимое слово - на столеЛежащая где? - на столе. Причастный оборот -лежащая на столе.
2. Причастный оборот обособляется не всегда, а только тогда, когда стоит ПОСЛЕ определяемого слова. Определяемое слово - это слово, от которого идет вопрос к причастию.
Например: лежащая на столе книга. Определяемое слово - книга. Книга какая? - лежащая. В данном предложении есть причастный оборот - лежащая на столе, но он не обособляется, т.к. определяемое слово (оно обозначается лежащим крестиком - книга) стоит после причастного оборота.
В предложении “За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев.” причастие сорванная - та, которую сорвали. Определяемое слово - листваЛиства какая? -сорванная. Причастный оборот “сорванная ветром с деревьев”: сорванная чем? - ветром, откуда? - с деревьев. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется запятой: листва, сорванная... Вторая запятая в этом предложении не ставится, так как оборот заканчивает предложение, т.е. в конце и оборота, и предложения здесь ставится точка. В случае, если причастный оборот обособляется в середине простого предложения, он выделяется запятыми с двух сторон: За окном летела листва, сорванная ветром с деревьев, и падала  на стылую землю.

* Материал излагается адаптированно, и потому сознательно допускаются некоторые отступления от общепринятой теории. Источник здесь

Как различить причастия и прилагательные?

В нашем языке на вопрос “какой?” отвечают многие разряды частей речи: например, порядковые числительные (третий - какой по счету?), некоторые разряды местоимений (некоторый, такой, никакой и т.д.), первообразные прилагательные (юный, синий), отыменные прилагательные (озерный, ветреный), отглагольные прилагательные (кошеный, веяный) и причастия (скошенный, посеянный).
Наибольшие трудности встречаются в разграничении разрядов прилагательных и причастий. По вопросу их не различить: вопрос одинаков - «какой?» или «каков?» Разница между прилагательными первообразными и отыменными (в дальнейшем мы их будем называть прилагательными) и отглагольными прилагательными и причастиями (в дальнейшем - причастия)* определяется так:
причастия допускают замену на оборот “тот, который + однокоренной глагол” или “тот, которого + однокоренной глагол”; прилагательные такую замену не допускают.
Примечания:
1.Оборот предполагает существование вариантов: не только "тот, который...”, но и “та, которая...”, “те, которые...”, “того, которого...” и т.п.
2.Обратите особое внимание, чтобы в обороте, заменяющем причастие, был именно глагол. Встречаются ошибочные замены: покрашенный - “тот, который покрашен”. Покрашенный – причастие (тот, который покрасили), но покрашен - не глагол, это краткая форма слова покрашенный. Если продолжить аналогию, то и словабелый (...который бел), Борис(...который Боря) и многие другие будут казаться причастиями.
Например: летящий - тот, который летит, окрашенный - тот, который окрасили, обучаемый - тот, которого обучают. Слова белый, соломенный, зеленый такую замену не допускают.
Источник здесь

Семиклассники в тупике, или Трудности в освоении причастия

По учебнику М.В. Панова изучаем сейчас в 7 классе тему "Причастие". Когда объяснишь материал, вроде бы всё понятно. Как только дело доходит до практического применения полученного знания,  появляются ошибки либо обнаруживается вообще полное непонимание того, что "прошли". 
Например, учились "узнавать  причастие в лицо".Так, забывали, что оно обозначает процессуальный признак (проще -- образуется от глагола) и относили к причастиям прилагательные в словосочетаниях блестящий шарик, следующий ученик, мотивируя тем, что есть же в этих словах суффикс -ящ- и -ющ-.
Трудности возникли  и при определении границ причастного оборота. Худо-бедно причастие находили и подчёркивали как определение, а зависимые слова не видели. Дала схему: от причастия могут зависеть разные обстоятельства, дополнение, записали вопросы, на которые они отвечают. Стало понятнее -- уже только  человека три-четыре из класса допускают ошибки. И тем не менее если причастный оборот  достаточно распространённый и в предложении он встречается не один, то  ошибаются  многие из ребят.
У современных детей возникают трудности в установлении логико-смысловых связей между словами в высказывании. Видимо, это является следствием издержек смс-мышления, привычки выражать мысли отдельными словами, не связывая их  и не устанавливая причинно-смысловых отношений между ними.  

