06 июля 2025

"Первый денди Страны Советов"

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897–1962) — русский поэт, прозаик, драматург и мемуарист. Его творчество тесно связано с эпохой Серебряного века и ранним советским периодом. Azbooka.ru
Некоторые факты из биографии:
Родился в Нижнем Новгороде. 
Учился в нижегородском Дворянском институте, затем в гимназии Пензы. 
В 1918 году — литературный секретарь Издательства ВЦИК. 
Автор программных документов имажинистов: «Декларация» (1919), «Восемь пунктов» (1920) и «Буян-Остров. Имажинизм» (1920). 
Участник объединения «Артель имажинистов».
В 1922–1924 годах — один из авторов журнала «Гостиница для путешествующих в Прекрасном». 
В 1924–1925 годах — заведующий сценарным отделом «Пролеткино». kino-teatr.ru
С 1928 года жил в Ленинграде (в 1941–1943 в эвакуации в Кирове). 
Печатался в журналах «Литературный современник», «Звезда» и других. 
Некоторые произведения Мариенгофа:
поэмы «Магдалина», «Кондитерская солнц» (обе 1919);
поэтические сборники «Руки галстуком», «Стихами чванствую» (оба 1920), «Тучелёт», «Развратничаю с вдохновеньем» (оба 1921), «Разочарование» (1922);
драматическая поэма «Заговор дураков» (1922) из эпохи Анны Ивановны, гротески «Вавилонский адвокат» (1924), «Двуногие» (1925);
комедии «Люди и свиньи» и «Бергамский плут» (обе 1934);
пьесы в стихах «Шут Балакирев» (1940, новая редакция 1959) и «Совершенная виктория» (1943) из эпохи Петра I;
«Суд жизни» (1947) о борьбе с космополитизмом, «Рождение поэта» (1951) о М. Ю. Лермонтове, «Остров великих надежд» (1951) о событиях Гражданской войны 1917–1922;
сборник «Маленькие комедии» (1957).
Некоторые мемуарные произведения: 
«Роман без вранья» (1927), «Роман о цинике» (1928), «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (полностью опубликована в 1988 году). kino-teatr.ru
Умер 24 июня 1962 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).
А ну вас, братцы, к черту в зубы!
 А ну вас, братцы, к черту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.

Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарем!
Живем без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поем.

Горят сердца, когда родному краю
Железо шлет суровый враг.
Поэтам вольность молодая
Дороже всех житейских благ.

Выбирала, какое стихотворение взять в блог, и не могла выбрать. Всё про революцию. Эпатаж, ниспровержение мифов. Хотела про любовь (Анатолий Мариенгоф и его жена Анна Никритина были идеальной парой), но и тут что-то в стилистике Владимира Маяковского с его "Облаком в штанах". Выбрала про "не почитаю старину".

Имажинизм (от лат. imago — «образ») — литературное течение в русской поэзии Серебряного века. Основная идея — создание новой, образной поэзии, где первостепенное значение придаётся визуальным и эмоциональным образам, которые воздействуют на чувства и воображение читателя, порой даже шокируя его.
Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла ему быструю и шумную известность. Поэтика его "имажинистских" стихов блистала эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия и революционной жестокости.
"Стихами я объелся": скандалы, любовь и Есенин в жизни Мариенгофа ссылка
"Первый денди Страны Советов" — так современники говорили о поэте Анатолии Мариенгофе, и он действительно был им. В 1920-е годы они вместе с Есениным, освободившимся тогда от влияния крестьянских поэтов, шокировали общественность экстравагантным поведением. Руководили поэтическими концертами, своим кафе на Тверской улице Москвы и двумя книжными магазинами, публиковали открытые письма друг другу.
Николай Бухарин, редактировавший газету "Правда" в те годы, называл стихи Мариенгофа "замечательной ерундой", а Иосиф Бродский считал роман "Циники" "одним из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века". Читать полностью 

Комментариев нет:

Отправить комментарий