Тест «Что вы за птица?» помогает понять, что нет общих рекомендаций, что качество, украшающее одного человека, может мешать другому.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
26 января 2012
Что вы за птица?
По этой ссылке http://shkolazhizni.ru/test/64/ тест от психолога Н.И. Козлова. Подробности и результаты здесь.
Фестиваль образовательных сайтов и блогов
Центр новых образовательных технологий ТГПУ приглашает Вас принять участие во всероссийском Фестивале Образовательных сайтов, который проводится с 15 ноября 2011 года по 30 марта 2012 года. Сайт(блог) должен быть уже созданным и опубликованным, либо сайт(блог) может создаваться в рамках Фестиваля и быть заявленным в номинации «Первые шаги».
В рамках Фестиваля Образовательных сайтов и блогов выделены следующие номинации:
номинация «Сайт управления образования»;
- номинация «Сайт образовательного учреждения»;В номинации могут быть заявлены сайты школ, детских садов, учреждений доп.образования.
- номинация «Сайт педагога»;В номинации могут быть заявлены авторские сайты педагогов, сайты группы педагогов и сайты классов, если педагог ведет этот сайт.
- номинация «Блог педагога»;В номинации могут быть заявлены авторские блоги педагогов, блоги группы педагогов и блоги классов, если педагог ведет этот блог.
- номинация «Первые шаги»;Участники номинации «Первые шаги» могут самостоятельно создавать сайт в рамках конкурса или обучиться на предложенных семинарах и создать сайт в рамках семинара. Созданный сайт будет участником номинации «Первые шаги». Регистрация участника на семинар происходит отдельно от регистрации на фестивале, оплата обучения на семинаре не входит в оплату оргвзноса фестиваля.Этапы всероссийского Фестиваля Образовательных сайтов, сроки, порядок участияI этап: 15 ноября - 1 марта 2012 года: дальше подробности по этой ссылке http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=1221&ur2=1329
25 января 2012
Астрахань в снегу
Приволжский затон, вид на центр и Владимирский собор (вдали башни Астраханского кремля, в центре - силует Успенского собора и колокольни, расположенных на территории кремля).
У нас холодно -15. К утру станет ещё холоднее.
День студентов (Татьянин день)
Была земля белым-бела, мела метель,
Татьянин день, Татьянин день.
А для меня цвела весна, звенел апрель,
Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день.
«Татьянин день», муз. Ю. Саульского, слова Н. Олева
Татьянин день, Татьянин день.
А для меня цвела весна, звенел апрель,
Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день.
«Татьянин день», муз. Ю. Саульского, слова Н. Олева
Трудно, наверное,
отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента и не
отмечающего этот праздник 25 января.
Указ президента России № 76 от 25 января 2005 года «О Дне российского
студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских
студентов.
Так случилось, что
именно в Татьянин день, (12) 25 января 1755
года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского
университета», и день (12) 25 января стал официальным университетским днем, в
те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех
пор Святая Татиана считается
покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя «Татиана» в переводе
с греческого означает «устроительница».
Читать дальше
Изменения в задании С1 (сжатое изложение)
Напомню,
что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не
менее 70 слов,
было - не менее90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнениис демоверсией 2011 – 248 слов).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого
изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а
не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в
аудиозаписи - примерно 2,5минуты.
Помните также о том, что:
·
экзаменуемый должен передать главное
содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
·
количество
микротем после сжатия текста не
должно меняться;
·
во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
·
можно пользоваться орфографическим
словарём на протяжении всего экзамена;
·
максимальное
количество баллов, которое может набрать экзаменуемый,
равняется 7.
Тексты для сжатого изложения можно найти здесь
24 января 2012
Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2.1)
По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21_24.html#more
помещена полезная статья для подготовки к написанию сочинения С2.1.
помещена полезная статья для подготовки к написанию сочинения С2.1.
Уверена, что эта статья поможет подготовиться к заданию С2.1.
В ней собраны основные лексические понятия, которые можно использовать для иллюстрации лексических явлений при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Silence Twister
«Silence Twister» на Яндекс.Фотках
Самолеты Silence Twister с фонтанами в ночном небе над авиабазой Сахир, Бахрейн. Праздник какой-то!
Части речи и члены предложения. Полезные мелочи
Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.
Галина Савельевна Крюкова, обнаружив, что ее пятиклассники путают понятия «часть речи» и «член предложения», говорит примерно так: «Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички,части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».
