19 мая 2012

19 мая -- День пионерии


Картинка 10 из 17675
Я был когда-то пионером, 
И в то, что будет коммунизм
По-детски искренне я верил,
Поскольку был душою чист.
Я по утрам свой алый галстук
Горячим гладил утюгом, 
В кино переживал за Красных 
И собирал металлолом, 
Маршировал под барабаны, 
Любил, когда играет горн, 
Цветы дарил я ветеранам 
И обожал ночной костёр. 
Картинка 19 из 17675Я помню, как до «синей ночи» 
Мы пели песни у костра 
О том, что «дети мы рабочих», 
Что ждёт нас светлая пора. 
И мы «всегда готовы» были 
Хоть в космос, хоть на целину,   
В забой, чтоб «сказку сделать былью», 
А если надо — на войну... 
Забыт давно и галстук алый 
И пионерский тот салют, 
Теперь другие идеалы 
И песни новые поют. 
Давно уж старый горн в утиле, 
А цель былую — коммунизм, 
Для многих нынче заменили 
Нажива, алчность и цинизм. 
С весёлой грустью вспоминаю 
Времён далёких дребедень, 
А девятнадцатое мая
Теперь простой весенний день!
19 мая -- 90 лет со дня рождения пионерской организации имени Ленина . Это была  детская коммунистическая  организация в Советском Союзе. Мы все были пионерами.

Рыжие рулят!

Рыжие рулят!!!
«Рыжие рулят!!!» на Яндекс.Фотках

Грузить. Из Словаря модных слов

Когда был изобретён робот, возникли страхи: не победит ли он "натурального" человека, не станем ли мы все роботами?  Вроде бы человечество уцелело. Новые опасения внушает теперь тотальная компьютеризация: мы то и дело сравниваем свой внутренний мир с техническим устройством и начинаем сомневаться в неисчерпаемости нашего сознания. Неужели у нас теперь вместо сердца не "пламенный мотор", как пелось в советской песне, а твёрдый диск, не способный уже вмещать поступающие со всех сторон вести о людских бедах и страданиях. Становится неприличным делиться с собеседником своими проблемами -- это теперь называется  осуждающим словечком "грузить". И о серьёзных фильмах тоже говорят: "слишком грузит". А многие ли сегодня в состоянии воспринимать Достоевского, который каждого читателя загружает гигабайтами самых глобальных, "проклятых" вопросов?
Будем надеяться на лучшее. На то, что жизнь как-то наладится, что мы подобреем  друг к другу. И в ответ на наши исповеди и жалобы  услышим  от своих близких не раздражённое: "Не грузи!", а участливо-сочувственное: "Не грусти!"
Владимир Новиков.

ГИА: подготовка к заданию В 8

Образец формулировки задания:
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с 
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным илипараллельным.
Что должен знать ученик, выполняя задание В8?
Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.
Если данное определение вам показалось непонятным, тогда представьте себе паровозик с вагончиками. Например, такой:

Все знают, как прикрепляются вагончики к паровозику: один за другим.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении предложения следуют по этому же принципу: одно за другим.
Паровозик - это ГЛАВНОЕ предложение.
Вагончики - это ПРИДАТОЧНЫЕ предложения.
Схема такого такого предложения будет выглядеть следующим образом:
Запомните главные признаки СПП 
с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением:

О слове как художественном образе

Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое  слово  не является художественным. Слово получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?
Это прежде всего -- сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образ. Сочетаниями образов управляет поэтическая мысль.
Н. Заболоцкий.

17 мая 2012

Ещё совет психолога к экзаменам

Разбор причастия как формы глагола

Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземленном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющееся женское лицо (И. Ильф и Е. Петров). 
Вертящаяся — глагол, нач. форма вертеться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение. 
Заземленном — глагол, нач. форма заземлить;
пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;
непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п.;
синт. роль: определение. 
Смеющееся — глагол, нач. форма смеяться;
пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр;
непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;
синт. роль: определение.
Источник здесь

Повторяем причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
К признакам глагола относятся
— вид (СВ и НСВ),
— переходность (признак актуален для действительных причастий),
— возвратность,
— время (настоящее и прошедшее).
— залог (действительный и страдательный).
В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.
К признакам прилагательного относятся

О пользе анализа текстов

Умение понимать трудные тексты разных стилей создаётся посредством упражнений во всестороннем (языковом и литературном) анализе (под руководством учителя) разнообразных литературных образцов и посредством изучения элементов теории словесности.
Л.В. Щерба

Дом – компьютерная мышка

Лого Дом – компьютерная мышка/Наш лучший друг – компьютерная мышка сегодня выступает в новой для себя роли. Теперь это не устройство для ввода информации, это небольшой передвижной дом в виде привычной нам компьютерной мыши. 
Теперь же мышкой можно не только пользоваться не только при работе на компьютере, в ней можно жить. И это не фантастический сюжет в стиле фильма «Дорогая, я уменьшил наших детей», а вполне реальная архитектурная новинка. Международная дизайнерская группа Architecture and Vision создала прототип небольшого жилого дома в виде компьютерной мышки. 
Дальше...