22 декабря 2011

Это похоже на любовь

Интереснейший материал о Пушкине по этой ссылке http://comilfo11.blogspot.com/2011/12/blog-post_5435.html в блоге "После уроков". Рекомендую девятиклассникам.

Аудиозапись текста для сжатого изложения

Пройдя по этой ссылке  http://krukovapolina.webasyst.net/files/3e1066af , можно скачать текст для сжатого изложения  в формате ГИА. Как известно, в 2011-2012 учебном году на экзамене будет использовано электронное прочтение текста. Есть возможность потренироваться, если вы воспользуетесь моим советом

21 декабря 2011

Малой академии наук "Интеллект будущего" выделены премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 октября  2011 г. N 2502  "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Победители и призёры этих конкурсов получат премии в размере 60 000 и 30 000 рублей соответственно.
Источник здесь

Шкала перевода баллов в отметки (ГИА - 2012)

По этой ссылке  http://www.fipi.ru/binaries/1253/perbal2012.pdf рекомендации о переводе баллов за экзамен ГИА в школьную пятибалльную систему.

На шагающих утят...

 
Всё болею и болею и никак не могу выздороветь. Может, этот задорный танец поможет?! А "вышла" на него я, благодаря Наде. У неё в блоге есть ещё французская версия этой швейцарской песенки 1950 годов.

18 декабря 2011

ЗОЖ: алкоголь -- минус

Вчера в нашей школе прошло мероприятие под девизом "За здоровый образ жизни". Нашему классу досталась одна из вредных привычек - а именно алкоголь. То есть по сценарию  ребята должны показать, насколько вредно потребление алкоголя. Мы выбрали форму  телевизионной программы с названием "Алкоголь минус", в которой "историки" представили, как появился алкоголь,  "врач" прокомментировал вред, который наносит употребление алкоголя человеческим органам, "аналитик" презентовала результаты исследования отношения к алкоголю учащихся 5-7 классов нашей школы. Не обошлось без накладок: парень в роли "маски откровения" опоздал на "передачу" -- пришлось срочно менять его, Саша Е. справился с задачей. Как и Сергей С,  Мартина С, Елена А., Таня Ш,  Парвана А., Ксения К.--  участники нашей   творческой группы. Далее видеоиллюстрация к их выступлению.

Наглый пассажир

Наглый пассажир
«Наглый пассажир» на Яндекс.Фотках

Пять шагов написания сжатого изложения


ГИА 9 класс. Аудиозапись для изложения


Вопросы к устному экзамену по русскому языку

По этой ссылке https://docs.google.com/document/d/16vcOQX7D63XYRIbEZLLJo_uDbeenLBF7yCzZ5lL1rlo/edit?hl=ru экзаменационные вопросы для устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Правда, пока окончательно не определено, будут ли девятиклассники сдавать этот экзамен, как прежде, в традиционной форме или нет. Однако иметь вопросы, как говорится, под рукой, думаю, что не вредно. Это как программа подготовки к экзамену, повторения курса русского языка. 

17 декабря 2011

Мальчишки заняли 3 место

Стало известно, что два моих 6-классника Кирилл Гороховский и Илья Михайлов  заняли 3 место в российском конкурсе "Любимый русский язык", став его лауреатами. Будем ждать теперь документального подтверждения. Результаты опубликованы на сайте "Интеллектуально-творческий потенциал России". 

14 декабря 2011

Фурсенко назвал страшилками слухи о планах сделать образование платным

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в категоричной форме вновь опровергает информацию о планах по переводу системы общего образования полностью на платную основу. "Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию", - заявил Фурсенко в понедельник журналистам в Мехико. 
По словам министра, человек, который попытается это сделать, закончит свою политическую карьеру. "Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Фурсенко отметил, что в этих слухах определенно присутствует политическая составляющая, так как эта тема очень благодатная. "Мы гарантируем в полном объеме финансирование из федерального бюджета всего государственного образовательного стандарта", - сказал министр. При этом в новом законе впервые прописаны условия обучения, что является законодательной основой для вложения бюджетных средств в систему общего образования, добавил он. "Этим людям (говорящим об отмене бесплатного образования) нужно просто лечиться", - подытожил Фурсенко.

Источник здесь


За участие в национальной образовательной программе

Вчера получила эту книгу. Огромное спасибо Валентине Викторовне Шуруто, которая мне её прислала. В книге на  120 странице значится моя фамилия как победителя Российского конкурса "Педагогическое наследие", посвящённого С.Т. Шацкому.