Источник здесь
Длинные слова очень огорчали Винни Пуха
Далеко не каждый может
написать без ошибки слово землетрясение. Самое ошибкоопасное место в нем –
соединительная гласная между двумя корнями. О ней помнят не всегда. Между тем
внимание к сложным словам связано не только с вопросом о правильном правописании
соединительной гласной о или е между двумя корнями. Это слова, в которых может
оказаться несколько орфограмм, требующих внимания. Это слова, проникновение в
смысл и структуру которых развивает умение быстро и четко различать морфемы,
составляющие слово, а это – одно из основных умений, необходимых для грамотного
письма. Сложные слова образуют огромный речевой пласт, без владения которым
нельзя свободно выражать мысли и чувства, пользоваться современными понятиями.
Это слова, которыми описываются человеческие качества и состояния, общественные
явления, экономические и природные процессы.
Чем больше мы ими будем заниматься, тем лучше и для орфографической
грамотности, и для свободного владения взрослой культурной речью.
Задание 1
Перепишите эти слова в таком порядке: сначала простые, с одним корнем, а
потом сложные, с двумя корнями.
Злоупотребление,
непроизвольный, невосприимчивый, жертвоприношение, тысячелетие,
малоподвижность, взаимоотношения, самочувствие, целеустремленность,
взаимопонимание, расположение, малознакомый, законопослушный.
Посмотрите, какие из этих слов кажутся вам трудными. Сделайте все, чтобы их
запомнить. Через некоторое время напишите эти слова как словарный диктант.
Задание 2
Если у вас были ошибки, выполните такое же задание со следующими словами.
Самочувствие,
жизнеобеспечение, неприспособленность, непосредственность, общеизвестный,
вышеозначенный, умозаключение, самопожертвование, наукообразность,
головокружение, вооружение, безответственность, самосохранение, словосочетание,
заинтересованность, разочарование, многонациональный, остроумный,
путешественник, последовательность, неожиданность, благополучие, сопровождение.
С.М.БОНДАРЕНКО, Москва.
23 января 2012
Чернореченское сражение, или «Бой у Трактирного моста»
В учебнике литературы для 7 класса встретилось непонятное упоминание о бое на Чёрной речке. Помещаю разъяснение.
(16) августа 1855 г. разыгралось сражение, получившее в военной истории название «сражение на реке Черной». Два корпуса русской армии были брошены против 37-тысячного франко-итальянского соединения, занявшего позиции на Федюхиных высотах над речкой Чёрной. Штурм этой хорошо укрепленной французской позиции начался по недоразумению, которое ярко отразило несогласованность действий русского командования в данном сражении. После перехода в наступление отряда Липранди на левом фланге Горчаков послал с ординарцем записку Реаду «Пора начинать», имея в виду поддержать огнем эту атаку. Реад же понял, что пора начинать атаковать, и двинул свою 12-ю дивизию на штурм Федюхиных высот. Дивизия вводилась в бой по частям: Одесский, затем Азовский и Украинский полки. «Стремительность русских была изумительна, — писал об этой атаке корреспондент одной из британских газет. — Они не теряли времени на стрельбу и бросались вперед с порывом необычайным. Французские солдаты... уверяли меня, что еще никогда русские не обнаруживали в бою такой пылкости». Под убийственным огнем атакующие сумели преодолеть речку и канал, а затем достигли передовых укреплений союзников, где закипел жаркий бой. Галицкий полк дважды под ураганным огнём противника захватывал позиции союзников на Федюхиных высотах. Однако ни разу не был поддержан другими русскими частями, и был оттуда выбит. В результате двух атак из 3 тысяч солдат в полку осталось в живых около 400 и три офицера. Здесь, на этих высотах, была поставлена на карту не только участь Севастополя, но и честь русской армии. Несмотря на героизм солдат, русские войска понесли большие потери и были отбиты. Частей, выделенных для атаки, оказалось недостаточно.
Источник здесь
Л.Н. Толстой и его Крымская кампания
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
Источник здесь
На юге Франции зацвели ирисы...
«Сиреневое в зелёной траве.» на Яндекс.Фотках
У нас минус 12 -- тоже юг. А на юге Франции зацвели ирисы. Можете посмотреть в блоге "Жизнь французской домохозяйки", который мне нравится посещать.
22 января 2012
2012 год -- год Дракона
Космический элемент года — вода, цвет — чёрный.