Выложившие ответы в интернет ученики не смогут пересдать ЕГЭ в 2012 году


eeg2В текущем году в России ужесточены требования к проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Как передаёт «Интерфакс» со ссылкой на главу Рособрнадзора Любовь Глебову, школьники, которые будут размещать во время экзамена материалы ЕГЭ в интернете, будут лишены возможности пересдачи. Также сообщается, что введены новые степени защиты на контрольно-измерительных материалах, которые позволят идентифицировать размещенные в интернете материалы.
Помимо этого, в ряде регионов будут применяться системы обнаружения и подавления телефонных сетей. Также установлено, что на 15 учащихся, которые сдают экзамен, должно быть не менее двух организаторов. Если это невозможно, то организаторы должны принимать дополнительные меры контроля.
Источник здесь 

16 мая 2012

Советы психолога

Источник здесь

Примеры грамматических явлений и их роль в тексте

 Обособленные согласованные определения
  •        помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  •        помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  •      помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните:Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)
 Несогласованные обособленные определения
  •                      помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картинуустановить причинно-следственные связиСтепан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу
Обособленные приложения
  •   поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  •   помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед. Источник здесь

Роль вводных слов в тексте

  • ·                     выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  •                      выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  •                      указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

Тренируйтесь!

Новый тест в формате ГИА по этой ссылке   http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/05/2012_988.html#more
Тренируйтесь!

ГИА: настройся на лучшее

Мотиваторы — это изображения, способные побудить человека к действию, стимулировать его врожденные потребности психологического роста, стремления к повышению своей компетентности и реализации творческих способностей. 
Мотиваторы помогут расширить сознание, увидеть новые пути решения вопросов, настроиться на положительный лад.
Дальше... 

14 мая 2012

Бессмыслицы Эдварда Лира с его рисунками

Симпатичная леди с Атлантики,
Завязавши ботинки на бантики,
Знай гуляла по пристани
Со щенками пятнистыми
И порочила климат Атлантики.
Жил на свете старик в бороде.
Говорил он: «Я знал, быть беде.
Две совы, три чижа
И четыре стрижа
Свили гнезда в моей бороде».
Источник здесь 

Поэт Эдвард Лир -- автор стихов-лимериков

Эдвард Лир — английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы», автор многочисленных популярных абсурдистских лимериков.
Эдвард Лир родился 12 мая 1812 года в лондонском предместье Хайгейт. Он был 20-м ребёнком в семье, и его воспитанием занималась старшая сестра Энн. Когда Эдварду было 15 лет, он вместе с сестрой обосновался в отдельном доме. Будучи талантливым художником, Лир начал работать книжным иллюстратором. В возрасте 19 лет он выпустил свою первую книгу «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев» (1830).
В 1846 году Лир выпустил «Книгу нонсенса» («Book of Nonsense» — переводится также как «Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики. Вскоре этот жанр приобрёл значительную популярность.
Стиль и сюжеты нонсенса Лира оказали влияние на творчество его современника — Льюиса Кэррола, на французских сюрреалистов, русских обэриутов (поклонником Лира был Даниил Хармс).

Язык есть мысль и чувство

В книгах наши писатели развили, вырастили русский язык, а мы его усвоили от них путём чтения. И это имеет  совершенно исключительное значение, потому что наш язык не есть  механический набор разнообразных слов: он есть сама мысль и само чувство, создаваемое посредством слов; чувство, мысль и слово -- одновременны. 
Андрей Платонов

ГИА: типовые варианты тестов


Типовые экзаменационные варианты  тестов по русскому языку  ГИА 2012 года напечатаны вот в таких сборниках (есть 5 и 12 вариантов, здесь 28).
Блок 2 вариант 5 по этой ссылке http://www.docme.ru/doc/40418/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-2-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0... Попробуйте решить.

Критерии оценки сжатого изложения

Смысловая целостность -- основной признак текста, который в школьных учебниках выражается через понятия "основная мысль текста" и "тема текста". Целостность текста выражается  в единстве темы.
Речевая связность -- связность, имеющая  формальные показатели, выраженные грамматическими или лексическими средствами.
Логические ошибки -- нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий, объединение двух или более суждений в одном предложении, пропуск слова или словосочетания, которое понятны автору, но неизвестно читателю.
Абзацное членение текста связано с авторским замыслом и может выполнять или логико-смысловую, или экспрессивно-эмоциональную, или акцентно-выделительную функции. Для текстов, рассчитанных только на интеллектуальное восприятие, характерны абзацы тематические (каждый абзац раскрывает новую микротему), для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, -- абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные.
Оценивается также коммуникативный замысел. Просто говоря,  все элементы текста должны быть разложены по полочкам, автором должна быть понята тема текста.

Сжатое изложение: приёмы сжатия текста

Приёмы сжатия текста можно разделить на содержательные и языковые. Однако разделение это условно, так как одно без другого невозможно. Среди содержательных приёмов основными являются:
1) разделение информации  на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и т.д.);
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:
1) замены:
-- замены однородных членов  обобщающим наименованием;
-- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-- замена  предложения или его части указательным местоимением;
-- замена  предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-- замена сложноподчинённого предложения простым;
2) исключения:
-- исключение повторов;
-- исключение6 фрагментов предложения;
-- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.