Черный цвет — это Космос, полярная ночь, «тьма над бездной». Это цвет глубины вод, цвет цивилизации древнейших племен монголо-тюркского корня, пришедших в евразийские лесостепи с северо-востока. Черный Дракон — это всесокрушающая первобытная стихия потока воды. Символ этого года несет людям решительные, но не всегда желанные перемены.
Ответы к заданию В8
Здесь задания В8 ГИА по русскому языку. 9-классники, уже выполнявшие их, могут сверить свои ответы. Правильные ответы выделены полужирным шрифтом. А попутно можно и разобрать предложения с разными видами подчинения.
Служебные слова не считаются
9. Каким должен быть объём сочинения на ГИА?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Дмитрий Быков. ЛИРИЧЕСКОЕ
По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=4893979292978975409 , а можно по этой http://ru-bykov.livejournal.com/ любопытный, как принято теперь говорить, текст современного популярного поэта, писателя, публициста, создателя проекта "Гражданин поэт". Я читаю его с интересом.
21 января 2012
Зимнее
Я счастливая снежинка! Я лучистый солнца свет!
Я лечу издалека. Яркий свет я маяка!
Я весёлою пушинкой Ясно много-много лет:
Покидаю облака. Нас ведёт судьбы река.
Я легко скажу "Привет!" Нас ведёт судьбы река,
С пониманием "Пока!" Затопляя берега,
Для меня преграды нет -- Возвращая из глуши
Всюду долечу! Легка! Бренных путников души.
Я лечу издалека. Яркий свет я маяка!
Я весёлою пушинкой Ясно много-много лет:
Покидаю облака. Нас ведёт судьбы река.
Я легко скажу "Привет!" Нас ведёт судьбы река,
С пониманием "Пока!" Затопляя берега,
Для меня преграды нет -- Возвращая из глуши
Всюду долечу! Легка! Бренных путников души.
С.Х.
ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯ
С давних пор дети трудового народа разделяли со взрослыми их заботы, участвовали в борьбе рабочих за лучшее будущее. Они жадно впитывали и запоминали запрещенные революционные песни, которые пели их родители. Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция и люди вышли на улицы с песнями, оказалось, что ребята не хуже взрослых знают и поют песни революционного подполья. В школе запели «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянку», но ребята мечтали петь и о своей новой жизни. Учителя старались помочь им: они отбирали из классической музыки самые бодрые марши и к их мелодиям сочиняли новые слова. Первые пионерские отряды пели «Вперед, пионерские звенья!» на музыку Р. Шумана и «Пионерский марш» — переделанный хор мальчиков из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Это были очень красивые песни, но петь их в строю, на улице, без аккомпанемента было невозможно. А пионерская жизнь требовала массовых песен для похода, для общего пения у костра. Такие песни стали возникать в самих отрядах. Их коллективно сочиняли пионервожатые и ребята: они подбирали легкий, удобный напев и к нему придумывали свои слова. Стихи по большей части были не слишком складные, но они говорили о самом заветном и дорогом. Из таких песен самыми популярными стали походная «Баклажечка» и шуточная «Картошка». Без них не обходился ни один сбор, ни поход1, ни костер. В 1924 г. вышел первый сборник «Песни юных пионеров». Два комсомольца — цозт А. Жаров и музыкант С. Кайдан-Дешкин — по заданию ЦК комсомола написали марш юных пионеров — «Взвейтесь кострами». Строгий ритм марша, отзвуки сигналов пионерского горна, мужественный характер сделали эту песню как бы гимном пионеров.
На снимке: А. Н. Пахмутова с пионерами.
На снимке: А. Н. Пахмутова с пионерами.
Читать дальше
Сердце Алтая
«Сердце Алтая» на Яндекс.Фотках
На фотографии - Каракабахское озеро, горный Алтай. Бирюзовое озеро затеряно в ущелье около реки Маашей. У меня такие фотографии вызывают неописуемый восторг.
Основной принцип русской орфографии – морфологический (морфемный)
Морфологи´ческий (морфе´мный) при´нцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково, хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии. Морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.
В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный), дифференцирующий принцип.
Фонети´ческий при´нцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило – «Пиши, как произносишь!». Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада, cam, горат [город] и т.п. Фонетически пишутся приставки на -з//-с.Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый слышит и говорит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.
Истори´ческий при´нцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: «Пиши, как писали раньше!» Традиционно пишется о в словах один, овес, собака и др. Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.
Дифференци´рующий при´нцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: кампания и компания, плач (сущ.) –плачь (повел. накл. глаг.), туш – тушь. Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения – различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)